Пасхальная кукла оберег: мастер-класс. Кукла пасхальная голубка своими руками Народная тряпичная пасхальная кукла

Мастер - класс
Традиционная народная кукла. Тряпичная кукла «Пасхальная голубка».

Цель: развитие и укрепление интереса к культуре славянских народов, формирование национального самосознания.

Задачи:

Обучающие: дать обзор народных традиций, праздников, обрядов;

показать, что народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания школьников, соединяют патриотические чувства и личные переживания; показать, какое наследство оставили нам предки.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся;

коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;

развивать навыки связной речи, умение слушать;воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к народным традициям страны, своей семьи.

Основные приёмы и методы работы:

Словесные : рассказ, объяснение, беседа.

Демонстрация: изучаемых объектов, приёмов работы.

Практическая работа: по изготовлению объекта труда.

Индуктивные и дедуктивные: анализ и синтез, сравнение и аналогия, абстрагирование и обобщение.

Дидактические задачи: приобретение знаний, формирование умений и навыков, использование знаний на практике.

Оборудование:

ножницы; вата; нитки; тесьма, ткань из расчёта на одного человека:

красная: 3 квадрата 25 Х 25 (туловище, юбка)

цветная: треугольник из квадрата 20 Х 20 (косынка); прямоугольник 5 Х 10 (передник)

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Теоретическая часть.

Слайд 2

Исторические особенности.

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла.

Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом».

Слайд 3

У наших предков было много различных обрядовых кукол, но самые красивые всегда были пасхальные куклы. Одной из таких является кукла Вербница . Для нее всегда оставляли самые красивые лоскуты, пояски и тесемки. Такую куклу делали обычно за неделю до Пасхи, к Вербному воскресенью. В руках Вербница должна держать три веточки вербы. Лицо у нее украшено крестом.

Лицо и руки Вербницы всегда делали из красной ткани, так как красный цвет символизировал собой жизнь. А праздник Пасхи – это праздник жизни и возрождения. Изготовление этой куклы считалось таким же обязательным занятием перед Пасхой, как и роспись яиц. Их дарили на счастье, радость. Кукла могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год делали новые такие куклы).

Слайд 4

Пасхальная голубка.
Эта кукла не для игры, она вешалась под образа в Красный угол. Пасхальная голубка - яркая кукла красного цвета (от названия праздника «Пасха красная») и напоминает голубя. Голубь в христианстве – символ Благой вести о Воскресении Христа.

    Практическая часть.

Слайд 5

Для изготовления нужно взять 3 квадрата красного ситца. Размер квадратов 25х25. Немного наполнителя, красные нитки, ножницы.

В середину красного квадрата вкладываем наполнитель и формируем голову. На месте шеи перевязываем.

Слайд 6

Слайд 7

В получившийся треугольник внутрь вкладываем наполнитель и формируем грудку. Она должна по форме напоминать сердечко. После этого на месте талии перевязываем красной ниткой.

Слайд 8

Из двух оставшихся квадратов вырезаем круги для юбки. Складываем их в 4 раза и срезаем углы и серединку.

Слайд 9

В получившееся в центре отверстие (обоих лоскутков) протаскиваем до талии туловище. Привязываем юбки снизу.

Слайд 10

Переворачиваем куколку. Расправляем юбки.

Слайд 11

Оформляем головку (платок, повязка).
Украшаем куклу передником.

    Рефлексия.

Что знали?

Что узнали?

Где можно применить?

Татьяна Лазарева

Кукла Вербница

Кукла Вербница символизирует весеннее пробуждение природы и олицетворяет собой женщину, идущую в церковь освящать вербу. Верба на Руси повсеместно считалась целебным растением, наделенным особой жизненной силой. Ветками освященной вербы друг друга хлестали, желая здоровья. Делали куклу накануне Вербного Воскресенья. В руки кукле давали три веточки вербы. Куклу делали обычно для детей, и они с ней ходили за вербой перед Вербным Воскресеньем. Полагалось, что кукла оберегает детей , помогает им, показываете дорогу домой, не дает заблудиться.

