Виды вышивки. Вышивка крестом, гладью, бисером и лентами

Вышивка - широко распространенный декоративно-прикладной вид искусства, известный с древнейших времен. Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.

История вышивки

Человеческой природе свойственно желание выделиться из толпы. С этой целью еще в древние времена люди начали использовать вышивку. Индейцы любили украшать одеяла и вещи различными узорами. Многие народы Севера до сих пор вышивают орнаменты на одежде из оленьих шкур. Украшались вышивкой ковры, декоративные панно и многие другие вещи.

Самые ранние сохранившиеся вышивки относятся к VI-V векам до нашей эры. Выполнены они были в Древнем Китае. Эти вышивки были сделаны на шелковых тканях.

Кто и когда решил перенести на ткань затейливые узоры? Определить точный промежуток времени не удастся. Много веков назад один мастер решил изобразить на ткани красоту природы, продемонстрировать любовь к детям, к животным и птицам. К сожалению, даже самая прочная ткань не вечна. Ученые так и не могут сказать, когда и как это произошло.

Древнейшие рисунки вышивальщицы передавали из рук в руки, копируя их друг у друга. Конечно, это было затруднительно. Так продолжалось вплоть до изобретения книгопечатания. В 1527 году в Кёльне Петр Квинти издал первый сборник, содержащий большое количество узоров.

Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой.

Вышиваем крестиком

Вышивка крестом - один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков.

Вышивание крестиком очень популярно и в настоящее время. Тут требуются нитки, ткань, иголка, ножницы и пяльцы. Иногда могут потребоваться крючок и наперсток.

Нитки для вышивки лучше брать типа мулине. У иголки кончик должен быть затупленным, а ушко - широким и длинным. В качестве ткани используется канва для вышивки. Это специальная ткань с дырочками, а значит, размер крестиков будет одинаковым. Крючок понадобится для исправления случайной ошибки. Пяльцы нужны для удобства при работе.

Виды швов

Вышивка крестом не предусматривает узоров. Мастерицы используют именно крест. Он бывает двух видов: русский, или одинарный, и болгарский, то есть двойной. Именно такой шов и является основным элементом вышивки. С его помощью создаются самые разные рисунки, портреты и пейзажи.

Самым распространенным вариантом вышивания является русский крест. Начинается он с левого нижнего угла и по диагонали поднимается наверх вправо. Затем из нижнего правого угла также по диагонали вверх налево. Стежки лежат в одном направлении.

Болгарский крест добавляет к русскому дополнительные перекрещивающиеся линии, расположенные вертикально и горизонтально. Получается своеобразная звездочка, из которой и создаются рисунки.

Еще одним вариантом шва является полукрест. Делается такой шов очень просто - в одну диагональную линию.

Обметочные стежки, а также шов вперед иголку нужны для рабочего процесса вышивания. Обметка предохраняет края ткани от обсыпания. Швом вперед иголку во время вышивания закрепляется нитка.

За свою многовековую историю появилось огромнейшее количество схем, помогающих в работе. Вышивка для начинающих предусматривает схемы с простыми сюжетами. Мастерицы со стажем могут выбрать более сложные рисунки, или же попробовать создать что-то свое. Еще подходит эта вышивка для детей. Они с удовольствием пробуют творить, вышивая легкие крестики и создавая свои первые картины.

Вышиваем гладью

Вышивка гладью - еще один вариант рукоделия, полюбившегося женщинам еще много веков назад. Стежки здесь наносятся на ткань так, что заполняют собой всю гладь полотна. Этот вариант вышивки подразумевает большое количество приемов и швов.

Вышивка гладью способна передать узор, который рисует мороз на стекле, луч солнца на лепестках роз, взмах крыльев бабочки, шелест листьев и многое другое. Все, что потребуется - иголка и нитки. Комбинация цветов создает тончайшие оттенки, превращающие вышитую картину в отличный подарок. Научиться такому виду творчества несложно, его способна освоить любая женщина.

Нитяная графика

Также распространенным вариантом вышивки гладью считается нитяная графика. К ней относятся такие виды вышивки, как ниточный дизайн, изображение нитью и изонить. Еще этот вариант рукоделия называют изографикой или вышивкой по картону. Здесь не всегда используется именно ткань, иногда в качестве основы можно взять бархатную или плотную бумагу. Нитки также могут быть любые - швейные, акриловые, шерстяные, льняные и даже шелковые. Кому что нравится.

Вышиваем бисером

Вышивка бисером известна с глубокой древности, как и многие другие виды рукоделия, успешно дожившие до наших дней. Иноземцы неизменно восхищались тем, как смотрится на нарядах девушек вышивка, своими руками красавицы создавали на сарафанах и кокошниках неповторимые узоры. С середины 17 века появился цветной стеклянный бисер. Именно он и стал основным украшением множества нарядов. Стеклярус использовался не только в одежде, им вышивались картины. Чаще всего они изображали пейзажи, церкви и иконы.

Сейчас бисер снова популярен. Его используют в отделке одежды, придавая ей нарядный вид и оригинальность. Применяют бисер и в бижутерии. Популярность бисера легко объяснить - он дешев, доступен, удобен и имеет неограниченные цветовые решения. Украшения для одежды и обуви, для кошельков, сумочек и даже чехлов мобильных телефонов - современные мастерицы умело украшают бисером все, что им захочется.

Популярны картины, вышитые бисером. Как правило, они изображают животных, птиц или цветы. Часто можно встретить иконы, вышитые бисером. Он стал любимым хобби для множества женщин. Бисерная вышивка для детей очень разнообразна. Им украшают одежду, из него плетут украшения и многое другое.

Это творчество потребует терпения, аккуратности и определенных навыков. Но результат стоит того, чтобы кропотливо возиться с маленькими бисеринками.

Вышиваем шелковыми лентами

Вышивка лентами - еще один вид рукоделия. Рисунок вышивается не нитками, а цветными шелковыми лентами при помощи иглы. Канва для вышивки может быть любой плотности. Этот вид вышивки использует большое количество техник и швов.

