Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Наши читатели поделились опытом, когда можно оставлять своего ребенка одного дома, а также дали рекомендации, как сделать это так, чтобы все прошло спокойно и без инцидентов. Полную подборку советов вы можете посмотреть на .

Кадр из фильма «Один дома»

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше – в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, – одни рекомендации психологов и педагогов.

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина , срочно нужны были лекарства, малую – в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия – 40 минут – вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом – залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике – воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока.

С семи лет: развиваем самостоятельность

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой...

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Согласно , который мы провели среди наших читателей, 42% родителей считает, что можно оставлять ребенка одного дома с семи лет. 21% – придерживается мнения, что лучше чуть позже – с девяти лет. А вот 18% мам и пап готовы оставить дома одного малыша уже с пяти лет. На вопрос, где ребенку безопаснее носить ключи от дома, проголосовавшие в основном выбирали пункт «в ранце/рюкзаке, где есть специальный карман для ключей». С просьбой присмотреть за детьми родители готовы чаще всего обратиться к родственникам или друзьям – 73%. Оптимальное время отсутствия взрослых в квартире по результатам голосования – от получаса до полутора часов.

С какого возраста дети могут находиться одни дома по закону?

Строго говоря, в России нет конкретного закона, который бы регулировал именно нахождение детей дома одних. Однако существуют другие законы, имеющие к этому отношение. Во-первых, ответственность у нас наступает с 14 лет. То есть с момента получения паспорта. Поэтому нахождение такого ребенка дома одного ничем не грозит его родителям с точки зрения закона. Во-вторых, у нас есть статья «оставление в опасности». Если с ребенком до 14 лет дома случается несчастье, то родителей привлекут по ней. В моей практике был случай, когда семилетняя девочка выпала из окна, находясь одна дома. Родителей привлекли к ответственности именно по этой статье.

Кирилл Рогов

юрист, специалист по семейному праву

Как сделать так, чтобы все прошло спокойно

Если говорить о советах, то самое главное – это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе – оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье – организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся – научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей – обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

3. Если стучат или звонят в домофон – не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.

Вопрос, когда же ребенка можно оставить дома одного, рано или поздно встает перед всеми родителями. Можно ли, допустим, сбегать в магазин минут на 10-15? Многие скажут: все зависит от ситуации, от ребенка, насколько он готов, насколько вы уверены в том, что все будет в порядке.

Но все чаще и чаще встречаю знакомых, у которых дети - ровесники моего семилетнего сына:

А Даня где?

Дома, что ж его тащить сюда, я же на 10 минут. Он уже полгода как остается, если я ненадолго.

Приятельниц я часто расспрашиваю: А не боишься оставлять? А может ли он тебе позвонить? А что, если ты вовремя не вернулась (задержалась, застряла в пробке, сел мобильный, застрял лифт, хватил «кондратий»)?

В ответ получаю привычное:

Ну ты напридумываешь. Так проще вообще детей не рожать.

Решила «прогуглить» разные страны. Русскоязычные источники гласят, что «в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет, но при подробном изучении это оказалось не совсем верно.

1. США. В каждом штате действуют свои законы о возрасте, начиная с которого ребенок может остаться дома.

В некоторых штатах есть четко прописанные ограничения: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве, начиная с 10 лет, в штате Мэриленд, начиная с 18 лет, и еще в нескольких штатах с – 14 лет.

Вообще, закон США с разных сторон рассматривает вопрос одиночества ребенка дома:

Родитель будет нести ответственность, если ребенок оставлен в небезопасных условиях или не накормлен, не одет должным образом. Что конкретно означает «небезопасные условия», «не накормлен», «не одет» – на усмотрение суда.

В случае несчастного случая, родители могут быть признаны виновными, если суд посчитает ситуацию, в которой ребенок остался один, не полностью безопасной. Судом учитывается возраст ребенка и другие обстоятельства.

В целях пожарной безопасности, запрещено оставлять ребенка до 8 лет одного в закрытом помещении запертым. Жилой дом относится к такому типу помещений.

2. Канада. В законах этой страны больше конкретики, чем в США. В большинстве штатов запрещено оставлять дома одного ребенка до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа. Для того, чтобы оставить ребенка более, чем на 2 часа, должна быть уважительная причина и предприняты такие действия по безопасности как: оповещение соседей, периодические звонки домой, обеспечение продуктами и питьем.

