Бульварное кольцо - достопримечательность российской столицы. Надену на душу московское кольцо Что за бульварное кольцо у женщин

Кольцо, которое вовсе не кольцо. Штрих-пунктир из бульваров и площадей. Идеальное место для свиданий и фотовыставок, досужих прогулок и злободневных митингов. Зелёная пешеходная зона, которая когда-то была мощным оборонительным сооружением. Все это - Бульварное кольцо.

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Кольцо А

Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога) , а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Топонимика Бульварного кольца

Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

«Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских Ворот…

Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

«Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

Бульварное кольцо в цифрах

— Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

— Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

— Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

— Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

— Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

— В 1945-1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

— На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена : «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).

Современное Бульварное кольцо представляет собой подковообразный длинный бульвар, зеленая лента которого окантована с внутренней и внешней сторон серой лентой автомобильной магистрали. На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

От Бульварного до Садового кольца

Бульвары Бульварного кольца

Бульвары Бульварного кольца - окружают центр старой Москвы уютным ожерельем парковых аллей и деревьев, где бульвары соединяются друг с другом, образуя подковообразную зеленую ленту.

Площадь Арбатских ворот

Площадь Арбатских ворот - возникла в конце XVIII века после сноса Арбатских ворот Белого города.

Никитские ворота

Никитские ворота - площадь Никитских ворот оформилась окончательно только в последние десятилетия XX века, когда пространство вокруг существовавших в то время ворот было освобождено от двухэтажных старинных жилых домов.

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь - до 1937 года она называлась Страстной по Страстному женскому монастырю, основанному в 1654 году по соседству с Тверскими воротами

Зауязье

Заяузье - ещё в XII - XIII веках к востоку от Кремля, на левом берегу Яузы, появились сельские поселения. Здесь проходила дорога от Боровицкого холма в Коломну и на Рязань.

Замоскворечье

Замоскворечье - так называется район на правом берегу реки Москвы напротив Боровицкого холма и Китай-города.

Большая Ордынка

Большая Ордынка - когда-то по этой улице проходила дорога из Кремля в Золотую Орду, а на самой улице жили "ордынцы" и дворовые слуги великих русских князей.

Большая Полянка

Большая Полянка - до XVIII века улица называлась Космодамианской по имени церкви в самом её начале.

Большая Якиманка

Большая Якиманка - в XIV веке здесь проходила дорога на Калугу, и в XVII веке улица называлась Калужской. В это же время на ней поставили церковь Иоакима и Анны, и получилось новое название - Якиманка.

Остоженка

Улица Остоженка - известна с XIV века. В источниках под 1328 годом упоминается село Семченское, находившееся в окрестностях Остоженки.

Пречистинка

Улица Пречистинка - Эта улица, расположенная между площадью Пречистинских ворот и Зубовской площадью, известна с XVI века, когда она связала Кремль с построенным в те времена Новодевичьим монастырем.

Старый Арбат

Старый Арбат - Улица Арбат возникла в XIV - XV веках, по ней шла дорога на Смоленск.

Новый Арбат

Новый Арбат - улица здесь была проложена давно, ещё в XVI веке. В 1658 году царь Алексей Михайлович приказал называть улицу Смоленской. В 1962 - 1969 годах был построен современнейший проспект, названный Калининским.

Поварская

Поварская улица - в XII - XIV веках по ней купцы отправлялись в Новгород. Затем Иван IV Грозный причислил улицу к опричнине, и в XVII веке князья и дворяне ещё жили здесь, между дворами царских поваров.

Петровка

Улица Петровка - Улица возникла в XIII веке. Она связывает Петровку, которая продолжается за Бульварным кольцом до Успенского переулка, с Садово-Каретной улицей.

Цветной бульвар

Цветной бульвар - в стародавние времена здесь текла река Неглинная. В середине XIX века реку Неглинную упрятали в подземную трубу и устроили здесь Трубный бульвар. В 1851 году сюда перенесли цветочный рынок, и с тех пор бульвар стал называться Цветным.

Сретенка

Улица Сретенка - между Сретенскими воротами и проспектом Мира находится улица Сретенка. Отсюда из Москвы шла дорога в северные земли Руси, в Троице-Сергиев монастырь, а во второй половине XVI века - и к Белому морю, к Архангельску.

Покровка

Улица Покровка - расположена между площадями Покровских ворот и Земляной Вал. В XVI - XVII веке по обеим сторонам улицы находились дворцовые слободы: Огородная, Барашевская, Садовая, Казенная.