Вышивка лентами очень популярна, так как очень проста в исполнении, а результат при этом получается неимоверно красивым. Часто этот вид вышивки используют для создания церковных икон и оригинальных картин. Торжественные церемонии и праздники также оформляются при помощи этого вида рукоделия. Рюши и ленты красуются на свадебных платьях невест, на сумочках и носовых платках, на праздничных скатертях и даже на салфетках.

Вышивка лентами используется и при декорировании конвертов новорожденных, в букетах цветов, на подарочных коробках и тому подобном.

Вышиваем тюльпаны

Несмотря на суетность современного мира, мастерицы все также занимаются рукоделием. Не обходит их внимания и ленточная вышивка, мастер-класс по созданию которой сейчас и будет рассмотрен. Мастерицы рукоделия способны создавать настоящие «ленточные» шедевры. Но и они когда-то начинали с малого. Тюльпаны, выполненные атласными лентами - это вышивка для начинающих изучать данное мастерство, они легки в исполнении и при этом достаточно эффектны.

Для создания букета потребуется ткань. Это может быть креп-сатин или габардин. Нужны несколько иголок с острым кончиком и с разными диаметрами ушек, рамка и атласные ленты (несколько цветных, длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра). Это будут сами тюльпаны. Для стеблей потребуются зеленые ленты шириной в 6 миллиметров и длиной в 5 метров. Ленты для листьев должны быть шириной 25 миллиметров и длиной - 2 метра.

Начинать работу следует с закрепления ткани на раме. Помогут обычные скрепки. Затем на ткани создается набросок будущих бутонов. Лучше использовать мыло или исчезающий маркер. Можно приступать к созданию букета.

Края цветных лент нужно прижигать, чтобы они не начали обсыпаться. Можно вышивать. Лента вводится по рисунку бутона. Затягивать не нужно - цветок должен быть объемным. Второй лепесток вышивается в обратном направлении - для экономии ленты. Два получившихся лепестка образуют тюльпан. Лента обрезается, закрепляется, ее края прижигаются. Остальные вышивают аналогично первому.

Стебли создают из шестимиллиметровой ленты. Ее вводят в нижний край стебля, а затем сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона. Листья пришиваются в произвольном порядке и фиксируются нитками.

Букет готов, теперь его нужно поместить в рамку. Потребуется своеобразный корсет, который можно сделать из картона. На нем закрепляется ткань и сшивается с изнанки частыми и в меру тугими стежками. Получившиеся тюльпаны помещают в рамку.

Вышиваем синелью

Существуют и другие виды вышивки. Среди них - вышивка синелью. Сейчас этот вид рукоделия не очень популярен. Синель - это шелковые шнурки, используемые для вышивания. Часто этими шнурками создают бахрому. Узорная вышивка, в которой и используются эти ворсистые шелковые нити, и именуется синелью. Часто встречается в интерьерах восемнадцатого века.

Вышиваем шелком

Вышивка шелком является одним из видов художественной глади. Это традиционная китайская вышивка, которой больше 4000 лет.

Шелком можно вышивать практически все: хоть пейзажи, хоть портреты. В классическом виде используется односторонняя вышивка, но она может быть и двусторонней. Такая ценится гораздо дороже.

Для выполнения этого вида вышивки требуются шелковые нити. Рисунок выполняется на шелковой же ткани, которая может быть прозрачной, тонированной или более плотной. Достоинством этого варианта вышивки является то, что нить со временем не выгорает, а остается такой же блестящей. Даже спустя несколько десятков лет вышивка не утратит своей красоты.

Вышиваем золотом

Следующий вариант вышивки - это шитье золотом. Не самый распространенный вид рукоделия, так как техника исполнения требует специальных навыков.

Золотая вышивка используется для оформления церковной одежды: расшиваются оплечья, епитрахиль и стихарь. Технология вышивки очень сложна. Мастерице требуется чувствовать металлическую нить, определять ее декоративные возможности.

Ажурная вышивка ришелье

Еще известна вышивка под названием ришелье. Это очень красивый и изысканный вариант ажурного рукоделия. Чаще всего этот вид вышивки используется для постельного белья, скатертей и создания великолепных салфеток. Ткань для нее можно брать любую. Линии узора в этой технике сначала обшиваются гладью, а уже потом вырезается ткань.

Виды вышивки очень разнообразны. Рукоделие помогает творить, воплощать свои идеи и получать от этого положительные эмоции. Особенно важно это тогда, когда повседневная работа не приносит морального удовлетворения. Процесс вышивания очень увлекателен. Подбирается схема, нитки и ткань, и начинается творчество. Усидчивость и терпение вознаграждаются гордостью за проделанную работу.

Наверняка в гардеробе у каждой женщины и девушки есть такие вещи, которые они надевали всего пару раз, а может, и не носили вовсе.

Со временем юбочки, блузочки и прочая одежда устарели, вышли из моды. Как же дать им вторую жизнь? Существует много способов для того, чтобы сделать из старой вещи совсем новенькую. И одним из них являются различные виды вышивки.

Наиболее известными и популярными ее видами являются вышивка крестом и гладью. Давайте узнаем больше о них.

Виды вышивки крестом

Вышивание крестиком - самый простой и распространенный способ. Он имеет несколько разновидностей.

Простой крестик - вышивается справа налево, начиная сверху и заканчивая снизу по диагонали. При этом все стежки должны делаться в одном и том же направлении.

Удлиненный крестик - технология та же, что и в простом кресте. Только здесь стежок занимает более одной ячейки на канве.

Шов рисовый - на всей поверхности канвы вышиваются большие крестики, каждый через четыре ниточки. Затем вышиваются сами стежки. Они должны проходить через четыре точки большого креста. Так получаются новые крестики.

Прямой крестик - вышиваем горизонтальный и вертикальный стежки.