4. Австралия. Здесь возрастных ограничений нет. В случае неприятностей или несчастного случая суд будет решать, насколько верным было решение оставить ребенка одного. Существует множество предписаний рекомендательного характера. Родители не обязаны их выполнять, но в случае возникновения проблем, их поведение будет рассмотрено как ошибочное.

6. Франция. Закон во Франции гласит, что родитель несет ответственность за то, что ребенок до 15 лет в полной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.

7. Россия. В российской законодательной практике четких возрастных границ, когда ребёнок может оставаться один, не установлено. Существует несколько законов об ограничении нахождения детей в общественных местах, но все эти они регламентируют самостоятельное пребывание ребёнка на улице, вопрос о пребывании дома целиком и полностью находится сфере личных предпочтений родителей.

Получается, что во многих странах, как и в России, нет конкретного возраста, до которого родитель не может оставить ребенка одного дома. И все, действительно, сводится к видению этого вопроса родителем.

Как же понять, готов ли ребенок остаться один?

Пройдите тест. Если вы ответите «НЕТ» более 2 раз – ребенку не стоит оставаться одному.

Милейшая Мэри Поппинс, развлекающая детей в отсутствие родителей, - недостижимая мечта многих взрослых, вынужденных ломать голову над тем, кому сидеть с их чадом во время каникул или по вечерам.

Оставлять ребенка совсем одного в поздние вечерние часы не рекомендуется, пока ему не исполнится 12 лет. К ночи все детские страхи усиливаются, поэтому 5 часов, проведенные в одиночестве в утреннее время, и тот же промежуток, в течение которого ребенок ждет родителей вечером, требуют совершенно разных нервных затрат.

Конечно, можно ссылаться на наше детство с ключом на шее или на 6-летних рабочих английских мануфактур 18-го века. Однако если рассматривать самостоятельность ребенка с точки зрения воспитания, нас не может не волновать то, какой ценой она достигается. Поэтому, опрашивая знакомых, родственников , психологов и педагогов по поводу самостоятельного пребывания дома вашего ребенка, не забудьте спросить его мнение по этому вопросу.

Чего боятся родители

Поскольку взрослые, зная творческую натуру своего ребенка, не берутся предсказывать, что он придумает в следующую минуту, их страхи носят характер вселенских катастроф.

Пожары и наводнения. Игра в кораблики с незакрытым краном или кулинарные эксперименты с включенной плитой, безусловно, могут привести к трагическим последствиям. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка дома одного, необходимо убедиться в том, что у него сформированы прочные стереотипы безопасного поведения . Например, если он регулярно забывает выключать воду после умывания, вероятность потопа в ваше отсутствие очень высока. Важно уделить специальное время тренировке полезных привычек, чтобы свести риск к минимуму.

Травмы и отравления. Как правило, они происходят в тех ситуациях, когда ребенок, гордый своей самостоятельностью, решает быть еще более взрослым и пытается достать что-то с антресолей или принять лекарство в случае плохого самочувствия . Необходимо договориться с сыном или дочерью о том, что без вас они не будут делать того, чего никогда не делали раньше. Попросите каждый раз, когда ребенка посещает очередная гениальная идея, обязательно задавать себе вопрос: «А что сказала бы мама?».

Злоумышленники. Как ни странно, но многие взрослые боятся воров и похитителей не меньше, чем их дети. Однако, в отличие от ребенка, родители могут взвесить все факты, почерпнутые в криминальной хронике, и определить наиболее безопасное время для его самостоятельного пребывания в квартире. Лучше всего планировать дела на утро выходных или в будни с 16 до 20 часов, когда большинство соседей находятся дома.

Чего боятся дети

Чтобы оставить ненадолго ребенка одного дома, обязательно нужно его согласие. Но дети часто отказываются побыть наедине с собой из-за страхов .