Кукла Пасха

Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха . Пасхальная кукла символизирует женщину, которая идет на Пасху освещать куличи и яйца. Выполняется кукла в красных цветах . Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. В ручках куколка держит свечу и узелок, который символизирует котомку с пасочками. Куклу можно выставлять в окошко вместе с куличами и крашеными яйцами, а также на продолжении всей Пасхи . Красный цвет всегда символизировал собой жизнь.


Такие куклы -обереги были необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник, дарить их - значило оказывать большую честь! Куклы хранились на почетном, видном, но не доступном для "чужого " человека месте!

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Славянские куклы-обереги» «Не зная прошлого не поймешь настоящего и будущего» Ход занятия: Цель: воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского.

Конспект беседы «Куклы наших бабушек» с последующим изготовлением куклы Цель: познакомить детей с русскими народными куклами, научить изготавливать детей куклу из ткани. Демонстрационный материал: куклы или картинки.

"Куколка-оберег своими руками" Мы вместе с бабушками и мамами сделали куколки из ткани, синтепона и шерстяных ниток. Желающих научиться.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Чудо-обереги» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Чудо-обереги» Цель: познакомить детей с русской.

Куклы-обереги - важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась.

Для пробуждения у детей интереса к театрализованной игре, я сшила персонажей сказок «Репка» и «Пых». Дети с удовольствием играют чулочными.

И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.

План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ» «Кукла-мотанка» Педагог дополнительного.

    Пасхальная голубка вся в красном. В книге Н. Шайдуровой голубка другая. Сделала по её книге, выложила на свою страницу в инете, как и все другие куклы. Так столько выслушила... Мама не горюй. Так какая все таки правильная ГОЛУБКА?

    Я видела пока только в красном исполнении. Но вы не переживайте; очень всегда обидно и грустно, когда люди нападают на других, сами толком не зная сути. Куклы изменчивы, как и мир вокруг, и железных правил здесь быть не может. Но многие почему-то эти самые железные правила отстаивают, а суть-то совсем в другом.

    Если честно, мне для праздничной весенней куклы гораздо ближе вариант небесного цвета, а не красного. Я потому пасхальную куклу и не делала никогда, что она мне не близка. Другого цвета была бы ближе. И неважно, какие кто правила навязывает.

    Тем традициям, что сейчас часто так рьяно отстаивают, не так-то много лет. История же глубока, а куклы людей всегда сопровождали, и делать их надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).

    Спасибо за ответ. Моя голубка в цвете немного от неба и первых цветов, от солнышка, от чистого весеннего воздуха. Она мне очень близка. Решила показать.

    Веснянку напоминает, замечательная куколка!

    Екатерина Трифонова. Я совершенно согласна с тем, что навязывают своё мнение очень часто те, кто не знает народных традиций. Действительно куклы - обереги или берегини сопровождали людей всегда. Каждый, кто их делал, делал для себя. И у всех они были совершенно разными. Недаром же народная мудрость гласит: какова пряха, такова на ней рубаха. Ни у одной мастерицы, именно мастерицы, никогда не получится две совершенно одинаковые куклы. Тем более когда оберег изготовляется для кого-то конкретно.

    Вы пишите, что куклы делать надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).
    25 марта 2013 admin А как же тогда народные традиции будут сохранятся?

    Опять встаёт вопрос о границах творчества. Если все мастера будут делать «совершенно разных» кукол, то никто этих кукол не сможет узнать, а традиции раздробятся и исчезнут. Здесь то же самое, что с грамотностью - если все слова писать по-своему, так, как услышалось, то чтение превратится в расшифровку. Однако, это не значит, что словотворчество надо запретить. Надо всего лишь отделять его от безграмотности и косноязычия. Слов «прожелтить» или «волниться» нет в словаре, точно так же, как и слов «калодиц» и «виласипет», и по этому формальному признаку они похожи. Однако же, разница очевидна. Точно так же и с куклами. Конечно, изменения необходимы и возможны - это личный вклад мастера в народное наследие, но вклад этот должен обогащать наследие, а не разрушать его. Поэтому границы допустимого и при изменении известных кукол, и при создании новых довольно узки. В этом и вся трудность.