«Славянский» крест - такой же, как и удлиненный, только с наклоном и перекрещивается.

Виды вышивки гладью

Гладь - это техника вышивания плотными стежками. Она бывает двухсторонняя и односторонняя.

Двухсторонняя гладь - вышитый рисунок получается одинаковым как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Односторонняя гладь - изнанка кардинально отличается от лицевой стороны.

Вышивка декоративной гладью используется в основном для вышивания цветов, листьев и т. д. Лепестки вышиваются от края к центру, а листья - к середине, как расположены жилки.

При вышивке верхошовом лицевая сторона вышита плотными стежками, а изнаночная сторона получается в виде пунктиров.

Для вышивания могут использоваться бисер, ленты, золотые или серебряные нити.

Очень красиво выглядит. Бусины передают все и оттенки. Рисунки как будто оживают в руках. Для вышивки бисером используют тоненькую леску, но можно вышивать и обычной ниткой. Главное, чтобы бусинки по размеру были одинаковыми, а иголка с легкостью проходила через отверстия бисера.

Вышивка канителью - для этой техники используются исключительно золотые или серебряные нити. Их можно заменить люрексом или нитями на основе пластмасс.

Саму канитель прикрепляют к ткани с помощью нитки одним из трех возможных способов. Ее можно крепить, как бисер, продевая нитку через маленькие отрезки канители. Можно растянуть канитель и продеть сквозь нее нить, а после этого прикрепить ее к ткани еще в нескольких местах. Жесткую канитель нужно растянуть и пришить к ткани мелкими стежками, но нить сквозь нее уже продевать не требуется.

Вышивка лентами - самая легкая по технике из всех видов вышивания. Она не требует особо щепетильного исполнения и предоставляет возможность воплотить в рукоделии полет своей фантазии.

В статье перечислены только самые известные виды вышивки. Но ее техники продолжают развиваться и совершенствоваться. Более подробно узнать о видах вышивки можно в специальной литературе для рукодельниц.

Художественная вышивка - вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью создаются отдельные арт-объекты, например, изображения, портреты, гобелены. Либо вышивка выступает в виде отделки, например, при создании модных коллекций или декоре интерьера. Вышивка красивых картинок - проверенный временем способ придать интерьеру роскоши и изысканности.

Изначально оформление вышивкой происходило вручную, но в наши дни машинная вышивка сделала это искусство доступным каждому. Долговечная, аккуратная, износостойкая машинная вышивка во многом превосходит ручную.

С 2007 года у нас вышивают модельеры и ателье, дизайнерские студии и агентства по созданию интерьера, мебельные фабрики и декораторы, организаторы праздников и многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Изделия художественной вышивки

Вышивка герба со змеёй

Вышивка красивых фото в технике "фотостежок"

Минимальный заказ - 1 экземпляр, для оптового тиража - скидки. Вышиваем по вашему эскизу любые картинки и фотографии, надписи и узоры, логотипы и эмблемы. Можно посмотреть наши идеи для вышивки . Можно вышить портьеры и гобелены.

Мы вышиваем на одежде, головных уборах, аксессуарах, текстиле, крое, тканях, деталях интерьера, готовых изделиях. Делаем вышитые картины и портреты, магниты и брелоки, нашивки и значки. Возможны небольшие единичные работы по пошиву, изготовление флагов.

Украсить художественную вышивку помогут дополнительные услуги, например, техника объёмного нанесения 3D или светящиеся в темноте нитки. Наиболее востребованы металлизированные нитки, особенно золотые и серебряные, а также вышивка пайетками, шнуром и лентами и декор стразами. Можно сделать лазерную гравировку или тиснение на коже.

Художественная вышивка на одежде

Стоимость художественной вышивки

Цена художественной вышивки рассчитывается индивидуально, потому что мы подбираем специальный набор услуг для решения ваших задач. Для расчёта точной стоимости пришлите, пожалуйста, на почту эскиз, укажите размер, количество экземпляров и ваши пожелания. В рабочее время мы ответим в течение 15 минут.

Наша фабрика художественной вышивки за дополинтельную плату предоставляет такие услуги, как 3D-вышивка, вышивка металлизированными или светящимися в темноте нитками, вышивка пайетами, шнуром, лентой и декор стразами.

дизайн текст станд.шрифт
от 500р
текст любой шрифт
от 1000р
простой логотип
от 1000р
средний логотип
от 2000р
сложный логотип
от 3000р
вышивка
до 10 см
от 1000р
до 20 см
от 1500р
до 30 см
от 2000р

доп.услуги
3D
500р

Металлик
500р

Светящиеся
1000р

Пайетки
дог.

Стразы
дог.

Выберите в каждой строке желаемый пункт и просуммируйте указанные цены, так вы получите стоимость розничного заказа.

Дизайн . Это ваше изображение, переведённое в формат, понятный вышивальной машине. Цена и сроки зависят от количества мелких проработанных деталей. Цена дизайна по сложным картинкам и фотографиям рассчитывается индивидуально. Дизайн оплачивается единожды, при повторной вышивке платить за дизайн не нужно. Если на изделии будет несколько разных изображений, каждый новый дизайн оплачивается отдельно.

Вышивка . Указаны розничные цены на заказ вышивки от 1 шт..

Художественная вышивка. Видео

Предлагаем посмотреть видео, где художественная вышивка гладью показана вов сей красе!

Возможности фабрики художественной вышивки

Материал . Мы вышиваем на хлопке и льне, шёлке и атласе, бархате и вельвете, органзе и фатине, войлоке и мешковине, нейлоне и вискозе, полиэстере и полиамиде, коже и джинсе, трикотаже и вязаном полотне. Возможна машинная вышивка на холсте. Для каждого типа материала используется технология, которая позволяет вышить картины максимального качества.