Темнота. Наше географическое положение, из-за которого большую часть года светает поздно, а темнеет рано, порождает страх темноты не только у детей, но и у взрослых. Однако если последние способны контролировать свои эмоции, то детям крайне сложно бороться с охватывающей их паникой. В результате ребенок может просидеть несколько часов подряд в углу, не притрагиваясь к игрушкам или урокам. Свет, включенный во всей квартире, не спасает от страха, поскольку за окном все равно темно, и ребенок ощущает себя заложником в осажденной крепости. Для того чтобы помочь сыну или дочери подружиться с темнотой, нужно рассуждать с детской точки зрения. Например, скажите ему о том, что в темноте не видны не только таинственные опасности, но и он сам. Поэтому в любой момент ребенок может спрятаться в темноте, и она его не выдаст. Или купите ему игровой шпионский набор с прибором игрушки . Что касается зомби и дементоров, то авторы книг и фильмов просто придумывают их, не имея другой возможности заработать себе на жизнь. В качестве подтверждения своих слов покажите ребенку ролик, посвященный работе гримеров, превращающих милых и улыбчивых актеров в монстров.

Родители не придут. Это абсолютно иррациональный страх, с которым возможно бороться, только бесконечно повторяя: «Я тебя люблю и обязательно вернусь, что бы ни случилось!».

Российское законодательство

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Кроме того, на совести беспечных родителей случаи, когда дети страдали и даже погибали от рук маньяков и насильников.

Статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, "если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев; оно наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев; либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Несмотря на то, что эта статья в принципе подходит для наказания беспечных родителей, на практике она почти не действует. Юристы говорят, что на скамье подсудимых практически никогда не оказываются родители, оставившее малыша без присмотра на детской площадке.

Согласно статье 125 УК РФ ("Оставление в опасности") , заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству , старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, ‑ наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо арестом на срок до трех месяцев; либо лишением свободы на срок до одного года.

Мировой опыт

В США действует система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system). Чаще всего американские семьи сталкиваются с этой системой после того, как на них подают жалобы на насилие над ребенком или на оставление ребенка без присмотра, непредоставление ребенку достойных условий проживания и пр.

Совокупность действий родителей называется "дурным обращением с ребенком"(child mistreatment) ‑ это действия родителя/родителей или опекуна (няни, воспитателя, учителя и пр.), которые привели к смерти, серьезному физическому или эмоциональному ущербу, к эксплуатации ребенка, либо к возникновению риска для жизни и здоровья ребенка. Непринятие действий, которые могли бы предотвратить ущерб ребенку, также считается "дурным обращением". Специальные государственные агентства, контролирующие действия взрослых, не вмешиваются, если ребенок пострадал в результате действий посторонних людей ‑ этого рода преступниками занимаются правоохранительные органы.

В разных штатах США действуют различные законы и правила по защите детей. Соответственно различаются и методы применения этих законов. Однако во всех штатах любой человек имеет право сообщить соответствующим органам (как правило, полиции) о своих подозрениях в отношении дурного обращения с детьми

Детей, которым угрожает серьезная опасность, направляют в приют, к родственникам или отдают под опеку другой семьи на время расследования и суда. В менее серьезных случаях за провинившимися родителями устанавливается наблюдение, причем родители обязаны пройти обязательные консультации с психологом.

Большинство детей, которые были отобраны у беспечных родителей, переселяются к родственникам или в семьи опекунов (те получают государственные пособия на ребенка). Если это невозможно, дети попадают в детские дома и дома для совместного проживания "трудных" и бездомных подростков (для их обозначения используется термин "групповые дома"/group home).

Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Можно ли оставлять ребёнка школьного возраста дома одного? А почему нет? А насколько? Мы попросили женщин поколения, выросшего “с ключом на шее”, высказать своё мнение.

И попросили присоединиться всех желающих. Включая одну бывшую инспектора по делам несовершеннолетних – для полной картины.

В десять – да, в тринадцать – нет

В Германии по закону до 12 лет нельзя оставлять, например. Больше сказать ничего конкретного не имею. Всё очень сильно зависит от самого ребёнка. У моего сына в развитии такие скачки были и откаты, что в 10 могла бы оставить, а в 13 боялась через дорогу пускать одного. У него тогда как будто в мозгу что-то щёлкнуло, от гормонов и стресса многие социальные навыки отключились, когда дорогу переходил, даже по сторонам не глядел. То есть в восемь сам бегал в магазин, а в тринадцать его в школу отводил папа чуть не за руку.

Вигвам

Всегда спокойно относилась к тому, чтобы оставлять ребёнка дома одного. Стало немного не так спокойно, когда узнала историю подруги: та оставила дома четырнадцатилетнюю дочь с более мелким племянником, и племянник устроил себе вигвам из одеяла на диване, и в вигваме зажёг костёр. Дочь успела только извлечь мальчишку и выбежать из квартиры, загорелось всё на отлично.