    Одна и та же кукла в разных районах может быть сделана даже на основе разных конструкций, но тем не менее главные черты её облика всегда позволят её узнать. Надо только верно заметить эти черты. Цвет в пасхальной кукле - одна из таких черт. Любовь к красному цвету у нашего народа - больше, чем любовь:) Красный и красивый недаром почти синонимы. В «Материалах...» Срезневского «краситися, красоватися» значит радоваться. Красный говорит не просто о нарядности и красоте - о большой радости. Я не знаю, появилась ли пасхальная кукла недавно или переродилась из более древней, дохристианской куклы, но в любом случае цвет здесь не случаен: для христиан пасха - один из самых больших праздников, в дохристианские времена начало весны, пробуждения всего живого, ожидание «лета красного» - радость ничуть не меньшая. Поэтому цвет здесь важен.

    Я уже не раз писала, что менять что-то в кукле можно только, когда понимаешь, для чего и как она была создана и почему получилась именно такой. Если этого понимания нет, лучше ничего не трогать, иначе от народной куклы ничего не останется. Мне не по душе пасхальная кукла, и я просто не стану её делать. Если мне захочется сделать куклу весны, радости, пробуждения природы, я сделаю её по-своему, но не стану называть пасхальной. А возможно, мне хватит уже существующих кукол - веснянок, птицы Радость... Веснянок, к примеру, существует несколько, но всем ясно, что это именно веснянки. А показанная куколка совсем не похожа на пасхальную.

    И ещё кое - что вдогонку:) Вчера перечитывала письма и дневники П. Бажова и наткнулась на такое местечко:
    Как складывается сказочная деталь, это объяснить не умею. Причина, вероятно, в том же, о чём уже говорил выше: образ не выдумывается, а берётся готовым с деталями. Правда, он видоизменяется, преобразуется в зависимости от основной мысли автора, но, как говорят строители, не выходя из габаритов: козлику Серебряное копытце не даётся волчьих признаков; лисе (свахе и няне башкирского фольклора) нельзя приписать что-нибудь, не свойственное этому типу.

    Мне думается, то же самое можно сказать и о народной кукле - что-то менять можно только, не выходя из габаритов, иначе получится неправдоподобный, неубедительный и непонятный образ, который будет размывать или даже опорочивать то имя (название куклы), которое он несёт, и тот смысл, который заключён в этом имени...

    А как понять, уместны или не уместны какие-то изменения, подходят они кукле или нет? Здесь недостаточно желания, предпочтения или наития. Поможет только труд и глубокое знание, добытое этим трудом. Вот ещё одна выписка из Бажова:

    "Разве... А.С. Пушкин не поразителен своей трудоспособностью? Работая над историей Пугачёвщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолёте и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить кое - кого из наших современников за адекватным трудом! Написали бы несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, два романа, четыре пьесы, пять сценариев, один малоформистский сборник, а у Пушкина всё это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем иных современников и говорим: "А у предшественников лучше". Да потому, что у предшественников труда больше предшествовало, чем у нас".

    На рукукле не раз уже поднимался вопрос о мировоззрении наших предков, поскольку без этого нельзя понять их творчество, в том числе и кукол. Вопрос интересный и непростой. Но в обсуждениях только раз за разом повторяются одни и те же набившие оскомину чужие слова, и никто даже не подумал покопаться в литературе, подумать СВОЕЙ головой и постараться САМОМУ понять - что заботило наших предков, как они жили, во что они верили и каким представляли мир. Сейчас нередко заглядывают в книги Б. Рыбакова и черпают оттуда много сведений об обрядах и обычаях. Но самое интересное в них другое - у Рыбакова можно поучиться верной методологии мышления, разумному подходу, умению делать выводы даже при недостаточности материала и стремлению разобраться в самой сути любого вопроса. Нигде и никогда он не повторяет слепо выводы предшественников, всегда находит и силы, и время, чтобы разобраться в них самому и тогда уже или согласиться, или опровергнуть эти выводы. Если бы все поступали так же, уже давно бы наступил золотой век человечества...

Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Прошло совсем немного времени и мы снова вместе! Поводом для встречи послужил христианский праздник – Пасха.

Пасха - также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник, главный праздник христиан.

В семейном клубе «Рукодельница» мальчишки и девчонки с удовольствием готовились к Пасхе . Наши предки на Пасху обычно делали куклу. Она называется Пасхальная Голубка . Эта кукла не для игры, она вешалась под образа (иконы) в Красный угол. Пасхальная Голубка - яркая кукла красного цвета (получиланазвание от праздника “Пасха красная”) и напоминает голубя. Голубь в христианстве – символ Благой вести о Воскресении Христа.