Размер и место нанесения . Максимальный размер вышивки - 36х45 см. За доплату мы делаем стыковку, и тогда вышивка достигает в длину 2 м. Минимальный размер зависит от проработки мелких деталей и ворсистости материала. Если требуется нанесение на готовое изделие, то нужно изделия запялить или разместить ровно на вышивальной раме, чтобы был доступ для иглы. Например, мы легко вышьем на спине толстовки, но не на рукавах. Лучшие представления о наших технических возможностях даёт видео о вышивке гладью.

Цвета и особые нитки . В одном изображении используется до 12 цветов, предлагаем посмотреть каталог ниток . Использование большего количества цветов сильно усложнит технологию вышивки, но мы можем это сделать за дополнительную плату. Возможно изготовление фотографичной вышивки, например, вышивка котов по фото . Также предлагаем металлизированные, светящиеся в темноте, светящиеся в ультрафиолете и меланжевые нитки.

Специальные предложения . 3D-вышивка - способ сделать изображение рельефным. Вышивка пайетками - яркий и модный декор. Например, вышивка птиц на одежде приобретает особый праздничный шарм благодаря пайеткам. Оформление стразами - отличное дополнение к вышивке. Также можно использовать вышивку шнуром и лентами. Интересный вариант - вышивка подушки , мы предлагаем пошив с нуля.

Фото художественной вышивки

Художественная вышивка золотом надписи "Дева"

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

А образовательная
программа

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Малокирменская основная общеобразовательная школа»

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Печатается по решению « Информационно-методического центра» Мамадышского муниципального района РТ.

Квалификационной категории Закирова Фирдавса Рахимшовна.

Рецензент: Старший преподаватель кафедры Дизайна ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Н.П. Андреева

Данная авторская программа составлена учителем технологии Малокирменской ООШ Закировой Ф.Р. Программа предназначена для учителей технологии общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования (кружков рукоделия). В этом пособии представлен материал по разделу « Декоративно-прикладное искусство» на тему « Методика проведения занятий по вышивке». А так же предлагаются разработки уроков по вышивке и календарно-тематическое планирование для 5-8 классов. Материал носит рекомендательный характер и может быть творчески использован учителями технологии.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….…4-5

Тематический план ………………………………………………………………...6-8

Календарно-тематическое планирование занятий курса « Ручная художественная вышивка» ……………………………………………………………………………..8-11

Разделы программы :

Ручная вышивка, как один из видов рукоделия применяемых

на уроках технологии …..............................................................................................11-19

к проведению занятий по вышивке …………………………………………………19-20

Заключение …………………………………………………………………………. ..20

Разработки уроков по вышивке:

Тема: « Приёмы украшающих швов на основе простейших»………………………21-22

Тема: «Вышивка крестом» ……………………………………………………………22-26

Тема: « Художественная вышивка как средство оформления швейных изделий.

История вышивки. Тамбурный шов …………………………………………………26-28

Фотографии из школьной выставки « Волшебная вышивка» ……………………...29-30

Тематический план для 5-8 классов …………………………………………………30-32

Литература …………………………………………………………………………….33

Приложение:

Рецензия

CD -R -диск

Пояснительная записка.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для учащихся 5–8-х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки,необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 36 часов.

Цель программы:

    углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

    систематизация знаний о различных приемах вышивки.

    развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

    создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,

    освоение приемов вышивки крестом.

    выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

    Демонстрация изделий.

    Занятия с элементами лекций.

    Практические занятия.

    Самостоятельная работа с литературой.

    Работа над проектом.

Наглядность:

    Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

    Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

    Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Учащиеся должны уметь:

    Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

    Уметь вышивать на пяльцах и без них.

    Начинать и заканчивать работу без узлов.

    Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

    Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

    Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

    Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

    Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

    Виды ручной вышивки.

    Историю и традиции вышивки.

    Способы нанесения рисунка на ткань.

    Способы закрепления нитей.

    Способы выдергивания нитей.

    Способы зашивок.

    Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

    Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

    Выполнение заданий.

    Защита проекта.

Программа способствует

    повышению интереса к культурным традициям родного края;

    развитию познавательной и творческой активности детей;

    формированию нравственных ценностей;

    расширению политехнических знаний, повышению культуры общения детей;

    укреплению веры детей в свои способности.

Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края и облегчит социальную адаптацию при вхождении во взрослую самостоятельную жизнь. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Тематический план курса


п\п

Тема

Часы

Теория

Практика

Понятие декоративно – прикладного искусства.

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

Гобеленовый шов

Другие виды вышивок, их использование.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Защита проекта

Всего:

2 8

1. Вводное занятие

    Понятие декоративно-прикладного искусства.

    Из истории русской вышивки.

    Знакомство с одеждой татарского народа. Вышивка в одежде.

2. Инструменты и приспособления для вышивания:

    Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

3. Технология выполнения свободных швов

    Шов “вперед иголку”.

    Шов “строчка”.

    Шов “за иголку”.

    Стебельчатый” шов.

    Тамбурный шов” и его варианты.

4. Технология выполнения счетных швов

    Шов “роспись”.

    Шов “козлик”.

    Шов “косичка”.

    Счетная гладь.

    Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.

    Крест с вертикальными стежками на изнанке.

    Крест простой – редкий.

    Кресты в два ряда.

    Крест двусторонний.

    Двойной или болгарский крест.

    Стоячий крест.

    Двусторонний “тамбовский” крест.

5. Гобеленовый шов

6. Другие виды вышивок, их использование

    Белая гладь.

    Цветная гладь.

    Вышивка ришелье.

7. Композиция, цветовой круг, орнамент

    Составление композиции.

    Орнамент, цветовой круг.

    Колорит.

8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

    Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.

    Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

    Вертикальный ряд.

    Выполнение крестиков в 1 прием.

    Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

    Диагональное расположение крестов.

    Обводка вышитых мотивов.

    Закрепление нитки.

    Оформление края изделия.

    Стирка и глажение вышитых изделий.

    Оформление вышивки в рамку.

    Изготовление декоративной рамки.

10. Защита проекта

Календарно-тематическое планирование занятий курса
Ручная художественная вышивка”


п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Теория

Практика

1.

Понятие декоративно – прикладного искусства

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой русского и татарского народов.

1

1

1

1

2.

Инструменты и приспособления для вышивания

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

Увеличение и уменьшение рисунка

1

1

3.

Технология выполнения свободных швов

1

Шов "вперед иголку"

1

Шов "строчка"

1

Шов "за иголку"

1

"Стебельчатый" шов

1

– “Тамбурный шов” и его варианты

1

4.

Технология выполнения счетных швов

1

Шов "роспись". Шов "козлик"

1

Шов "косичка"Счетная гладь

1

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке

1

Кресты в наклонном ряду

Кресты в два ряда

1

Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест

1

5.

Гобеленовый шов

Технология выполнения гобеленового шва

1

1

6.

Другие виды вышивок, их использование

- Белая гладь. Цветная гладь.

Вышивка ришелье.

1

1

7.

Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции

Орнамент, цветовой круг

Колорит

1

1

1

1

8.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

1

1

9.

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

1

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх

1

Вертикальный ряд

Выполнение крестиков в 1 прием

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

1

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов

Обводка вышитых мотивов

1

Закрепление нитки

Оформление края изделия

Стирка и глажение вышитых изделий

1

Оформление вышивки в рамку

Изготовление декоративной рамки

1

10

Защита проекта

Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

1

1

Итого: 36

8

28

Материальное обеспечение:

    нитки мулине, шерстяные;

    иглы № 24, 25, 27;

    наперсток;

    линейка;

    ножницы;

    ткань для вышивки;

    канва для вышивки крестом АИДА;

    пяльцы, клей ПВА;

    дополнительные аксессуары.

I . Ручная вышивка, как один из видов рукоделия, применяемых на уроках технологии.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по предположению, там и был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Древнерусская вышивка различалась лицевым и орнаментальным шитьём. Лицевое шитьё перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитьё с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов на равне с иконами и фресками.

Вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани- тафта, камка, атлас.

Лики и открытые части тела вышивались светлым шёлком, одежду и остальные детали композиции- разноцветными шелками и металлическими золотыми и серебрянными нитями. Шёлком вышивали сквозь ткань - "на проём". Металлическими нитями вышивали "в прикреп"- нитки накладывали параллельными плотными рядами и прикрепляли к фону тонкой нитью в цвет золота или серебра. Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. Художник - знаменщик "знаменил" рисунок - наносил контуры изображения на ткань, а образец выкраски отмечал на бумаге. Текст, сопровождающий композицию вышивки прорисовывал на ткани словописец. Орнаментальные мотивы наносил "травщик" в 18 в . существовали мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения вышивальному мастерству.

Вышивались мужские кафтаны, чепраки, петлицы, косынки, носовые платки, полотенца и др.- золотом и серебром, цветными шелковыми нитками, белыми нитями тамбурным швом, «в настил», _«филеями», гладью. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась жить в убранстве быта. Стали появляться вышитые в самой разнообразной технике кафтаны, ковры, экраны для каминов. Вышивкой украшались и модные различные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и другие. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в 19 в. становится вышивка крестом по канве цветными нитками и гладью с теневыми переходами. Тамбурное и филейное шитье применялось только в украшении одежды и белья. Золотое шитье становится привилегией форменной одежды и придворных нарядов.

Во второй половине 19 в. вышивка использовалась и в верхней одежде: накидках, мантильях, пелеринах. На бархате или сукне узор выполнялся накладным шнуром, аппликацией, стразами.

Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Самой распространенной, истинно русской была вышивка по счету нитей по утку и основе: шов «роспись», простой крест, счетная гладь, которые выполнялись льняными, хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитями. Другим распространенным видом часть нитей вышивки было шитье по нарушенной ткани. Для этой цели нитей выдергивали, разреженную ткань перевивали в сетку и по ней настилали узор- вышивка «перевить», строчевая.

Многие швы, а также вышивка гладью пришли в Россию из европейских стран- Италии, Франции, Германий.

В прошлом в каждом уголке нашей необъятной страны существовали свои типы вышивки с определенными цветовыми сочетаниями и расположением узоров. Например, в северных областях России вышивали крестом и только красными нитями. Там были распространены крупные декоративные узоры с изображением фигур птиц, барсов, коней, львов и мотивов цветущих деревьев. Их выполняли в основном на полотенцах и подзорах.

Отдельные области, а иногда и районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Глубокие корни имеет вышивка и в декоративно-прикладном искусстве и в одежде народов Узбекистана. Наиболее популярны золотое шитье и вышивка тамбуром.

Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в 14 в., а узоры и краски настенных росписей 6-7 вв. нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К 19 в. золотошвейное производство срсредоточилось в столице Бухарского эмирата - Бухаре. Основным заказчиком золотого шитья был эмирский двор, что привело к возникновению дворцовых мастерских. На искусстве золотого шитья сказалось влияние архитектуры Бухары с четкими членением объемов, полукружиями арок и пышным декоративным убранством.

Шитая золотом мужская одежда- халаты, камзолы, мундиры, шаровары, обувь, пояса, головные уборы- «салля» (чалма) и «кулях» (остроконечная шапочка под чалму), а также полоны для лошадей изготовлялись только для эмира и по его заказу или по заказу его приближенных для подношения ему по случаю семейных торжеств и праздников. Никто даже из сановников государства не мог заказать для себя ни одного из упомянутых выше предметов -- всю шитую золотом одежду они получали в виде- подарков от самого эмира.

Шитая золотом женская одежда бытовала только среди зажиточных слоев населения. Одевали ее в основном по семейным торжествам и на праздники.

Излюбленными цветами считались: красный, фиолетовый, зеленый и синий. Для женской и детской одежды использовались гладкие (без выработки) бархаты, в основном красного (всех оттенков) и фиолетового цветов.

Наиболее характерным изделием национального искусства являются настенные декоративные вышивки, выполненные тамбурным швом. Вышивки, составлявшие девичье приданое давно уже утратили свое изначальное применение и стали традиционными формами общего убранства комнат.

В современной машинной вышивке применяют как простейшие виды швов, так и сложные. Самая изящная и очаровательная вышивка- белая гладь, а также прорезная и ее разновидность- «ришелье». Последняя получила свое название по имени известного французского государственного деятеля, который проводил свободное время за вышиванием в этой технике. С незначительными изменениями такая вышивка была известна ранее как венецианская или «ренессанс». Это очень красивая, изящная и вместе с тем несложная вышивка.

Мережка относится к строчевым вышивкам, то есть к ажурным, и является одним из древнейших видов рукоделия- в античные времена ею украшали в основном ритуальные костюмы. Позднее она стала использоваться для отделки бытовых и национальных костюмов народами Югославии, Венгрии, Словакии, Дании, Германии, Италии и др. У нас в России мережка широко использовалась и не забывалась, ею украшали рубашки, различные головные уборы, платки, передники и т.д. Особенно ценились те работы, которые вышивались "разноцветным тончайшим шелком, серебром и золотом. Мережка является предшественницей игольного кружева, которое стало широко распространяться в 15 в., однако совсем не вытеснило ее. В настоящее время этот вид ажурной вышивки не забыт и пользуется большим успехом у наших современниц. Мережкой отделывают одежду, постельное и столовое белье и т.д., при этом она применяется не только как самостоятельный вид рукоделия, но может использоваться в сочетании с различными видами вышивок. Хотя техника выполнения мережки остается неизменной, все-таки она отличается большим разнообразием рисунков, которые при желании можно придумывать самим. Этот вид рукоделия красив, доступен каждому, практичен и не требует больших затрат материала и времени.

Основы цветоведения

В качестве основы при определении цветовых тонов и правильного сочетания берется цветовой спектр, который можно получить, пропустив луч солнца через стеклянную призму. В природе часто можно наблюдать сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды.

Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основными цветами спектра являются красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов. Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге радуги.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески хрома- «цвет», ахрома- «отрицание цвета»). К группе ахроматических цветов относятся черный, серый, белый, которые определяются только светлотой, то есть относительной близостью данного цвета к белому. К группе хроматических цветов относятся цвета спектра и все их промежуточные цвета, которые характеризуются основными тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка холодного или тейлого цвета. Теплые тона привлекают болльшее внимание и создают впечатление близости предмета, холодные- его отдаленности.

Пользуясь этими свойствами цветов, вышивальщица может усилить рельефность деталей вышивки, сделать узор более четким, передать объемность форм.

В вышивке должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета, то есть должна присутствовать цветовая гармония.

Технологические сведения

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Для сметывания изделий удобно пользоваться иглами №1 и №3.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток.

Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.

Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счетных.

Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Ручные швы . Швы бывают разные в зависимости от назначения и техники выполнения: соединительные - для соединения вместе частей тканей; закрепляющие - ими обметывают срезы ткани для предохранения от высыпания; украшающие - для соединения и закрепления частей ткани с одновременным украшением работы.

Шов «вперед иголку» (рис.1) применяют при наметке при обведении контура рисунка.

Представляет собой ряд одинаковых стежков, выполненных на одинаковом расстоянии друг от друга. Работа ведется справа налево. Иголку с ниткой пропускают в ткань через 4-5 нитей все время вперед.

Шов «за иголку» (рис.2) применяется при шитье более плотных тканей. Выполняется с пропусками ткани между стежками. Первый прокол иглы остается впереди второго прокола.

Работа ведется справа налево. Шов применяется в белой глади и для выполнения контура свободных вышивок.

Шов «строчкой» является разновидностью шва «за иголку».

Петельный шов применяется для обметывания петель, края ткани. Все стежки располагаются перпендикулярно краю ткани. Край ткани ложится на указательный палец левой руки и придерживается большим. В начале работы делается прокол с изнанки на лицо, а все последующие проколы стежков делаются с лица на изнанку.

Стебелъчатый шов называется так потому, что им в основном вышивают стебли цветов.

Используют этот шов и при прошивании контура рисунка.

Шов представляет собой ряд плотных косых стежков. Работа может выполняться слева на право и «от себя». Сделав первый стежок, иглу выводят у его середины и выполняют второй стежок, затем иглу снова выводят наверх, но уже у середины второго стежка.

Шов « козлик» применяется при заделывании краев в верхней одежде. Шов «козлик» с лицевой стороны представляет собой ряд перекрещивающихся стежков, а с изнанки - два параллельных ряда коротких стежков. Работа ведется слева направо. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

Свободные вышивки.

Существуют самые разнообразные виды свободных вышивок. К свободным вышивкам относятся гладь, тамбур, «ришелье».

Гладь. Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях. Распространены белая гладь, гладь с настилом, теневая гладь, прорезная.

«Пышечка» - контур узора прошивается швом «вперед иголку» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Пышечка» может быть вышита с настилом.

«Листик» контур прошивается стежками «вперед иголку». Листик может быть вышит прямыми или косыми стежками. Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика.

Гладь» в раскол». Узор прошивают по контуру швом «вперед иголку», в том месте, где предполагается раскол узора, прошивают две параллельные строчки. Внутреннюю часть узора заполняют настилом. Стежки настила должны ложиться в направлении, противоположном предполагаемой вышивки гладьевыми стежками. Сначала вышивают целую часть мотива и, дойдя до места раскола, гладьевыми стежками заполняют одну сторону. Иглу вкалывают по внешнему краю за строчку и внутри между параллельными строчками. Вышив одну сторону, приступают ко второй.

Тамбур.

Основа тамбурной вышивки - шов «цепочкой» представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то

закрепление нитки на ткани может служить первой петлёй тамбурного шва.

На тканях с не очень плотной структурой вышивку можно выполнить крючком. Предварительно намечают точки по линии контура или работают «на глаз», делая одинаковые петли. Преимущество этой техники в том, что рабочая нитка закрепляется в самом начале, чуть в стороне от первой петли, а потом всё время подаётся снизу с катушки или с мотка. Работа идёт снизу вверх, всё время «от себя» (а)

Тамбурный шов с разной величиной петель (б) выполняется как обычный, только крупные петли чередуются с более мелкими. Работа ведётся сверху вниз «на себя».

Тамбурный шов можно выполнить в виде зигзагообразной полосы (б). Стежки в этом случае располагаются попеременно то вправо, то влево от средней линии шва.

Так же проходят зигзагообразной линией на изнанке.

Шов цепочкой с раскрытыми петлями (б) выполняется сверху вниз, работа идёт «на себя», только начало и конец петли находятся на расстоянии друг от друга, а не в одной точке, как в классическом тамбурном шве. Направление иглы всё время справа налево по диагонали вниз. Стежки по изнанке также расположены по диагонали.

Шов цепочкой с незаконченными раскрытыми петлями выполняется

сверху вниз слева направо, движение работы-«на себя». " Рабочая нитка закрепляется на изнанке и выводится на лицо, выкладывается петлёй, конец которой располагается ниже начала. С левой стороны всё петли закрытые, с правой стороны шва открытые.

Шов с перекрученными петлями (в) . Работа ведётся справа налево « на себя». Если вести работу сверху вниз, то на всех левых петлях её нужно поворачивать по часовой стрелке. Нитку закрепляют, выводят на лицо, огибают петлёй и вкалывают иглу в ткань выше и левее начала. Затем иглу с рабочей ниткой выводят в середине

первой петли, нитку огибают петлёй вправо и иглу вкалывают в ткань выше и правее начала второй петли. Петли, которые направлены влево, огибаются с левой стороны; все петли, направленные вправо, огибаются с правой стороны.

При расположении петель в прикреп по кругу можно вышить цветочки в растительном орнаменте. Цветочки выполняются петлёй в прикреп с одним стежком или двумя стежками.

СЧЕТНЫЕ ВЫШИВКИ

Счетные вышивки относятся к наиболее древним и распространенным. Называются так потому,что узор выполняется по счету нитей ткани. На тканях полотняного переплетения лучше видна структура, и на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест,двойной крест, полукрест или роспись, счетная гладь, мережки.

«Крест» выполняется двумя перекрещивающимися,диагональными стежками. Работа выполняется в определенной последовательности. Первый ряд диагональных стежков направлен слева направо, каждый стежок снизу вверх. При вышивке крестом нескольких горизонтальных рядов ниткой одного цвета переход нитки от конца одного ряда осуществляется через два ряда. . Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх, сначала диагональными стежками. В каждом стежке направление нити разное. Ряд верхних диагональных стежков в вертикальных крестах направлен сверху вниз, также с переходами по изнанке от стежка к стежку по вертикали.

При выполнении узора, где крестики расположены не подряд. А через один. также вышивают нижний ряд диагональных стежков слева направо, ряд верхних стежков -справа налево. В этом случае и на изнанке образуется узор крестиками. Наиболее сложна в исполнении вышивка крестом по диагонали.

«Двойной крест» состоит из четырех перекрещивающихся стежков двух по диагонали, двух прямых. Двойной крест выполняется весь сразу. На схеме цифрами показан порядок выполнения стежков.

1 2 3

II . Методические рекомендации для учителей технологии к проведению занятий по ручной вышивке.

Учителю труда дана возможность самому планировать работу раздела"Рукоделие". Даже виды рукоделия выбирает сам учитель. Это дает учителю проявить фантазию, применить свое умение,научить детей не только шитью и кулинарии, но и познакомить с разными видами рукоделия. Учитель выбирает такой вид рукоделия, которым владеет сам, но как трудно на первых порах спланировать работу, да и выбрать само изделие, на котором дети будут изучать тот или прием.

Ручная вышивка является одним из разделов программы "Элементы декоративно-прикладного искусства"(ДПИ). Основное содержание этого раздела составляют практические работы, которые занимают 70-80 % учебного времени. Остальное время отводится на изучение теоретического материала (знакомсво с историей возникновения вышивки, элементами и композиции).

При планировании этого раздела необходимо учесть то, что часов, отведенных на этот раздел, в программе мало, что дети должны не только отработать простейшие вышивальные приёмы на образцах, но и закрепить полученные навыки и умения на небольших законченных готовых изделиях. Поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь вышиванием, тогда желающие смогут самостоятельно продолжить обучение. Кроме того, на уроках по этому разделу необходимо уделить большое внимание эстетическому воспитанию учащихся, развитие интереса к выполняемой работе на уроках технологии, раскрытию творческих способностей учащихся.

Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся могут реализовать свои индивидуальные возможности, проявить творчество. Из болышого многообразия вышивальных приемов для изучения отобраны лишь несколько простых по технологии и довольно быстрых по выполнению приемов.

В результате обучения учащиеся должны усвоить и уметь практически применять следующие виды швов: шов "вперед иголку",шов "назад иголку", стебельчатый шов», тамбурный шов, шов "козлик", петельный шов», простой крест, простейшие мережки, двустороннюю гладь, верхошов.

По каждому виду швов учащиеся должны выполнить на уроках небольшую по объему зачетную работу. Перечень рекомендуемых учителем практических работ, а также содержание и учебные цели занятий по теме «Ручная вышивка».

В дальнейшем предполагается, что полученные на уроках рукоделия навыки вышивальных приемов девочки будут использовать как один из самых распространенных видов отделки швейных издёлий. Причем рекомендуется использовать для этой цели изделия, выполняемые на уроках технологии по теме «Технология изготовления швейных издёлий» базовой программы по трудовому обучению.

