Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Школьный возраст младших детей считают вершиной детского периода. Развитие этапов психических особенностей охватывает период с 6-7 лет до 9-11. Этот возраст несет за собой изменения в стилях жизнедеятельности. Появляются новые потребности, происходит социализация учеников, становятся важными новые типы деятельности, особенно учеба. В школе дети получают помимо новых знаний и навыков необходимые каждому социальные статусы. В отношениях становятся заметны перемены восприятия индивидуального места каждого школьника.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста подводят к новому этапу развития. С точки зрения анатомо-физиологической отрасли, если дети быстрыми темпами растут, можно наблюдать дисгармоничное состояние физического развития. Опережая рост нервно-психических процессов, оно влияет на краткосрочное ослабление нервной системы. Иногда возникает утомление, беспокойство, нужда в большем количестве движений.

Особенности социализации

Основные изменения ситуации в социуме детей младшего школьного возраста:

  • Меняется референтная группа.
  • Изменения в распорядке дня.
  • Ведущая жизнедеятельность теперь учебный процесс.
  • Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим.
  • Происходит укрепление новой внутренней позиции.
  • Меняется система взаимоотношения к окружающим людям.
  • Достижения мотивируют.
  • Четко становиться заметен социальный смысл обучения, выражается в отношении к отметкам.

Физиологическое развитие

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 7-11 лет подразумевают изначально улучшение памяти, налаживается координация движений. Благодаря этому возникает способность считать, писать и читать.

Внимание! При появлении в жизни ребенка учебного процесса появляются и проблемные ситуации. Он мало бывает на воздухе, происходит смена и нарушения физического распорядка дня, режима питания. Из-за этого увеличивается вероятность появления инфекций, аллергии, заболеваний сердца и кишечника.

Особенности анатомо-физиологического характера:

  • Возникновение небольших скоплений жировых клеток. Рекомендуют контроль этого физического процесса во избежание ожирения. Процессы переохлаждения и перегрева вызывают меньшую опасность, ведь потовые железы уже сформированы.
  • Грудная клетка увеличивает частоту дыхания, становится больше в объеме. В 11 лет видны отличия построения скелета: у девочек таз шире, есть тенденция физического изменения - бедра расширяются.
  • Стабилизация темпов роста: школьник в 8 лет становится ростом 125-135 см, в 11 около 140-145 см.
  • Органы пищеварения уже полноценно работают. Изменения этого анатомо-физического процесса происходят на уровне со взрослыми.
  • Формируются ткани легких, воздухоносные пути увеличиваются. Большие размеры слизистой оболочки, чем прежде, уменьшается уровень опасности заболеваний дыхательных путей.
  • Количество мочи в сутки постепенно увеличивается. Почки и вся система мочевыделения достигают физического развития уровня взрослых.
  • Увеличение анатомо-физического мышечного развития. Повышается уровень работоспособности и выносливости. Пальцы овладевают тонкими процессами, такими как письмо и лепка.
  • Процесс физического роста и укрепления костей продолжается. Развитие не останавливается, поэтому все также стоит контролировать осанку во избежание искривления позвоночника.
  • Практически полноценное развитие иммунитета.
  • Завершение процесса формирования эндокринной системы. Развиваются половые органы. Ягодицы у девочек 9-10 лет приобретают округленные формы. Грудные железы набухают к 10-11 годам. Половые органы мальчиков в этом же возрасте начинают свой рост.
  • Полноценно развита нервная система. Это проявляется в появлении аналитических возможностей. Дети размышляют над действиями как своими, так и окружающих людей. Они не способны сосредотачиваться на длительный период, так как присутствует в поведении большое количество игровых элементов.

Важно! Дети, получившие воспитание без ровесников в окружении, замыкаются, и им тяжело находиться в коллективе. Это сказывается на характере личности.

Психическое развитие

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста подразумевают появление ощущения и восприятия. Это определено тем, что дети замечают вместо главного в предмете те моменты, которые бросаются сразу в глаза, что ограничивается лишь процессом узнавания и озвучиванием названия предмета в будущем.

Непроизвольное восприятие становиться постепенно целенаправленным по отношению к объекту. В завершение этого анатомо-физиологического этапа развития появится синтезирующий вид восприятия. Ребята первых-вторых классов часто путаются в предметах даже с минимальным сходством.

Основные педагогические направления психического развития:

  • Внимание. Для учебы нужна долгая концентрация внимания, умение переключаться с одного предмета на другой. Непроизвольный тип доминирует. За счет большой мотивации и силы воли возможно удержать внимание. Школьники младших классов сосредотачиваются на одном деле на протяжении 10-20 минут. Индивидуальные отличия присутствуют у каждого ребенка.
  • Память. Происходит развитие произвольной памяти. Проявляется способность запоминания материала, вызвавшего интерес. Всему процессу характерна осмысленность, которая заключается в связи между памятью и мышлением. Выделяют следующие виды памяти: долговременную, кратковременную и оперативную.
  • Мышление. Заключается в переходе наглядного и образного мышления к словесному и логическому. Появляются правильно построенные логически размышления, базирующиеся на основе конкретных материалах. Происходит развитие теоретического мышления. Наблюдаются проявления индивидуальных различий к 10-11 годам.
  • Воображение. Проходит две стадии - воссоздание и продуктивность. В первом классе идет опора на конкретный предмет, после слово начинает доминировать. Реализм воображения ребенка растет. Соответственно увеличивается запас знаний и критическое мышление.
  • Речь. Имеет большое значение для решения учебных задач. Ведь умение ребенка рассуждать вслух - залог успеха. Словарный запас вырастает до 7 тыс. слов.

Гендерные особенности

Специалисты различных областей заинтересованы изучением отличия между разнополыми детьми, которые зависят не от отличающихся половых признаков биологического характера, а от социальной общественной организации. Это так называемые гендерные особенности.

Гендерные отличия представителей разных полов фиксируются в научной литературе в форме описаний темпов возрастного развития интеллекта, эмоциональности, поведении, мотивации, оценивании достижений. Гендерные исследования выявляют природу этих отличий. В них отражаются универсально-биологические или биосоциальные закономерности.

Психофизиологические особенности влияют на развитие школьника и его поведение в социуме, от них зависит половая принадлежность. Ведь каждый ребенок индивидуален и развивается представителем конкретного пола. Родившись в облике девочки или мальчика, ребенок по ходу социализации получает для себя нормы, правила, модели поведения. Они и направляют к мужскому или женскому образу в жизни. Формируются соответствующие качества личности. Так и приобретаются гендерные признаки.

Педагогические исследования показывают основные гендерные различия между девочками и мальчиками не только физического характера:

  • Разные стратегии и способы познания, скорость усвоения информации.
  • Развитие внимания.
  • Эмоциональность.
  • Происхождение мотивации процессов и оценивание достижений.
  • Гендерные особенности поведения.

Главное отличие - сроки, темпы и последовательность развития мозга. Формирование левого полушария происходит ранее у девочек, несет ответственность за рациональность и логичность мышления, речь. Из-за физического отставания развития этого участка у мальчиков до конкретного момента преобладает чувственно-образная сфера.