Кукла необычная, с «прической». Сзади на голове у этой куклы есть типа кули.За нее кукла подвязывается и создается впечатление, что она летит. Это очень простая в изготовлении куколка.

Такую куколку вы сможете сделать самостоятельно или с помощью взрослых. Пасхальная Голубка, равно как и остальные куклы, не создаются в суете. Им нужна тишина и сосредоточенность на смысле и сути создаваемой куклы.

Что нам потребовалось для изготовления?

· Два квадрата 30х30 см ярко-красной ткани и еще один красный квадрат немного другого оттенка.

· Немного ваты или синтепона.

· Красные нитки.

В середину одного квадрата кладем вату и формируем голову, отделяем нитками шею. Затем этой же ниткой отделяем часть головы, формируя прическу куклы, и завязываем нитку на месте шеи, обрезаем нитку.

В треугольник, получившийся ниже головы, кладем вату и формируем грудь у куклы. Она по форме должна напоминать сердце. На месте талии завязываем красную нитку.

КУКЛА НА ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО и ПАСХАЛЬНАЯ КУКЛА.

ДВА МАСТЕР-КЛАССА.

Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились целую неделю, и люди, надевая лучшие одежды, шли в церковь, благословляли и прощали друг друга и, конечно, дарили подарки. Самым желанным и знаковым подарком в этот светлый праздник было яйцо – символ зарождения новой жизни и самой Пасхи. Яйца не только красили, но и расписывали, выводя прекрасные узоры. Вся пасхальная неделя была полна веселья и радости. Славили Иисуса Христа, и во всех православных храмах проводились священные литургии. Колокольный звон был слышен по всей округе, и каждый мог подняться на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Завораживал и очищал души тот колокольный звон, давая каждому надежду на светлую жизнь.

Благодать на колокольне –
В тишь звонят колокола,
Зорькой ранней ветер вольный
Ластит Церкви купола.
Льётся ангельское пенье,
Серебрится гладь небес,
В день Христова Воскресенья –
Мир вам, люди! Бог воскрес!

Символом новых надежд и желаний, добра к близким и совсем
незнакомым людям были не только пасхальные яйца, куличи, но и
простые куколки, сделанные своими руками. Эти куклы дарились,
освещались в церкви и, конечно, украшали дом. В разных местах
проживания делали разными кукол, но смысл, заложенный в них,
был один – нести людям радость, оберегать семью, дом и благополучие.



Очень интересна и необычна кукла на пасхальное яйцо. Эта кукла
была хранительницей некого секрета, причем, радостного, празднично
– пасхального! Внутри куклы пряталось пасхальное яичко. Такой
подарок мы сегодня с вами постараемся сделать сами. Автор
Наталья Майданик. Для изготовления понадобится:
- ткань, отбеленная льняная или х/б белая для тела куклы в виде
прямоугольника для скручивания тела, размером 32х20 см и для
ручек размером 10х14 см; размер ткани подбираться по размеру
куклы и фактуры самой ткани, - вата или синтепон для головы,
нитки «ирис» красного цвета и, яйцо, которое вкладывается в куклу.
Кукла представляет собой скрутку и делается в традиционной технике изготовления народной куклы с небольшими дополнениями.



Последовательность действий:
1. Берем ткань для тела, скручиваем в столбик, чтобы сформировать
тело куклы и сделать более округлую форму головы, мы берем
небольшой комочек ваты, вкладываем в скрутку в районе головы,
а тогда уже перевязываем шею.



Причем свернуть тело (полученный столбик) нужно так, как
показано ниже, чтобы сформировать своеобразный карман для
нашего пасхального яичка. Внимательно смотрим фото!



Закрепляем подгиб ткани и еще раз туго закрепляем нитью вокруг
шеи, чтобы получить своеобразный карман. Скручиваем ручки из
второго подготовленного прямоугольника ткани, перевязываем ладошки и вкладываем полученную «конфетку» - ручки прямо под шею куклы.



Выделяем талию и не забываем про обережный красный крестик из
красных ниток на груди и, если хотите, на лице (как у куклы мотанка).
Тело куколки готово!