Бульварное кольцо. История

Старые названия площадей напоминают москвичам о тех временах, когда на месте Бульварного кольца стояла почти окружавшая город стена Белого города, построенного под руководством Ф. С. Коня в 1585-1593 годах в оборонных целях.

На месте пересечения стены Белого города и дорог, лучами расходящихся от Кремля были сооружены ворота. К середине XVIII столетия это крепостное сооружение утратило оборонное значение, обветшало. Чтобы сохранить его для потомков, нужны были огромные средства. К тому же город развивался по сложившимуся атомарному (кольцевидному) плану. Он просто обязан был иметь новую орбиту, новое кольцо.

Во второй половине XVIII века стену Белого города разобрали. В те же годы был составлен в общих чертах план Бульварного кольца, а в 1782 году началось строительство первого участка от Никитских до петровских ворот. В 1796 году работы были завершены, хотя планировка всего Кольца закончилась после пожара 1812 года.

На протяжении следующих двух веков бульвары были, и по сей день остаются, любимым местом прогулок здешних жителей и местом встречи влюбленных, друзей или одноклассников, коллег и деловых людей.

В последние годы XX века это изумрудное ожерелье было украшено памятниками, скверы освобождены от старых деревьев, сделаны парковые дорожки.

На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

На месте пересечения Бульварного кольца с радиальными улицами образовались красивые просторные площади с названиями, дошедшими до нас из древности: Арбатские ворота, Никитские ворота, Петровские ворота - ворот давно уже нет,а названия остались.

В современное время XXI века прогулочные дорожки, для экологичности и красоты были выложенны плиткой, появились ухоженные газоны, цветочные клумбы и велопрокаты.

Бульварное кольцо - это десять бульваров Москвы, созданных на месте крепостных стен Белого города. Формирование Бульварного кольца завершилось в конце XVIII – начале XIX века, а в настоящее время это прекрасные зоны отдыха москвичей и гостей столицы.

Бульварное кольцо, протянувшееся на 9 км, имеет форму подковы и больше похоже на полукольцо, с обеих сторон выходящее к Москве-реке .

Первый бульвар появился в центре Парижа на месте разрушенных укреплений, построенных королем Карлом V и слово «бульвар», по одной из версий, происходит от голландского bolewerk, что означает «фортификация».

По другой версии, когда на месте укреплений в центре Парижа появилась аллея с деревьями и кустарниками, по которой прогуливались парижане, новое место отдыха стали называть «boules vertes, то есть зеленым валом или шаром. Позже этим же словом стали именовать многие парки и побережья, украшенные зелеными насаждениями.

А в России скверы, где гуляла изысканная публика, называли гульварами (от слова гулять).

Бульварное кольцо воспето многими поэтами и композиторами, о нем сложены прекрасные песни. Самая известная из них - «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова, слова которой «Однажды ты пройдешь Бульварное кольцо и в памяти твоей мы встретимся, наверно» никого не оставят равнодушным.

Из истории

К концу XVI века завершилось сооружение Белого города - третьего оборонительного пояса Москвы после Кремля и Китай города, надежно защищавшего столицу от вражеских нашествий.

Вместе с тем, во время событий в Смутное время (конец XVI - начало XVII века) крепостные стены сильно пострадали, а к середине XVIII века они и вовсе утратили свое значение. Ворота перестали охранять и запирать на ночь, а кирпичи стен потихоньку растаскивали жители Москвы, также их использовали и для возведения городских зданий. В частности, одна из построек, возведенных с использованием этого камня, – здание Мэрии на Тверской.

В июле 1774 года было принято решение полностью разобрать стены Белого города, а на их месте посадить деревья и кустарники. Работы выполнялись под руководством архитектора Петра Никитича Кожина, а курировал строительство генерал-губернатор Москвы Михаил Никитич Волконский.

Так, на месте крепостных стен Белого города появилось Бульварное кольцо – цепь из десяти парковых зон – любимых москвичами и гостями столицы, начинающаяся с Гоголевского и заканчивающаяся Яузским бульваром. Причем, до революции нумерация домов на Бульварном кольце была сплошная.

Экскурсия по бульварам Москвы

Прогулку по Бульварному кольцу лучше всего начать от станции метро Кропоткинская.

  • Здесь начинается Гоголевский , ранее Пречистенский бульвар, по которому любил гулять писатель, здесь, в доме №7 расположена квартира, где он жил до самой смерти. Памятник Н.В. Гоголю, созданный скульптором Николаем Андреевым был установлен в начале XX века, но в советское время его заменила монументальная фигура писателя, а старую скульптуру переместили к музею Гоголя на Никитском бульваре.