С высоты опыта

Говорю как бывший ребенок, отец и почти дед. Малышей, пожалуй, не стоит, а младших школьников – почему нет? Если, конечно, они вменяемы и не сожгут себя вместе с домом.

Жена рассказывала, как приходила с младшими братом и сестрой с первой смены, а их мама отправлялась в другую школу, учить во второй смене. “Дети!..” – “Да, мамочка, к печке не подходить”.

Что касается длительного отсутствия, то здесь все индивидуально. Но чем оставлять дитя на три дня, лучше сплавить его кому-нибудь.

Но дети должны быть соответствующим образом просвещены. Как сейчас помню: лет в пять я играл в пылесос стерженьками от конструктора. Сунул их в розетку, держа двумя руками. Хорошо, напряжение тогда было 127 вольт. И мама дома была. А второй раз, тоже примерно в том же возрасте – нашел бенгальские огни. Зажег один. Уронил на пол. И решил залить первой попавшейся под руку жидкостью – одеколоном. Впрочем, когда вспыхнуло, не растерялся и огонь затоптал. Но подпалина на паркете осталась. В этот раз дома никого не было.

Заботливый сынок

Моей дочке 3 с половиной года. Одна она никуда не залезет и ничего не натворит. Но может испугаться… И от переживаний потом даже заболеть. А я в таком возрасте запросто одна оставалась. Тихонько сидела и играла, мне дома было лучше, чем где бы то ни было с кем бы то ни было.

Моего брата оставляли одного рано. Эти две истории были до моего рождения, значит, ему не было еще 2 лет 8 месяцев. Он решил позаботиться о семье и нагреть всем воды для мытья (в доме была только холодная вода) и включил кипятильник в пустом ведре… В другой раз решил напечь всем печенья. Напек. Оно было горелое, в кухне был ужас, но печенье, по слова мамы, было вкусное.

Моя крестница с пяти лет сама себя обслуживает, ничего не боится, и спокойно остается одна. В 6 лет первый раз осталась одна дома ночью. Мать со старшей поехали на бесплатную “ночь в музее”, а малая была дома, никаких проблем. Максимум, что могло случиться – это пригоревшая яичница. Но там плита с суперзащитой, и пожара не случится.

Пуговички

Мой отец родился в 38-м, стало быть это накануне войны как раз было. Или даже до эвакуации, отец – ноябрьский. Последнее объясняло бы, почему некому было приглядеть – другие заботы.В общем, в три года его оставляли одного. У бабушки была работа напротив, она из своего окна видела окно с сыном. Малыша оставляли с пуговицами, он сидел и их перебирал. Мне даже показывали в Малоярославце, где были эти два окна…

Творожок

Стала оставлять дочку с 9 лет (сейчас ей десять). Сначала минут на 15 – до магазина и обратно. Волновалась жутко! А потом потихоньку на подольше и на подольше… У нас в США законы строгие, надолго до 13 лет оставлять нельзя, но часа три она прекрасно дома сидит – и уроки сама делает и даже однажды ужин мне приготовила! На ночь я пока не стала бы оставлять – боязно. Думаю лет в 15 можно будет, но посмотрю что там вырастет.

Меня с 4-х лет где-то на полдня одну оставляли. Одно из ярких воспоминаний детства – как мама перед работой показывает на будильник и объясняет, что когда большая стрелочка будет тут а маленькая вот тут, надо подойти к холодильнику и съесть творожок.

Одна дома

Дочь моих знакомых в 12 лет сидела одна дома, лежала с ангиной, когда все уехали праздновать на дачу. Смотрела в постели мультики с телефона в темноте и одном наушнике. В квартиру кто-то зашёл, и она сначала решила, что это родители вернулись, но потом поняла, что там – чужой человек. Написала смс-ку родителям, схватила со стены декоративную катану и затаилась. Когда грабитель в её комнату зашёл, стала со всей дури без перерыва бить его катаной по голове, пока он не перестал пытаться вставать. В общем, мужика повязали вызванные родителями менты. Что могло быть, если бы девочка спала или была не так находчива, можно только представить.

