Роль конструктора в формировании личности и развитии ребенка. Старт в науке Влияние конструктора лего на развитие младших школьников

Конструкторов много не бывает – такого мнения придерживаются в нашей семье. У нас их много, разных. Но самым универсальным и самым любимым у моих разновозрастных детей (9 лет и 2 года), к которому они всегда возвращаются после не столь долгого переключения на другие конструкторы, является конструктор Лего.

Придуманный в Дании в 1932 году, сейчас конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии. И творческий порыв увлеченного ребенка остановить будет уже невозможно. А ? Легко!

Когда начинать играть

Как указывает производитель, играть в Лего можно с 1,5 лет и уже не останавливаться. Так, например, наш папа с удовольствием «играет» в Лего-роботы (LEGO MINDSTORMS). Для деток от года и до 5 лет прекрасно подойдет серия DUPLO с самыми крупными кирпичиками. После 3 лет можно добавлять к играм и «мелкое» Лего (крупное и мелкое Лего хорошо соединяются между собой). В играх только с «мелким» Лего нужно учитывать сложность заданий, чтобы не отбить интерес.

Простой и универсальный, конструктор Лего является прекрасным пособием для развивающих игр, и не только потому, что из него можно построить все что угодно . Его можно использовать как угодно и практически где угодно. В любых видах деятельности, которыми занят малыш или дошкольник. Кубики Лего можно добавлять практически к любым играм: простым (например, построить башню или забор) и сюжетным, математическим, к играм на физическое развитие и играм на чтение.

Давайте посмотрим, в какие развивающие игры с конструктором Лего можно играть в зависимости от возраста вашего малыша:

Развивающие игры с конструктором Лего от 1 года до 2 лет

С года до двух лет ребенок бурно развивается физически и активно познает мир. Он активно и по-разному манипулирует с предметами, строит первые причинно-следственные связи.

Игры на складывание, бросание, доставание

Кубики Лего можно складывать в коробки , ведерки, кузов грузовика или вагон поезда, в пакеты – бумажные с ручками или обычные целлофановые. Мой младший сын больше всего любит складывать Лего в обычные целлофановые пакеты и носить их потом по квартире, очень собой довольный.

В закрытой коробке можно проделать отверстие, подходящее для ручки малыша, и положить в коробку несколько кубиков Лего разных по цвету и / или форме. Малыш будет с интересом доставать кубики из коробки по одному через это отверстие. И каждый раз «добыча» будет другой.

Кубики можно пересыпать из одного ведерко в другое . Можно научить ребенка говорить при этом «Ба-бах». А еще кубики из нескольких контейнеров можно ссыпать в один и устроить «Легопад». Это когда кубики с грохотом высыпаются из контейнера на пол (только подберите такой контейнер, чтобы ребенку было удобно его поднимать самому). Эту игру большинство детей в этом возрасте предпочитают всем остальным.

Знакомство с цветом, формой, размером. Сортировка

Играя в конструктор Лего с ребенком, проговаривайте цвета и размер кубиков. Сначала с маминой или папиной помощью, а потом и самостоятельно ребенок может сортировать кубики по цвету и размеру . Только не надо так говорить ребенку: «Давай подели кубики». Придумайте антураж для игры, это совсем не сложно. Можно грузить маленькие кубики в маленькую машину, а большие – в большую, или селить рыбок в красное или синее море (в качество красного или синего моря прекрасно подойдут листы цветного картона).

Можно играть в эти игры с небольшими постройками из кубиков: палочками или кубами (делается из четырех кирпичиков 2*4, для прочности второй ряд кирпичиков ставьте поперек), «грибочками» или «пирожными». Например, палочки могут состоять из одноцветных или чередующихся кубиков или быть собраны «как попало».

Башенки из кубиков различного цвета, разной высоты и толщины позволят познакомить ребенка с цветом, объяснить ему такие понятия как «высокий» – «низкий», «толстый» – «узкий». Высокую и низкую башню ребенок может потрогать, он или его любимая игрушка могут ее перешагнуть. Толстую и тонкую башню можно попробовать сломать. Какая сломается легче? Такое знакомство ребенка с окружающим миром через действие более эффективно, чем простое рассматривание развивающих книжек, и просто незаменимо для гиперактивных детей.

