Каким должен быть близкий друг: главные качества. Простить

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером

И независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Совершенно разные

Суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью мировоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается.

«Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Сочинение

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное — умение или неумение прощать. «На обиженном воду возят» — в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.

Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжём, не можем сделать обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.

Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьёзно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.

Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.

Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. «Прости…». Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. «Прости»… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.

Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.

В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он её кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Перед нами предстаёт жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.

Иначе тема прощения отражена в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера — единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу — главное, по его мнению, в жизни.

Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть всё рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжёлые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение — это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

В предложенном для анализа тексте великий писатель и литературовед Н.Я. Эй­дель­ма­н поднимает проблему дружбы и насмешки.

Автор по-своему осмысливает и раскрывает эту проблему. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, писатель приводит в пример историю про В. Кюхельбекера, который в своем письме говорит о насмешках со стороны лицейских друзей. Эй­дель­ма­н также обращает внимание на то, что дружба между Вильгельмом и его одноклассниками сочетает в себе как любовь, так и издевательство: “любя, ста­нут снова из­де­вать­ся, ми­рить­ся... ”. Но такая дружба, по мнению автора, была во все времена: “так и будет впредь: друж­ба и на­смеш­ка”.

Н.Я. Эй­дель­ма­н выражает свою точку зрения весьма ясно и однозначно. Он считает, что уме­ние дру­жить и спо­соб­ность ви­деть­ не­до­стат­ки друга могут сов­ме­щать­ся.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, умение видеть в друге недостатки – это хорошо, но только в том случае, когда эти самые недостатки не используются в качестве насмешки, в противном случае такими “ дружескими шутками” можно нанести непоправимый вред своему другу или подруге.

Так поступают герои повести Б. Железникова «Чучело», которые, не разобравшись в ситуации, своими издевательствами доводят одноклассницу до отчаяния. Прозрение наступает, но слишком поздно: Лены больше нет в их классе. Чувство вины, которое испытывают ребята – это горькое лекарство: оно научит их быть добрее, милосерднее.

Как написал великий советский писатель В. П. Некрасов: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать». Это означает, что даже если между, например, лучшими друзьями возникло недопонимание, которое переросло в будущем в большую ссору, не нужно использовать знание о недостатках друга в качестве аргументации для доказательства своей позиции в ссоре. Ведь всегда можно прийти к компромиссу, ведь всегда можно понять и простить.

Таким образом, сам смысл дружбы не изменится и через тысячу лет, всегда будут те, кто использует твои недостатки против тебя, используют их в качестве насмешки, но не нужно отчаиваться, ведь страдания эти не навсегда, даже самый задиристый друг, все равно останется твоим другом, просто ему нужно немного повзрослеть.

Исходный текст.

(1)Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
1814

(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
1825

(3)Какие разные оценки одного человека — одним и тем же, дружеским, пером!

(4)Где истина? (5)В каком году?

(7)0днажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд — его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они — нас?

(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...
(По Н. Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989) — писатель, историк, литературовед.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Готовимся к итоговому сочинению 2016-2017 Направление «Дружба и вражда» Подготовила Зубарева Е.Ф. МОБУ СОШ с.Дмитриевка

2 слайд

Описание слайда:

В основе направления лежат полярные события, связанные с такими понятиями, как дружба и вражда. Если обратиться к толковому словарю С. Ожегова, то можно определить следующее: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. В словаре антонимов эти слова представлены как антонимическая пара.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

*Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений Предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах: *Дружба и вражда между поколениями, человеческими сообществами. *Теплота человеческих отношений или неприязнь людей. *Перерастание дружбы во вражду или наоборот. *Дружба человека и животного и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Какие формулировки тем могут быть? 1. Какие качества раскрывает в человеке дружба? 2. Друг и приятель – в чём разница? 3. С другом друг браниться – недруг веселится. 4.Человек часто сам себе злейший враг. 5.Согласны ли вы с тем, что друг познаётся в беде? 6. Самое главное в дружбе – умение понять и прощать. 7. Может ли дружба перерасти во вражду? 8. «Нет уз святее товарищества» (Н.В. Гоголь) 9. Друг познаётся в беде. 10. Что такое настоящая дружба? (и др.)

6 слайд

Описание слайда:

Размышляя над предложенной темой, можно опираться на известные высказывания, определения, пословицы, афоризмы. Синонимы слова ДРУЖБА Дружелюбие Лад Мир Согласие Побратимство Братание Единение Общение и т.д. Синонимы слова ВРАЖДА Антагонизм Злоба Недоброжелательство Нелюбовь Ненависть Неприязнь Рознь Недружелюбие и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. У. Шекспир Эта тема предполагает сопоставление не только двух героев, но и, вероятно, сильные и слабые стороны человеческого характера. “ ”

9 слайд

Описание слайда:

Примеры из художественной литературы. «Война и мир» Л.Толстой. Пьер безухов и Андрей Болконский. Дружба, которая предполагает, что друг принимает своего товарища таким, какой он есть, прощая ему какие-то слабости. Почему? Да просто с ним легко, он понимает тебя, помогает советом… Просто с ним можно быть самим собой…

10 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети» И.С.Тургенев Базаров и аркадий Кирсанов. Можно ли назвать дружбой отношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? Аркадий и Базаров непохожие люди. Дружба даёт трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю, так как это чувство даётся им по-разному. Они прощаются навсегда, Базаров не находит для Аркадия ни одного дружеского слова. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому. Вывод: их взаимность нельзя назвать дружбой.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

М.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин и грушницкий. От дружбы до вражды один шаг. Сверстники, сослуживцы, но в душе не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин – язвительный, эгоистичный, но рассудительный. Грушницкий – многословный, не обладает яркими чертами характера, изначально неискренний, «рядится в чужие одежды» (солдатская шинель). Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости, видит его насквозь. «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях» (Печорин о Грушницком). Итог – дуэль. Печорин считал, что «в дружбе один раб другого», но дружба на этом не может быть основана.

13 слайд

Описание слайда:

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие дельные и порядочные люди. А.И.Герцен Итак, дружба – это бесценный клад в жизни. И человек, который умеет ценить дружбу, не должен сеять вражду, ибо дружба строит, а вражда только разрушает. Надо беречь дружбу – это святое чувство. “ ”

14 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет-ресурсы: 1. Материал вебинаров сайта «Могу писать» (вебинары «Итоговое сочинение»). 2. В.Н.Мещеряков. «Учимся начинать и заканчивать текст». Литагент «Флинта»,2014. 3. Д.И.Архарова. «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку…»Екатеринбург, 2016. 4. Д.И.Архарова. «Итоговое сочинение 2016/2017. Методические рекомендаци преподавателям, матеиалы к урокам».

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное – умение или неумение прощать. “На обиженном воду возят” – в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.
Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжем, не можем сделать

Обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.
Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьезно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.
Умение просить прощения и прощать – признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.
Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. “Прости…”. Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. “Прости”… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.
Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.
В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого “Война и мир”. Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ее кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, веселая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал ее измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять ее. В разговоре с Пьером Болконский сказал: “Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу”. Перед нами предстает жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Иначе тема прощения отражена в романе “Герой нашего времени” Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, – и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу – главное, по его мнению, в жизни.
Мне кажется, прощать нужно все и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть все рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжелые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!