Комментарий эксперта

Анна С., педагог, бывшая инспектор по делам несовершеннолетних

Дети все разные. Кто-то дома спокойно остается, кто-то истерику устраивает, оставшись без мамы в классе первого сентября, в первый школьный день. Во времена нашего детства (80-90-е) была принята самостоятельность детей, которая и в массовой культуре нашла отражение (см. книжку “Дядя Федор, пес и кот” хотя бы, или передачи “Радионяня”, “Поможем маме”). Дети сами класса со второго, а кто-то и с первого ходили в школу, забирали из детского сада младших братьев или сестер, помогали убираться дома, ходили в магазин, ездили в учреждения дополнительного образования. Сейчас ситуация поменялась. В кружки и секции детей младшего школьного возраста, а также в школу именно “водят”. Одно дело, когда на другой конец города, или вечером, по темноте. Другое – когда школа рядом с домом, а дом детского творчества или музыкалка – за пять остановок, и занятия днем.

Здоровая самостоятельность – необходимый элемент воспитания личности. Самостоятельность допустима только при наличии определенных навыков ориентирования и самообслуживания. Если брать ребенка психически здорового, без отклонений в физическом и психическом развитии, то годам к 8-10 он должен знать свои ФИО, ФИО родителей, адрес фактического проживания, способы добраться общественным транспортом или пешком от места учебы до места жительства. Должен уметь расплатиться в магазине, посчитать с помощью калькулятора сдачу, купить билет в общественном транспорте и воспользоваться им (в местах, где кондуктор отсутствует).

Должен уметь пользоваться микроволновкой и электрочайником, чтобы разогреть себе обед в отсутствие старших дома. По поводу газовых и электрических плит все индивидуально, поэтому я бы здесь не стала делать каких-то предписаний или замечаний. Умеет – хорошо, не умеет – не страшно, вырастет- научится, главное – не затягивать с этим.

Еще ребенок должен полностью владеть навыками личной гигиены, без напоминаний чистить зубы, мыться и причесываться. Да, девочка может не уметь сама заплетать длиннющую косу, которой так восхищаются окружающие, но убрать волосы в хвост должна бы спокойно. Ребенок должен уметь одеться самостоятельно, завязав все шнурки и застегнув все пуговицы.

А еще ребенок должен знать, куда нужно звонить, если произошла экстренная ситуация. Телефоны пожарной охраны, скорой, полиции должны ВСЕГДА у ребенка быть в памяти, тем более сейчас номер единый. На эту тему с ребенком необходимо говорить, не пугая, но правдиво рассказывая, в каком мире мы живем и что может случиться.

По поводу оставлений дома. Если мама уходит на дежурство на ночь, то я бы не советовала оставлять чадо, не достигшее 14 лет. Хотя бы потому, что ребенок может испугаться, а чувство защищенности ему необходимо. Лучше попросить остаться кого-то из взрослых. Если мама с работы приходит поздно, хорошо, если она будет звонить и сообщать, где она находится, а так же во сколько примерно будет дома.

Оставить можно, как мне думается, часов на 5-7 спокойно. Оставляет же мать ребенка одного в школе. Придя домой, ребенок должен находить там покушать.

И еще по поводу самостоятельности. Ситуация. Пришла мать с работы в 11 вечера, и садится с дитем уроки делать, до двух часов ночи. Какое отношение будет у ребенка к учебе, маме? Ничего хорошего в конечном итоге. Я за то, чтобы по мере сил приучать ребенка делать уроки самостоятельно, чтобы родители их только проверяли и помогали, а не все полностью проделывали вместе с дитем. Тогда и оставить одного проще.

Подумайте также, чем будет ребенок заниматься в ваше отсутствие. Ну, уроки выучит, сделает себе бутерброд и погреет котлеты, посмотрит телевизор, а дальше? Это уже на ваше, мамы, усмотрение. Вы ваших детей лучше знаете.

Оставлять детей одних и уезжать в другой населенный пункт категорически не советую. Случиться может все, что угодно. Элеметарно: дети часто боятся долго быть одни. А тут получается, что мама пусть по делам, но уехала, и делай что хочешь. А вдруг скорая помощь понадобится? А вдруг ребенок случайно затопит соседей (трубу прорвать может, например), понадобится срочно войти в квартиру аварийным службам – и что делать тогда? Представляете, какой для ребенка стресс может быть? Это самые грубые примеры.

А на хозяйстве оставлять в разумных пределах можно и нужно. Хоть и на полдня.

Фото: Shutterstock
Текст: Лилит Мазикина