Одинаковый – разный, такой – не такой, похожий. Выборка

С использованием небольших построек можно наглядно объяснить ребенку понятия «одинаковый» и «разный» . Например, попросить найти две одинаковые палочки – конфетки для куклы. Можно показать малышу два одинаковых куба, а потом заменить в кубе один кирпичик. И вот – кубы уже разные.

Ребенка ближе к двум годам можно попросить выбрать из кучи предметов предметы с одним признаком . Например, попросить собрать в корзинку грибы только с желтой шляпкой, потому что только они на нашей полянке съедобные, а грибы с красной шляпкой – мухоморы – кушать нельзя.

Физическое развитие и крупная моторика

Конструктор Лего можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития крупной моторики. При наличии достаточного количества кубиков DUPLO из них можно построить дорожки, через которые нужно перешагивать, или столбики (для устойчивости лучше с основанием 2*2 кубика), которые нужно обходить или даже «классики». Только в такие классики нужно играть по облегченным правилам: не перепрыгивать, а перешагивать.

Перепрыгивать дорожки и играть в «классики» может не только сам ребенок, но и любимая игрушка в его руках. Столбики может объезжать машина-грузовик. А еще машина может проехать под мостом или заехать в гараж, который построили папа или старшие братья и сестры. Выполнение различных движений с игрушками также очень полезно для развития двигательных навыков малышей.

Кубики Лего можно кидать в таз , тренируя меткость. Красные – в красный таз, а синие – в синий.

Первые самостоятельные постройки из конструктора Лего

Ближе к 1,5 годам можно научить ребенка ставить кубики рядом : это может быть дорожка, забор или поезд. Пусть маленькая игрушка походит по дорожке или проедет на поезде. Положительные эмоции малыша – и через какое-то время по такой дорожке будет ходить игрушка уже не вашей, а в его руке.

Держа малыша у себя на коленях или сидя сзади него и взяв его руки в свои, научите его скреплять кубики между собой – строить башенки.

Очень подогревает интерес к игре наличие блоков с колесами : можно построить машину, поезд, автобус… и кого-нибудь покатать или что-нибудь куда-то отвезти.

Потом можно научить ставить кубики на Лего-пластину и снимать их – сажать цветочки и собирать упавшие яблоки. Почти все дети любят разбирать Лего-постройки . Не спешите останавливать малыша, эти действия тоже полезны для его ручек и дают ему информацию о возможности изменения формы предметов. А построить что-то заново можно попросить старшего брата или сестру, особенно если разница в возрасте достаточно большая, и в другие игры дети вместе не играют. А в конструктор можно играть всем вместе.

На пластине можно строить в высоту , а можно выкладывать мозаики : чередовать кубики по цвету и/или размеру, выложить синий дом с желтыми окнами или выложить машинку (правда, колеса у нее будут квадратные). Выложить сам орнамент малыш сможет только ближе к 4 годам, но поучаствовать – вполне.

Мозаику из кубиков Лего можно выгладывать и на бумаге . Обведите на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета или наклейте квадраты подходящего цвета или размера. Шаблон готов. Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).

Научившись скреплять кубики между собой, ребенок сделал первый шаг к использованию конструктора по его прямому назначению . Теперь очередь фантазии. Покажите ребенку пример: постройте простенький замок с башенками, или машинку, или кого-то живого с туловищем и выступающей головой. Не нужно сложных построек, лучше добавьте эмоций. Обыграйте свою постройку. «Ой, что-то у нас машина не заводится… Уфф» или «Кто это там так громко лает?!» Малыш запомнит эмоции и будет пробовать строить сам, раз это так весело!

Развивающие игры с конструктором Лего от 2 до 4 лет

С 2 до 4 лет ребенок еще активнее познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры.

Лего–сортеры

Для деталей Лего различной величины можно сделать сортер . Желательно только, чтобы он был не слишком высоким, чтобы детали не могли войти в него торцом, и не было соблазна засунуть их всех одинаково. При наличии большого количества кубиков сам сортер можно также сделать из Лего.

Для тренировки мелкой моторики и, чтобы младшему не было обидно, что ему не дают «мелкий» Лего, мы делали для младшего сына такой сортер из «мелкого» Лего, ему очень нравилось (только играть нужно под строгим присмотром взрослых).