Вкладываем в образовавшийся карман (в районе предполагаемых ног
куклы) приготовленное яичко и проверяем, все ли хорошо получилось.
Если яичко не помещается или, вдруг, кармашек оказался велик, то в
районе шеи, где мы фиксировали основу, можно будет, размотав нить,
чуть прибавить или убавить длину тела и, соответственно, изменить величину кармана.
Вид сбоку и спереди:






Кукла почти готова. Остается только нарядить её в юбочку или сарафан и повязать платочек и фартучек. Я украсила куклу вышивкой в народном стиле и нарядила в красную (символично для Пасхи) юбку и платок.Вид сбоку (в одежде) и вид снизу, когда в куклу уже вложено пасхальное яйцо:









Кукла на пасхальное яйцо готова!

Второй МАСТЕР-КЛАСС.
Еще одна ПАСХАЛЬНАЯ КУКОЛКА.

Сразу после Масленицы разгульной пост Великий начинался, в ожидании самого почитаемого христианского праздника – Пасхи Красной! Готовились к Пасхе загодя. И Благовещение встречали – птичек на волю выпускали. Пекли из теста жаворонков весенних - всех угощали. Другие умельцы птичек из полена стругали, а кто – из тряпицы цветной без иголки да ножниц умел мастерить. Вот и праздник! Вот и Благовещение! И Вербное воскресенье не забывали – куколок Вербниц делали. А там и Пасха не за горами. А какой праздник без подарков? Кроме пасхальных куличей и яиц крашеных-расписных, готовили и другие подарки. Кто из дерева мастерил, кто ткал - вязал, кто кукол крутил. Всё для Пасхи, всё для радости. Главное условие в изготовлении пасхальных кукол: лицо и руки делались из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Пасхальные куклы основаны на технике скручивания ткани в трубочку – закрутку (столбушку). В руки такой кукле вкладывали мешочек с подарками и веточку вербы – символа Пасхи и Вербного воскресенья. С вербой проводились обряды для здоровья, а куклы участвовали в этих обрядах. Когда вербу приносили домой, ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Не я бью - верба бьёт, верба хлест бьёт до слёз", "Верба красна, бей до слёз, будь здоров!". А стегая ребятишек, приговаривали: "Как вербочка растёт, так и ты расти!" Считалось также,что верба наделять здоровьем, энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
Для изготовления Пасхальной куклы понадобится:
– лоскут льняной ткани (размер зависит от высоты куклы);
– ткань (квадрат) красного цвета для тела и платья куклы, тесьма красная или золотистая для украшения, веточка вербы (желательно);
– красная прочная льняная нить (ирис);
– немного ваты для формирования округлости головы и груди куклы.



Последовательность действий:
1. Туловище куклы – столбик (скрутка) – делается из лоскута льняной ткани. Внутрь самой скрутки можно вложить трубочку из газеты, мягкой бумаги или целлофана, тогда ткани на изготовление туловища понадобится меньше. Аккуратно обернув тканью полученный столбик (скрутку), перетянем его в трех местах нитью,выделяя шею, талию, ноги.



2. В квадрат красной ткани укладываем скрутку так, чтобы выделить голову (для формирования округлости головы подложим немного ваты), перетягиваем красной нитью – это будет шея.



3. По сторонам от головы, в виде вытянутых треугольников формируется основа для скручивания рук (рукавов платья) куклы.



4. Каждый треугольник ткани поочередно подгибается внутрь и
скручиваются руки куклы. Завязываются ладошки.



5. После формирования рук (рукавов) приподнимается передняя часть куска ткани и вкладывается вата (скаточка), чтобы выделить грудь куклы.



6. Ткань опускаем, перевязывая туго талию куклы. Основа куклы готова.



7. Остается украсить куклу. Одежда её может состоять из пышной юбки, передника, сарафана, кофты и т.д. Кукла должна быть подпоясана. Тон в одежде лучше подобрать темнее или светлее основы, чтобы кукла была более выразительна. Можно нарядить в кокошник, повязать платок и т.д. В руках – мешочек с пасхальным подарком и веточка вербы. Чтобы кукла была устойчива, можно к основе приклеить кружок из картона, обтянутый красной тканью.



Теплой весны Вам и светлой Пасхи!