    Один из современных памятников – скульптурная композиция, изображающая сидящего в лодке Михаила Шолохова и плывущих лошадей. Надо отметить, что работа скульптора Иулиана Рукавишникова вызывает неоднозначные отзывы москвичей и гостей столицы, особенно странно выглядят головы лошадей, когда фонтан не работает.

    Все мы помним Гоголевский бульвар по фильму «Москва слезам не верит», здесь главная героиня Катя дважды, с разницей в 20 лет, встречается с кинооператором Рудольфом

  • Следующий бульвар – Никитский , одна из достопримечательностей которого - знаменитая усадьба Луниных, в которой в настоящее время расположился Музей Востока. У Никитских ворот, в храме преподобного Феодора Студита, А.С. Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, а в 1999 году в честь этого события на площади был установлен фонтан-ротонда
  • Далее расположен самый старый и самый протяженный бульвар – Тверской , его длина составляет 857 метров. Среди его достопримечательностей - памятники Сергею Есенину и Тимирязеву, а также построенный в начале XIX века Дом Романова, часто называемый Романовкой. Первоначально строение принадлежало купцу Голицыну, прославившемуся тем, что он построил на свои деньги с обеих сторон Тверского бульвара разноцветные фонари. Позже это здание принадлежало инженер-полковнику Дмитрию Ивановичу Романову. В конце XIX века в доме находились меблированные комнаты, в одной из них поселился музыкальный деятель Семен Кругликов. Здесь он устроил частный музыкальный салон, в котором бывали Федор Шаляпин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Михаил Врубель, а также собиралась частная русская опера, в составе которой был и ее дирижер Сергей Мамонтов
  • Самый широкий бульвар – Страстной , его ширина составляет 123 метра. Здесь расположены три памятника – Александру Пушкину, Сергею Рахманинову и Владимиру Высоцкому. Пушкинская площадь до 1937 года называлась Страстной, по имени Страстного женского монастыря, находившегося в том месте, где в настоящее время установлен памятник поэту
  • В конце Страстного бульвара расположена площадь Петровских ворот и далее Петровский бульвар , протянувшийся до Трубной площади. В этом месте река Неглинная «спрятана» в подземную трубу. В старину на этой площади был рынок и существовала традиция – купить на рынке птицу в клетке и выпустить ее. Также Трубная площадь прославилась тем, что здесь находился ресторан Эрмитаж, хозяин которого Люсьен Оливье угощал своих гостей новым, придуманным им салатом Оливье
  • Рождественский бульвар – один из самых красивых, свое название он получил по имени Рождественского женского монастыря, построенного еще при Екатерине II
  • Через площадь Сретенские ворота можно выйти на самый короткий Сретенский бульвар , его длина составляет всего 214 метров. Здесь расположен монументальный памятник Надежде Крупской, установленный в 1975 году ко Дню защиты детей
  • Пройдя через Тургеневскую площадь и площадь Мясницкие ворота, мы выйдем на Чистопрудный бульвар . Раньше в этом районе находилась скотобойня, отходы от которой сбрасывались в пруд, названый Поганым. Когда же эту землю купил Александр Меншиков, он очистил пруд и с тех пор это место стали называть Чистыми прудами , хотя пруд всего один. Сейчас это популярная зона отдыха москвичей и гостей столицы, летом - прекрасное место для прогулок, а зимой – для катания на коньках
  • Покровский бульвар – самый молодой, он появился в 1820-е годы и до 1891 года это был огромный плац, на котором совсем не было зелени. Позже часть плаца заняла небольшая узкая аллея и лишь в 1954 году был устроен широкий бульвар
  • Яузский бульвар получил свое имя по названию Яузских ворот Белого города, расположенных близ реки Яузы. Одна из достопримечательностей бульвара – двухэтажный дом, напоминающий рыцарский замок с башенкой, созданный в начале XX века архитектором Андреем Красильниковым в романтическом стиле.

Бульвары Москвы, как зеленое ожерелье, окружают центр города. Это уникальный памятник садово-паркового искусства, включающий 13 площадей, парки и аллеи, церкви и монастыри, памятники и старинные усадьбы, рассказывающие об истории России и выдающихся ее личностях.

Бульварное кольцо - ландшафтная достопримечательность Москвы - возникло в конце 18-го века на месте Белгородской стены, оборонительной фортификации, которая была упразднена и разобрана за ненадобностью. Проездные башни стены также были разрушены, а на их месте образовались площади, названия которых напоминают о прошлом их назначении. В названиях сохранилось упоминание о воротах: Покровские Ворота, Арбатские Ворота, Никитские Ворота и т. д.