Работа по отделке изделия вышивкой выполняется перед раскроем во внеурочное время или на кружковых занятиях. Кружки вышивки создаются повсюду: в школах, на детских технических станциях, в социально- педагогических комплексах,в детских домах творчества. Кружковые занятия способствуют ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. В связи с этим рекомендуется обучение по разделу «Ручная вышивка» отнести на начало учебного года.

Для того чтобы учащимся было легче работать на уроках, желательно учителю подготовить наглядный материал, инструкционные карты. В качестве примера можно привести творческий проект «Декоративное оформление фартука». Прослушав объяснение учителя в начале урока некоторые ученики, имея перед собой на столе инструкционные карты, могут работать самостоятельно, а учитель за счет этого сможет больше внимания уделить тем, кто не совсем понял объяснение. Инструкционные карты помогают пропустившим занятия детям « догонять» остальных учеников.

Заключение.

Образовательная область "Технология" обязательная составная часть общего среднего образования, которая обеспечивает учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаннй и умений, без которых невозможен экономический и социальный прогресс страны, сохранение и возрождение лучших традицнй народной культуры.

Технологически образовать ученика-значит сформулировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение.

Важную роль в самоопределении учащихся играют кружки. При правильной организации занятий вышивка способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости.

Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы кружка. Ими оформляют выставки, представляют на конкурсы. Они являются прекрасным наглядным материалом. Большую роль в восприятии учебного материала играет наглядность. Для достижения этой цели я подготовила инструментальные карты, где представлены образцы с последовательностью их выполнения. Инструментальные карты подготавливают учащихся к самостоятельному выполнению изделия.

Благодаря разделу "Вышивка" у учащихся развивается интерес к народному декоративно-прикладному творчеству. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Вышивание - творческий, увлекательный труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введет в мир прекрасного.

План урока по технологии в 5 классе.

Тема: Приемы украшающих швов на основе простейших.

Цель : ознакомить учащихся с приемами украшающих швов.

Задачи: -Образовательная: закрепить умение выполнять простейшие

швы, научить выполнять швы: волна, «павлиний глаз», «верхоплут».

Развивающая: развитие творческого отношения к работе.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: плакат «Инструменты и материалы для вышивания», выкроенные детали фартука; иглы, ножницы, схема для вышивки, пяльцы, нитки разноцветные.

1. Организационный момент .

Проверка присутствующих, назначение дежурных.

2. Актуализация знаний .

1.Что представляет из себя шов «вперед иголку» или как его выполнять?

2. Для чего применяется такой шов?

3. Какой вид имеет шов «за иголку»?

4. С какой стороны должна быть нить при выполнении стебельчатого шва?

Ответы:

1. Шов «вперед иголку» выполняется по прямой или изогнутой линии движением иглы справа на лево. Он представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять по счету нитей или по рисованному контуру.

2.Применяется такой шов для украшения одежды, используется в качестве настила в белой глади.

3. Шов «за иголку» непрерывный ряд стежков, выполняемых справа на лево. Используется для соединения деталей между собой.

4. При выполнении стебельчатого шва рабочая нить должна быть всегда с одной стороны шва.

З.Изложение нового материала.

На основе шва « вперед иголку» можно выполнить три новых шва: шов «волна», шов «павлиний глаз», шов «верхоплут». Шов «волна»- выполняется в два приема. В начале по прямой линии или по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку» . Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой подводят каждый стежок сверху вниз. Нить сильно не затягивайте, оставляйте ее мягко обвивающей каждый стежок.

Шов «павлиний глаз» выполняется в три приема. Сначала справа на лево выполняется шов «вперед иголку», в котором длина стежка равна длине пропуска. Теперь вденьте в игу нить другого цвета и, введя иглу с любой стороны выполненного шва, обвивайте стежками шов «вперед иголку» так же, как при выполнении шва.

4.2 Текущий инструктаж.

Наблюдение за ошибками (неправильное запяливание нити, стежки не одной длины, нить неравномерно натянута).

4.3 Заключительный инструктаж.

Анализ аналогичных ошибок, выделение лучших работ.

5. Практическая работа.

Выполнение творческого проекта " Декоротивное оформление фартука". Учащиеся на заранее выкроенных деталях фартука (нагрудник и карманы) должны перевести выбранный рисунок и вышить его стебельчатым швом.

6. Закрепление новой темы:

1. Какие простейшие ручные швы ты знаешь?

2. Где используются простейшие ручные швы?

3. При выполнении шва "павлиний глаз", с какой стороны должна располагаться рабочая нить?

7. Заключительная часть.

Выставление оценок, уборка рабочих мест, домашнее задание: доделать практическую работу.

План урока по технологии в 7 классе.


Тема урока: Вышивка крестом.
Цели: создать условия для

знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
Наглядные пособия : электронный ресурс «Вышивка крестом», образцы вышивки, эс-кизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование : ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Ход урока


I . Организационный момент.

Слово учителя.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учитьтся,

Мы помним: в нашей жизни всё пригодится.


II . Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:
- представление опыта работы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
- драматизация интереса к работе вышивка крестом;
- знакомство с социальным опытом учащихся по овладению предлагаемой технологией;
- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вы-шивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

1. Исторический очерк.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
2. Выбор материалов, инструментов, приспособлений .

Существует немало разных видов тканей и ниток для вышивания. От их выбора во многом будет зависеть результат вашей работы. Прежде всего ткань и нитки должны соответствовать назначению изделия. Например, для наволочки лучше взять прочные ткани и нитки, так как вы будете ихз часто стирать. Убедитесь, что иголка проходит сквозь ткань легко, не расщепляя волокон.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком. Иглы выпускают в наборах по номерам. Чем больше номер, тем тоньше игла. (Вышивальная игла, игла»Синель»,ковровая игла, бисерная игла)

(Учитель показывает иглы)

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Вам потребуется также маленькие острые ножницы. Gj nt }