Учим ориентированию в пространстве

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Строя с ребенком башенки, домики, заборчики, обращайте внимание ребенка на слова «верх» – «низ», «вверху – внизу», «над» – «под», «справа» – «слева», «в середине», «рядом», «внутри» – «снаружи», «видно» – «не видно» . Добавление к игре игрушек из киндер-сюрпризов , наборов мелких зверей «Домашние и дикие животные», маленьких машинок или просто картинок на картоне позволит обыграть эти понятия более ярко. Через некоторое время Вы увидите, как ваш ребенок в своей самостоятельной игре делает те же самые действия.

С маленькими фигурками можно сыграть в игру «Домики» . Возьмите листок бумаги и карандаши. Обведите по контуру понравившуюся деталь Лего. Это будет домик, посадите в него игрушку. Попросите ребенка нарисовать домик для какой-то другой игрушки или гараж для машины. Рисунок можно дополнить другими деталями. Нарисуйте или выложите дорожку от домика к домику из кубиков Лего, и игрушки смогут ходить друг к другу в гости.

Игра «Обезьянка»

Ближе к трем годам с ребенком можно поиграть в игру «Обезьянка», предложенную Никитиными в своей книге «Интеллектуальное развитие». Сделайте два одинаковых набора из 2-3 кубиков. Один возьмите себе, другой отдайте ребенку. Расскажите ребенку о том, что обезьянки любят все повторять. Сначала обезьянкой будет он: вы строите, он повторяет за вами (сразу или после того, как вы закончили). Потом можно поменяться местами. Постепенно количество кубиков можно увеличивать.

Математические игры

В математических играх простор для конструктора Лего просто не ограничен. Понятия «больше» – «меньше», «выше» – «ниже», «длиннее» – «короче», «один» – «много», счет, сравнение . Попробуйте измерить рост любимых мягких игрушек малыша или длину его машин не в попугаях или мартышках, а в кубиках Лего. Или разделить три яблока (кубики Лего) между двумя игрушками.

Лего–игры с сюжетом

После двух лет малыши с удовольствием играют со взрослыми в сюжетные и тематические игры. В эти игры также можно добавить развивающие элементы с конструктором Лего .

Кубики Лего можно грузить в кузов грузовика или вагоны поезда и возить на стройку – к старшему брату или сестре. На пластине или без нее можно построить из кубиков Лего лестницу или гору и покорять ее. Кормите куклу или мягкие игрушки? Кубики Лего могут быть печеньем, ягодами, да всем чем угодно. Палочку из кубиков – «булочку» – можно «поделить» поровну между всеми игрушками, и нож вам не понадобится, достаточно просто разъединить детали. Из кубиков Лего можно сварить в кастрюле «суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла… Все зависит только от вашей фантазии.

Лего и тематические недельки

Мой младший ребенок очень любит Лего, но мне самой скучно просто так строить. Я стараюсь добавлять игры с конструктором Лего в . Тематическая неделька ? Стройте машины, автобусы, поезда. Катайте зверей, возите грузы. При проведении тематической недельки или «Лето» грибы и ягоды из кубиков Лего с удовольствием окажутся в корзинке юного грибника. Тематическая неделька «Овощи – фрукты» или ? Поделите между игрушками оранжевый куб – апельсин – на дольки или соберите с грядки огурцы – зеленые кирпичики. У вас тематическая неделька ? Сделайте цветочную клумбу на пластине Лего: размещайте кубики Лего в произвольном порядке или чередуя цвета.

Заниматесь ? Стройте из кубиков Лего исторические достопримечательности. Сделайте объемные Лего-пазлы. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на подходящие детали Лего (желательно одного типа). Предложите ребенку собрать особенных зверей, которые живут в Австралии, Африке или Южной Америке.

Во время тематической недельки «Музыка» мы строили из Лего клавишные инструменты: пианино, орган. И младший, и старший были в восторге. Младший одновременно со мной построил свою версию органа и потом ее несколько дней всем демонстрировал.

Тематические наборы Лего

У Лего огромный ассортимент тематических наборов, в том числе и для самых маленьких. Ребенок обожает поезда? Вот вам поезд. Любит машины – пожалуйста. Зверей – и для него найдется тематический набор. Дома тематические наборы обычно не живут в отдельных коробках. Смешав тематический набор с набором основных кубиков или два тематических набора, ребенок испытывает обычно взрыв воображения и творческий порыв.

Развивающие игры с конструктором Лего о т 4 до 5 лет

Лего и впечатления из жизни

После 4 лет постройки ребенка из конструктора Лего становятся еще более «узнаваемыми». Зачастую дети переносят в игры с конструктором свои недавние впечатления . Ребенок смотрел мультфильм про кота Леопольда? И вот уже две Лего-мыши делают пакости рыжему Лего-коту. В этом возрасте ребенок способен построить уже целую сюжетную композицию. Поддерживайте его в этом начинании. Не всегда нужно давать ребенку узнаваемого кота или мышку. Ребенок способен сам «найти» их в окружающей его среде, главное, чтобы она была развивающей.

Попробуйте из конструктора Лего построить героев книжки , которую вы сейчас читаете с ребенком. Обыграйте несколько сцен из книги или придумайте свой, неожиданный поворот сюжета. С младшим сыном мы в неполные два года с восторгом обыгрывали сказку «Колобок» (эта сказка всегда вызывает у него восторг, даже при обыгрывании без ничего, просто на пальцах.)

Лего–загадки

Можно загадывать Лего–загадки . Вы строите из Лего персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Он должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям куда больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

В этом возрасте ребенок уже может начать строить , если вы при нем несколько раз сделаете это сами. Первые инструкции можно делать для ребенка самим, но не по шагам, а просто сфотографировав постройку с разных сторон. Это даст ребенку возможность творчески подойти к заполнению постройки внутри.

Лего–арифметика

Наверное, не будет преувеличением сказать, что игры с конструктором Лего могут заменить учебник арифметики. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, складываем, вычитаем, делим . Из скольких кубиков будет башня, если зайчик принес три, а мишка – два кубика? По сколько яблок достанется зайке и мишке, если с яблони упало 4 яблока?

Ближе к пяти годам можно играть с ребенком в магазин . Деньгами будут кубики Лего. Для начала можно условиться, что каждая деталь стоит единицу. Потом можно договориться, что каждая деталь стоит столько, сколько выступов на ней. Научите ребенка давать сдачу в магазине. Еще один вариант для деток постарше – стоимость детали зависит от ее цвета.

Лего–геометрия

Во время игр с конструктором Лего ненавязчиво можно познакомить ребенка с симметрией , понятием «наоборот» . На игровое поле положите палку или линейку. Это зеркало. С одной стороны зеркала выложите фигуру, попросите ребенка повторить ее со своей стороны зеркала. Это осевая симметрия. Постройте вместе с ребенком мандалу из деталей Лего . Это центральная симметрия. Соберите палочку из разноцветных кубиков, попросите ребенка повторить ее «наоборот» – сверху вниз.

Также игры с конструктором Лего подводят ребенка к понятиям «периметр » и «площадь» . Постройте контур бассейна из кубиков Лего. Понадобилось 16 кубиков – это периметр. Заполните его водой (синими или прозрачными кубиками Лего в один ряд). Хватило 8 кубиков – это площадь. Или можно сделать для бабушки ковер из кубиков Лего – это тоже площадь. Аккуратно складывая кубики в контейнер, вы заполняете его объем. Заставлять заучивать понятия «периметр», «площадь», «объем», а тем более устраивать тестирование совершенно не нужно. Ребенок просто должен почувствовать эти понятия руками .

Использование одновременно «мелкого» и «крупного» Лего дает играм разнообразие и подводит ребенка к понятию подобия.

Лего-кубики и чтение

На грани кубиков можно наклеить буквы или слоги и составлять слова. С этими словами можно много чего придумать. Их можно дарить» игрушкам или возить на поезде. С детками ближе к 5 годам – играть в «Поле чудес» (аналогично одноименной телепередаче). Переверните кубики с буквами так, чтобы ребенок их не видел. Скажите, что означает загаданное вами слово. Пусть малыш называет буквы. Если угадал, вы «открываете» букву.

Дайте свободу фантазии!

Как видите, развивающие игры и с конструктором Лего – это совсем не сложно. Более того, играя с кубиками Лего не совсем обычным способом, вы не только весело и с пользой проведете время с ребенком, но и научите его получать удовольствие от фантазирования и придумывания того, чего, казалось бы, не может быть. Начав, вы вскоре и сами уловите это вдохновляющее чувство творческой свободы. И не только в играх с ребенком…

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Если у вас есть дети, а дома ни одной детальки конструктора LEGO®, то вы очень странная семья. Потому что LEGO® является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. И как следствие, есть практически у всех детей в том или ином объеме.

И пока вы вспоминаете, как буквально минувшим утром вытащили из тарелки фигурку милой LEGO®-феечки и чуть не наступили на россыпь пластиковых кубиков, мы расскажем, как этот конструктор непосредственно влияет на развитие девочек и мальчиков от 3 до 103 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!

Факт N1: Развивается мелкая моторика

Самое простое и очевидное. Ученые, психологи и другие умные люди официально заявляют: пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. Вот так вот. Малыш собирает LEGO® - учится говорить.

Факт N2: Закладываются инженерные навыки

Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление еще никому не мешало. Девочек это тоже касается, ни в коем случае не нужно делить такие полезности на «м» и «ж»! Процесс сбора объемной конструкции по схеме развивает конструкторские навыки в отличном темпе. А если еще взять высокотехнологичные наборы, например, LEGO® Technic - пораскинуть мозгами придется как следует, а заодно их потренировать.

Факт N3: Подтягиваются основы математики и физики


Да, даже они. И опять-таки, не стоит думать, что это полезно и интересно только мальчикам - это полезно, интересно и очень важно всем. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер - вот она, физика в элементарном виде. Так развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика. Каким образом? Вот малышка разделила конструкцию из блоков на два равных куска, и уже поучилась делению, даже не осознав это!

Факт N4: Есть простор для творчества и фантазии


Что-то мы все о точных науках, а ведь LEGO® удивительным образом сочетает конструкторское дело с высоким творческим потенциалом. Собирать можно по схеме, а можно без нее. Из вертолета получится сделать крутую мельницу, если приложить чуть-чуть креативности. Из большого злого эльфийского дракона - много маленьких когтистых чудиков. И так далее. Огромный ассортимент разнообразных деталей позволит собрать что угодно из чего угодно . Дело за фантазией.

Факт N5: Способствует усидчивости

Это крайне важный пункт в условиях современного темпа жизни. Мало что может вытащить цифровое поколение из гаджетов, и тем более заставить посидеть спокойно за каким-то одним делом, а не пятью сразу. И это «мало что» - конструкторы LEGO®. Для сбора модели нужны три товарища - внимательность, усидчивость и терпеливость. Они ребенку очень пригодятся, всегда.

Факт N6: Собирает семью вместе


А это тоже очень полезно для гармоничного развития ребенка. Собирать LEGO® - отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушки с дедушками могут поучаствовать, если зрение позволяет. Взрослые с удовольствием конструируют, ведь это занятие не имеет возрастного ценза, ну и помочь малышу значит хорошо провести время вместе.

И вот вам маленький лайфхак, если ребенок поначалу проигнорировал конструктор LEGO®: разложите детали на видном месте и начните собирать сами. В девяти случаев из десяти через полчаса вы будете уже вырывать инструкцию из рук у малыша. В десятом может понадобиться час на это. Максимум.

Факт N7: Позволяет творить новые миры


Благодаря великому ассортименту LEGO® ваш ребенок сможет воплотить в играх свои самые смелые мечты. Моана запросто придет в гости в ледяной замок Эльзы, Ариэль совершит полет на , и никому за это ничего не будет. В общем, это идеальная возможность для «кроссовера» (встречи персонажей из разных вселенных), что способствует частым и длительным играм, развивающим навыки из пунктов № 1-№ 6. Сплошная польза.

Теперь вы убедились, что сложно найти другую такую игрушку, которая принесет ребенку столько же пользы разом, как LEGO®. Не зря этот конструктор считают одним из самых увлекательных изобретений XX века. Так и есть! Ребенку играть в LEGO® для развития не менее важно, чем читать книги или играть в обучающие игры. А родителей девочек обращаем внимание на новые наборы - прекрасную линейку с эльфами, драконами и магией, в лучших традициях жанра фэнтези и со сказочным простором для креатива.

Развивайтесь вместе с LEGO®!

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны. Редакция сайт расскажет, в чем феномен LEGO и как с помощью конструктора развивать мышление.

Порой сами родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи.

Какая польза конструкторов LEGO для детей?

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

Конструктор развивает воображение. Из деталей LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек ― это так интересно.

Безопасность конструкторов LEGO заключается не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей. Все игрушки собираются на заводе без использования клея, которым ребёнок может легко отравиться, слишком сильно им надышавшись или же попробовав деталь «на вкус».

Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными. По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка, даже больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы малыш ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишён образных игр , впоследствии проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира и дефект менталитета. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю.

Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.

Недаром этот бренд получил огромное количество премий и наград как одно из самых лучших и важных изобретений XX века. Для ребёнка такой конструктор нужен не меньше книг, различных обучающих программ и кружков.

Если у вашего ребёнка его ещё нет, вам обязательно нужно купить конструктор LEGO, подобрав подходящий по возрасту и соответствующий предпочтениям ребёнка:

От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.

От 3 до 7 лет . Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.

От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.

Леготерапия

В настоящее время леготерапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности. Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму ― попробовать себя инженером, где нужно много общения.

Логопеды отмечают, что при использовании конструктора в определённых методиках многие ребятишки избавляются от заикания.

Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.

Не зря говорят, что детство — самая прекрасная пора жизни. Окружающий мир кажется ребенку загадочным, необъятным и необыкновенно интересным. Поэтому именно в детстве стремление к познанию, обучению и творчеству выражено особенно ярко. В это время в ребенке закладывается фундамент его будущей личности, а, следовательно, главная задача любого родителя помочь развитию малыша, направив его в правильное русло. Но как это сделать?

Как известно, основную часть времени малыш проводит в играх. Но ведь игры бывают разные — наибольшее значение для развития ребенка имеют те, которые стимулируют стремление к обучению, предоставляя полную свободу действий и возможность создавать своими руками что-то новое. К подобным играм и относятся детские развивающие конструкторы от компании Лего, название которой сочетает в себе два важных смысла: «играй с удовольствием» (в пер. с датского) и «я учусь» (в пер. с латыни).

Дети — основные вдохновители разработчиков компании Лего, которая вот уже более полувека неизменно следует своей основной концепции — «обучение в игре». Смысл детского развивающего конструктора в том, что он не является законченной игрушкой. Конструктор Лего может принимать любую форму в соответствии с фантазией малыша. Таким образом, по мнению психологов, игра с конструктором может быть не только сюжетно-ролевой, как с обычной игрушкой, но и конструктивно-творческой. Именно творческая составляющая игры и делает развитие ребенка максимально всесторонним.

В процессе игры с конструктором ребенок развивает пространственное и образное мышление, логику и умственные способности. Сидя подолгу над объемными и сложными наборами (такими как Lego Castle или Lego City) ребенок учится концентрировать внимание, приобретает самостоятельность, терпение и упорство. Конструирование дает детям возможность получить наглядное представление о форме и размере предметов, учит их находить закономерности, а также выявлять собственные ошибки и недостатки. Развивающие детские конструкторы Лего из серии Duplo для самых маленьких формируют у малышей координацию и слаженность движений, развивают ловкость и мелкую моторику.

Игра с детским развивающим конструктором, несомненно, обладает большим преимуществом перед другими видами развивающей деятельности, такими как рисование, лепка или вырезание изделий из дерева. Прежде всего, постройки из конструктора всегда получаются яркими и красивыми вне зависимости от наличия у малыша каких-то специальных навыков и талантов, что дает ребенку ощущение успеха, радости и уверенности в собственных силах.

В заключение можно сказать, что мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, малыш помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.

Консультация для родителей

«Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»

Современное дошкольное образование предполагает интегративный подход к воспитанию и образованию дошкольников, основанный на взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения в синтезе различных видов детской деятельности. Принцип интеграции реализуется во всех видах детской деятельности, в том числе охватывает конструктивную деятельность с использованием конструктора LEGO.


Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.

Влияние конструктивной деятельности на развитие детей изучал А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».


Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра». LEGO - конструирование один из наиболее любимых детьми вид деятельности. LEGO – это всегда новая идея, путешествие, открытие!

Занятия по LEGO - конструированию способствуют:

  • развитию мелкую моторику рук;
  • формированию образного, пространственного мышления;
  • получению математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развитию внимания, способность сосредоточиться, память, мышление;
  • развитие познавательной, художественно-эстетической способностей;
  • умению воображать, фантазировать, творчески мыслить;
  • овладению умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • умению общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

LEGO служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно и то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети. Сюжеты успешно переносятся в сюжетно – ролевые игры, сюжетосложение, где дети пользуются не только « LEGO », но и другими предметами – заменителями.
Подготовительная к школе группа - это этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер в них включали элементы экспериментирования, дети становятся в условия свободного выбора стратегии работы, проверки способа решения творческой задачи и его исправления.

В результате у детей формируются:

  • моторные навыки,
  • навыки конструирования,
  • умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий,
  • успешно функционировать в социуме.