Сколько бульваров в Бульварном кольце?

Всего было образовано десять бульваров, которые расположились друг за другом в форме подковы, окружая центр Москвы. Концы "подковы" упираются в образуя непосредственно Бульварное кольцо. Карта Москвы содержит полную информацию обо всех бульварах вместе с площадями. В отличие от Садового кольца, Бульварное имеет более компактные очертания.

Бульварное кольцо (Москва, как известно,долго строилась) в нынешнем его виде появилось не сразу. Первый бульвар, Тверской, был заложен в 1796 году архитектором С. Кариным, а затем в обе стороны от Тверского бульвара разошлись девять остальных бульварных проспектов. Окончательно московское Бульварное кольцо сформировалось в первой половине 19-го века.

Свое начало оно берет от Соймоновского проезда на Пречистенке и продолжается от площади Пречистенские Ворота до Арбатской площади. Этот участок называется Гоголевским бульваром. переходит в площадь Арбатские Ворота. От Арбатских Ворот начинается Никитский бульвар, который упирается в площадь В этом месте Бульварное кольцо пересекается с Большой Никитской улицей, выходящей на Манежную площадь.

После Никитских Ворот кольцо продолжается Тверским бульваром, упирающимся в Пушкинскую площадь. От площади А. С. Пушкина отходит его окончанием является площадь Петровские Ворота, которую пересекает знаменитая московская улица Петровка. После Петровских Ворот, Бульварное кольцо продолжает Петровский бульвар, который простирается до Трубной площади.

Сретенский бульвар оканчивается площадью Тургенева, соединяющей Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова. В конце Сретенского бульвара расположена площадь Мясницкие Ворота, от которой берет свое начало Чистопрудный бульвар, переходящий в площадь Покровские Ворота. Следующая площадь, Хохловская, является местом, откуда начинается Покровский бульвар, который сразу переходит в бульвар Яузский.

Яузский бульвар оканчивается площадью от которой отходит Устьинский проезд, последнее звено московского Бульварного кольца.

Бульвары и их отличия

Некоторые из 10 бульваров кольца имеют свои признаки отличия. Гоголевский бульвар проходит на трех уровнях. Внутренняя магистраль идет по верхнему уровню, средняя по среднему ярусу, а внешний проезд проходит по самой нижней линии. Такую ступенчатость бульвар получил благодаря разным по высоте берегам ручья Черторой, протекавшего когда-то на месте Гоголевского бульвара.

Самый "молодой" бульвар из всех - это Покровский, долгое время его образованию мешали Покровские казармы и огромный плац при них. Плац снесли в 1954 году, и только после этого аллея была превращена в полноценный бульвар.

Самым коротким бульваром является Сретенский, его длина всего 214 метров, а самый длинный - Тверской бульвар, 857 метров. Рекордной шириной - 123 метра - отличается Страстной бульвар.

Памятники

Бульварное кольцо знаменито своими памятниками:

  • А. С. Пушкину на
  • Владимиру Высоцкому и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре.
  • Н. В. Гоголю и Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре.
  • А. С. Грибоедову на бульваре Чистопрудном.
  • На Тверском бульваре Сергею Есенину и К. А. Тимирязеву.
  • На выходе со Сретенского бульвара установлен памятник В. Г. Шухову.

Станции метро

По периметру московского Бульварного кольца расположены следующие станции метро:

  • станция "Кропоткинская" (Сокольническая линия);
  • станция "Арбатская" (Филевская линия);
  • станция "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия);
  • станция "Тверская" (Замоскворецкая линия);
  • станция "Чеховская" (Серпуховско-Тимирязевская линия);
  • станция "Трубная" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Тургеневская" (Калужско-Рижская линия);
  • станция "Сретенский бульвар" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Чистые пруды" (Сокольническая линия).

Конка и трамвай

Транспорта на Бульварном кольце не было, москвичи обходились извозчиками. Однако в 1887 году на бульварах появились конные экипажи. Конка работала до 1911 года, затем по Бульварному кольцу пустили трамвай. Маршрут считался кольцевым, хотя вагоны ходили только до набережной Москвы-реки в обе стороны.

В 1947 году Бульварное кольцо было частично отреставрировано к 800-летию Москвы. Устаревшие скамейки в скверах заменили на новые, современные. Полностью заменили сетчатую ограду, к тому времени уже проржавевшую. Вместо нее установили литые чугунные заграждения. С 2011 года Бульварное кольцо стало излюбленным местом для всевозможных протестных митингов и демонстраций.