Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Гарантии по социальной поддержке детей сирот Как оформить данный статус

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

Кто относится к данной категории

Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

Закон делит их на две возрастные категории :

Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :

  • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
  • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

Перечень мер помощи и компенсаций

Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

  1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
  2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
  3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
  4. Гарантии, которые дают право на труд.
  5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:

  • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
  • повышенная , что больше обычной на 30-50%;
  • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
  • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
  • предоставление бесплатного места в общежитии;
  • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:

  • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
  • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
  • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.



Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.


Меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей , установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в дальнейшем по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ), а также некоторыми другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

  • Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ;
  • Государственная социальная стипендия студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на время академического отпуска по медицинским показаниям;
  • 100% заработной платы, начисленной студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период производственного обучения и производственной практики;
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами регионы могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Московской области Постановлением от 26 февраля 2013 года N 109/8 утвердило "Региональную стратегию действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы", одной из приоритетных целей которой является обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время статьей 2 Закона Московской области от 05.07.2006 N 98/2006-ОЗ "О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации" установлено назначение при усыновлении в семьи российских граждан на каждого ребенка единовременное денежное пособие в размере 30000 руб. и ежемесячное денежное пособие в размере 10000 руб.

С региональными льготами и мерами социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах " по своему региону проживания.

Новости по теме

  • Сирот могут признать детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

    Перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут дополнить, включив в него детей-сирот. Соответствующий законопроект в первом чтении поддержали депутаты на пленарном заседании 18 марта.

  • Как регионы Урала распределят выделенный на соцподдержку миллиард рублей

    Уральский федеральный округ занимает лишь шестое место по численности населения среди девяти "коллег", а по площади входит в тройку крупнейших. Значит, нам есть к чему стремиться - огромные территории ждут первопроходцев. Хочется верить, что нововведения, которыми запомнится 2020 год, помогут...

  • Представители "Единой России" выступили с инициативой предоставить россиянам льготу на оплату занятий детей в спортивных секциях и приобретение необходимого для занятий спортом инвентаря. В частности, предлагается предусмотреть социальные налоговые вычеты. Соответствующее предложение направлено...

  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам)
  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам боевых действий

Последние федеральные новости по соцподдержке

  • В Пенсионном фонде разъяснили, как дистанционно продлить получение выплат

    Пенсионный фонд России упростил для граждан продление выплат, которые нужно периодически документально подтверждать. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

  • "Почта России" доставит все пенсии и пособия на дом

    В апреле почтальоны принесут пенсии и пособия всем получателям на дом.

В разных жизненных ситуациях ребенок может остаться без родителей и государство берет на себя ответственность по обеспечению таких детей, при этом каждый регион принимает решение самостоятельно.

Причины, по которым ребенок может остаться без родителей встречаются разные и в связи с этим таких детей подразделяют на: детей-сирот (у которых умерли оба или единственный родитель) и детей, оставшихся без попечения родителей, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей по причинам: лишение родительских прав, ограничение в правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы, если единственный родитель или оба родителя неизвестны и т.д.

Статус ребенка определяется на законодательном уровне, но при этом он получает при разных статусах одинаковую поддержку. Решение проблемы воспитания решается посредством: помещения ребенка в интернат или определения опекуна (для детей до 14 лет) или попечителя (для детей старше 14 лет). Рассмотрим какие гарантии и льготы предоставляются этой категории граждан со стороны государства.

Нормативное регулирование социальной помощи и поддержки детям-сиротам

Проживание и образование детей-сирот

Если ребенок лишается родителей, дальнейшее его существование определяется государством. В случае помещения ребенка в интернат он проживает на полном обеспечении, а в ходе обучения в интернате обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, устанавливаемым в соответствии с законодательством.

Государство в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им дополнительные гарантии по праву на образование. Дети-сироты могут обучаться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы и принимаются вне конкурса в образовательные учреждения СПО и ВО при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. При этом, они имеют право на получение второго начального профессионального образования без оплаты.

Дети-сироты, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВО и ВПО зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения и до достижения возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования.

Детям-сиротам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, кроме полного государственного обеспечения выплачивается:

  • стипендия, размер которой должна быть увеличена не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в этом образовательном учреждении
  • 100% заработной платы, начисленной в период прохождения производственного обучения и производственной практики
  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (осуществляемой за 30 дней до начала учебного года)

При предоставлении обучающимся (детям-сиротам) академического отпуска по медицинским показаниям сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия и образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом:

  • на городском, пригородном, на внутрирайонном транспорте (кроме такси)
  • один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы

Дети-сироты (выпускники), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего ПО, где они обучались, единоразово обеспечиваются:

  • одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, в соответствии с законодательством (по желанию выпускника может быть выдана денежная компенсация для их приобретения или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ)
  • единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Медицинское обслуживание и оздоровительные мероприятия для детей-сирот

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются:

  • бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном ЛПУ (в том числе диспансеризация, оздоровление, регулярные медицинские осмотры)
  • бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные учреждения, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно

Решение жилищных проблем детей-сирот

Дети-сироты, имевшие жилое помещение, сохраняют право на него на весь период пребывания в образовательном учреждении независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ и на период нахождения в учреждениях лишения свободы.

Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий 3 месяцев.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с законодательством РФ и региона, площадью не ниже законодательством нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (12 кв.м на человека) и не более:

  • 33 кв.м – для одиноко проживающих детей-сирот
  • 42 кв.м – на семью из 2 человек, являющихся детьми-сиротами
  • 18 кв.м – на каждого члена семьи (детей-сирот) при ее численности 3 человека и более

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1 : Какие льготы имеют дети-сироты при обращении в центры занятости?

Ответ : Зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного детям-сиротам выплачивается пособие по безработице в порядке, установленном законодательством РФ и органы службы занятости осуществляют профессиональную ориентацию, направляют на получение дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство.

Вопрос №2 : Могут ли дети-сироты получить бесплатную юридическую помощь?

Ответ : Дети-сироты и их законные представители могут обратиться за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей.