Магические игровые и лирические компоненты свадьбы. Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция - обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Обрядовый фольклор - свадебные песни сложен по своему составу. Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания.

Свадебные обрядовые песни русского народа богаты изобразительно-выразительными сред­ствами. Характерными признаками традиционной поэтики обрядо­вых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «тра­ва шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ла­скательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюш­ка», «подруженьки», «свашенъки» и др.).

Для величальных песен характерен прием идеализации в изо­бражении характеров и внешности жениха и невесты. Как отмечают исследователи, основной чертой, общей для величальных свадебных песен, является необычайная яркость изображаемых картин, красо­та рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки дей­ствия, это достигается прежде всего путем отбора из народных песен поэтических средств тех образов, которые искони связываются с по­нятиями богатства, благополучия и счастья.

Лирические образы свадебных обрядных песен : селезень, со­кол - для изображения жениха, и уточка, кукушка - для изобра­жения невесты. Образ кукушки, связанный с похоронной символикой, появляется в свадебных песнях не случайно. По древнему обряду инициации, девушка должна была "умереть", похоронив прежнюю жизнь. Характерно, что символ кукушки звучит в песнях девичника, а также во время отъезда к венцу, то есть в пес­нях довенечной обрядности.

Для сопоставления образов из мира природы и мира человека в песнях широко используется прием психологического параллелизма («На море утица да й купалася»).

Некоторые свадебные песни сохранили древнюю связь с кален­дарно-обрядовой поэзией ( У ворот береза стояла)

Таким образом, свадебный обряд - это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия крестьянской жизни.

Этапы свадебного обряда русского народа.

  • Сватовство
  • Сговор
  • Девичник
  • День свадьбы
  • Свадебный пир

На уроках литературного чтения или музыки школьникам в качестве домашнего задания предлагается привести примеры свадебных обрядовых песен. Далее приведем примеры, тексты, слова, названия песен свадебного обрядового фольклора русского народа.

Т ексты песен:

Лирические свадебные песни

Кланялась береза лесу темному...

Кланялась береза лесу темному:
- Спасибо, лес темный, за стояние.
Я за тобою, лес темный, настоялася,
Сучьями, ветьями намахалася,
Яркого солнца навидалася.
Леночка с батюшкой говорила:
- Спасибо, батюшка, за гуляния,
Я у тебя, батюшка, нагулялася,
На танцы, на пиры находилася,
В молодого Ванечку влюбилася.

На море утица да й купалася...

На море утица да й купалася,
На берег вылезши отряхалася,
Она своему крылышку любовалася:
-Крыло мое, крылышко, крыло сизое,
Ти будешь так сизо, как в море было?
В море крылышко вымывалося,
На ярком солнце высушивалося.
А в тереме Леночка собиралася,
Она своему личеньку любовалася:
-Лицо мое, личенько, лицо белое,
Ти будешь ты так бело, как у батьки было?
А у батьки личенько вымывалося,
А у свекра работой зануждалося.

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь...

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь, не ярко горишь?
Или ты, лучина, в печи не была, в печи не была?
В печке побудешь, жару увидишь, ярчей гореть будешь.
Что ж ты, Танечка, не жалостно плачешь, не жалостно плачешь?
Или ты, Танечка, давно в людях не была, давно в людях не была?
В людях не была, горя не видала, горя не видала.
В людях побудешь, горя увидишь,Танечка, больше плакать будешь.

Свадебные ритуальные обрядовые народные песни

Песня оповещала об обряде поздравления жениха после положительного решения родителей новобрачных о свадьбе.

Как у свата на дворе,
У Михаила Афанасьевича,
В трое колокол ударили
Молодца поздравляли
Со своей со будущей (женой) -
С раздушой красной девицей!.

Рассказывает о свадебном обряде бани в доме невесты.

Заводилась мыленка
Как у наших у девушек.
Затоплялась банюшка,
Разгоралися дровечика:
Первые дровечика-то -березовые,
Другие-то дровечика -сосновые,
Третьи-то дровечика -кедровые;
Накалилася каменка,
Камешочки троеразные,
Троеразные, самоцветные,
Самоцветные, лазоревые!

Песня исполнялась на девичнике, когда приезжал жених, или в день свадьбы.

Все-то бояре на двор въехали.
Молодые-то на крыльцо взошли,
Со крыльца-то в нову горенку!

И плавала утица... Пелась на девичнике во время расплетания косы. Акт расплетания косы был типичен для восточно-славян­ской свадьбы и символизировал расставание невесты с деви­чеством.

И плавала утица по росе,
И плавала серая по росе.
И плакала девица по косе
И плакала красна по косе.
- А кто ж мою косыньку расплетет,
А кто ж мою русую расплетет?
А кто ж мою головку почешет,
А кто ж мою гладеньку почешет?
Расплетет же косыньку сестричка,
Почешет же головку матушка.
Почешет же головку матушка,
Заплетет же косыньку невестка.

Куковала кукуша в садочку... Содержание и слова песни соответствует свадебной символике: орел - жених, кукушка - невеста. Свадеб­ная поэзия на руси находится в рамках обрядовой символической системы, в которой сокол (орел) - хищник, нападает, а лебедь (кукушка) - жертва, страдает. Поэтическая образность ведет происхождение от условных обозначений свадебного действия в древней иноска­зательной речи.

Куковала кукуша в садочку,
Приломши голов(ы)чку к листочку.
В ее пташки спрашивали:
- Чего ты, кукуша, кукуешь?
- Как мне, кукуше, да не куковать?
Свила я себе гнездечко,
Снесла я себе яичко.
Откуль прилетел орлище,
Он мое гнездечко разорил,
Меня, кукушу, с собою взял.
Плакала Манечка в светлице,
Приложивши головочку к сестрице.
В ее девушки спрашивали:
- Чего ты, Манечка, так плачешь?
- Ванечка венок разорвал.

У ворот береза стояла.. . (Свадебная календарно - обрядовая песня) Возникающая в свадебных песнях па­раллель береза без верха (родители без дочери) связывается с весенними календарными обрядами, нацеленными на плодоро­дие земли. Как уже было отмечено, именно в верхушке березы, по народным представлениям, сосредотачивалась вся сила роста, которую нужно было передать земле. В свадебной песне невеста срывает верхушку и таким образом забирает с собой ее плодо­родную силу, т.к. В скором времени сама девушка должна высту­пить в новом качестве матери и продолжательницы рода мужа.

У ворот береза стояла,
Ворота ветками застлала,
Туда Марьюшка въезжала
И верх той березы сломала.
Стой, моя березонька,
Стой теперь без верху.
Живи, мой батюшка,
Теперь без меня...

Песня оповещала о состоявшемся обряде выкупа поезжанами места для жениха рядом с невестой.

Продал брат сестрицу
За рубль, за полтину,
За золоту гривну,
Продал, променял,
Черные черочки подвязал!

В песне рассказывается об обряде сидения жениха рядом с невестой после выкупа места; в ней отражен также магический обряд осыпания жениха и дружки зерном.

Катился бел виноград да по загорью,
Красно солнышко да по залесью,
Дружка с князем да по застолью,
Сзади за ним посыпальная сестра,
Сыплет житом и хмелем;
Житом посыплет, чтоб жить хорошо,
Хмелем посыплет, чтоб жить хорошо!

Песня оповещала об обряде соединения молодых -центральной части обряда отдавания невесты жениху; обряд происходил так: взяв невесту за правую руку, дружка соединял руки жениха и невесты; в момент соединения рук и пелась эта песня.

Ягода с ягодой сокатилась.
Ягода с ягодой целовалась,
Ягода с ягодой обнималась!

Оповещала о том, как жених и невеста садились за стол после исполнения обряда передачи жениху невесты.

Упал соловей на свое гнездечко,
Сел князь молодой на свое местечко!

Песня оповещала об обряде одаривания жениха.

По городу звоны пошли,
По терему дары понесли:
Дарила дары свет (имя невесты).
Принимал дары добрый молодец,
Добрый молодец - новобрачный князь.

На дворе, матушка, что ни дождь, ни роса,
В тереме мила теща бояр дарила:
Камкой, тафтой, золотой парчой,
Милого зятя - вековечным даром,
Вековечным даром - своей дочерью!

Песня оповещала об обряде благословения невесты родителями.

Не гром гремит во тереме,
Не верба в поле шатается,
Ко сырой земле приклоняется
Милое чадо благословляется
Ко златому венцу ехати!

Песня оповещала об отъезде свадебного поезда от дома невесты.

Разливается полая вода.
Потопляет весь широкий двор;
На дворе-то три кораблика:
Как и первый-то кораблик
С сундуками, со укладами,
А другой-то кораблик
Со купцами, со боярами,
А третий кораблик
Со душою красной девицей
Со душой Анной-то
Семеновной!

Отставала лебедушка,
Да отставала лебедь белая
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебедушка,
Да приставала лебедь белая
Ко стаду ко серым гусям.

Песня оповещала об исполнении магического обряда осыпания свадебного поезда хмелем.

Заюшка лесы обегает.
Серенький лесы обегает;
Сватьюшка хмелем осыпает,
Гордая хмелем осыпает,
Дружилушко вслед ходит.
Хороброй кнутом порет!

Песня оповещала о приезде свадебного поезда к дому жениха.

Андрей-то едет с суженой, с суженой
Иванович едет с ряженой, с ряженой,
Со своей суженой Анной Ивановной!

Песня фиксировала совместное сидение новобрачных за свадебным столом в доме жениха.

Вскочило солнце в оконце,
Светит месяц с зарею;
Сидит Иван с женою,
С Авдотьюшкой душою!

Заклинательные свадебные обрядные песни русского народа - текст, примеры

Исполнялась в день свадьбы

Ты и скуй нам,
[Кузьма-Демьян], свадебку! -
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,
Чтобы ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали!

Песня исполнялась накануне дня свадьбы во время посадки каравая в печь.

Пекись, пекись, сыр каравай,
Дерись, дерись, сыр каравай -
Выше дуба дубова,
Выше матицы еловой,
Ширше печи кирпичной!

Обрядовая песнь свадебному поезду

Не белы наехали -
Чтой черные, как вороны,
Чтой черные, как вороны!
Да неумытые головы,
Неумытые головы.
Да не учесаны бороды,
Не учесаны бороды,
Еще чьи это бояре.
Еще чьи это бояре?
Да чтой бояре Ивановы,
Чтой бояре Ивановы,
Да поезжане Ивановича,
Поезжане Ивановича!
- Да уж вы бояре, бояре,
Уж вы бояре, бояре,
Да вы бояре Ивановы,
Вы бояре Ивановы,
Да поезжане Ивановича,

Поезжане Ивановича!
Уж вы съездите, бояре.
Уж вы съездите, бояре,
Да вы на Кицкое озеро,
Вы на Кицкое озеро,
Да насеките ольшинничку,
Насеките ольшинничку,
Да вы нажгите-ко пепелу,
Вы нажгите-ко пепелу,
Да наварите-ко щёлоку,
Наварите-ко щёлоку,
Да вы умойте-ко головы,
Вы умойте-ко головы,
Да учешите-ко бороды,
Учешите-ко бороды -
Да вы тогда будете бояре,
Вы тогда будете бояре,
И чтой бояре Олександровы,
Чтой бояре Олександровы,
Да поезжане Ивановича!

Обрядовая свадебная песня вьюн над водой


Вьюн над водой расстелается.
Жених молодой, жених молодой,
Жених у ворот дожидается.
Вынесли ему, вынесли ему,
Вынесли ему сундуки полны добра.
- Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему ворона коня.
- Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.

Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему свет Настасьюшку.
- Это вот мое, ой, это вот мое,
Это вот мое, Богом суженое.
Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстелается.
Гости у ворот, гости у ворот,
Гости у ворот собираются.

Свадебные обрядные песни, величания и причитания - примеры текстов

Величальные песни

Величания - жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией.

Сказали, наша Маринушка...

Сказали, наша Маринушка
Неткаха, непряха,
А она, наша Гавриловна,
Еще и шелкошвейка!
Тонко пряла, часто ткала,
Бело белила
-Весь род подарила:
Она подарила свекру рубашку,
Свекрови - другую,
А деверечкам-соколочкам
Да по шитому платочку.

Ох, ты, винная ягодка...

Ох, ты, винная ягодка
Наливное сладкое яблочко
- Удалой добрый молодец
Свет Иван-то Васильевич!
Уродился хорош и пригож,
Уродился он счастливый,
Говорливый, талантливый,
Говорливый, забавливый!
Что за это его тесть возлюбил,
Теща-матушка жаловала:
Милой дочерью даровала
- Свет-от Марьей Ивановной!

Тихонько, бояре...

Тихонько, бояре,
Вы с горы спущайтесь!
Не сломите вишенки,
Не сорвите ягодки:
Вишенка - Викторушка,
Ягодка - Настюшка!

У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
- Какова, какова красна девушка?
- Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Что у месяца рога золоты,
И у солнышка лучи светлые;
У Ивана кудри русые
-Из кольца в кольцо испрониваны!
Что за эти-то за кудерочки
Государь его хочет жаловать
Первым городом - славным Питером,
Другим городом - Белым Озером,
Третьим городом - каменной Москвой!
На Белом Озере - там пиво варят,
В каменной Москве - там вино гонят,
В славном Питере - там женить хотят,
У купца брать дочь, у богатого,
Дочь умную, дочь разумную
-Катерину Пантелеевну,
Со данъём её, со приданым,
Со бельём её коробейным!

Причитания

Причитания - лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, ее родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага.

Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьей. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания - передача смятенных чувств человека.

Перекатное красное солнышко,
Перекатная ты звезда,
За облака звезда закатилася,
Что от светлого месяца.
Перешла наша девица
Что из горницы во горницу,
Из столовыя во новую,
Перешед, она задумалась,
Что, задумавшись, заплакала,
Во слезах она слово молвила:
- Государь мой родной батюшка,
Не возможно ли того сделати,
Меня девицу не выдати?

Ты рябина ли, рябинушка,
Ой да ты рябинушка кудрявая,
Ты рябинушка кудрявая,
Ой да ты когда взошла, когда выросла?
- Ой да я весной взошла, летом выросла,
Ой да за осенним солнцем вызрела.
- Ой да ты зачем рано пошатилася,
Ой да ко сырой земле приклонилася?
- Ой да, не сама собой пошатилася,
Ой да, пошатили меня ветры буйные,
Ой да, приклонили меня снеги белые,
Ой да, не белы снеги, часты дожди.
- Ой да, ты Еленушка Гурьяновна,
Ой да, ты зачем рано замуж пошла,
Ой да, ты зачем рано поизволила?
- Ой да, вы подруженьки, голубушки,
Ой да, не сама собой во замуж пошла,
Ой да, не сама собой поизволила,
Ой да, спотакнули да люди добрые,
Ой да, пропивал кормилец батюшко,
Ой да, со родимою со матушкой,
Ой да, на чужу дальну сторонушку,
Ой да, за одно вино за зелёное,
Ой да, за удалу за головушку.

Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зелёные,
Травушки шёлковые,
Цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять,
Я по вам гулять, красоватися,
Своей путевою косой выхвалятися;
Уж одна была у меня коса
Да две волюшки,
Две волюшки, и обе вольные;
Хоть две у меня будут косы,
Да одна волюшка,
Одна волюшка, и та невольная.

Корильные свадебные песни

Слезную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильиые песни - песни-шутки, часто - пародии на величания. Корильиые песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая.

Этот жанр достаточно древний. Исследователи считают, что его возникновение было связано, возможно, с тем, чтобы умилости­вить покровительствовавшие магические силы. Семья боялась по­терять расположение мифических покровителей, а чтобы не ли­шиться их расположения, надо было предствить уход невесты как вынужденный. Корильные песни рано потеряли свое магическое значение. Осмеянию в песне подвергались скупость, пьянство, се­мейные неурядицы

Приведем примеры и слова песен:

А в нашем во мху...

А в нашем во мху...
- Все тетерева - глушаки,
А наши сваты
-Все дураки:
Влезли в хату,
- Печке кланяются.
На печке сидит
Серый кот с хвостом,
А сваты думали,
Что это поп с крестом.
Они котику поклонилися,
К серому хвостику приложилися.

Неряхи, сваты, неряхи...

Неряхи, сваты, неряхи,
- Немытые у вас рубахи;
Вы на свадебку спешили:
В трубе рубашки сушили.

Приехали к Марьечке сваты...

Приехали к Марьечке сваты
На буланой кобыле;
Приданое забрали,
А Марью забыли.

Сказали: «Наш сват богат!»

Сказали: «Наш сват богат!».
Говорили: «У него денег много!».
Положили копеечку - за всех
- Соседским курам на смех!
Убери-ка, сват, копейку -
Не позорь свою семейку!

Приметы

  • Платье невесты должно быть с длинными рукавами и закрытой спиной, длинное и без цветов, бутоньерок на талии.
  • Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
  • Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчаются в начале следующего.
  • Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын. Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
  • Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
  • Нельзя звать к свадьбе четное число гостей.
  • Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
  • Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
  • Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
  • Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
  • Полученную сдачу с покупки фаты, туфель, платья не тратят как можно дольше, по крайней мере не менее трех месяцев. Уберите эти деньги так, чтобы их не брал в руки чужой человек.
  • Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
  • На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
  • Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила

Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.

Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.


Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол:

Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.


Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.

Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры:

Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.


Чтоб невеста на смотринах понравилась

Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите:

Я - Божия раба (имя).

Солнце высоко, а я выше.

Мои брови смоляные, мои кудри золотые,

мои глаза - звездочки ясные,

мои губы - лепестки красные.

Кто меня увидит,

тот ни одним словом меня не обидит.

Господи, помоги!

Богородица, на брак благослови.


Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.

Купите две свечи, одну поставьте у иконы "Умягчение сердец", другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.

Ангелы небесные, пойте "Аллилуйя"!

Славься, святая церковь, венчающая на брак!

Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил,

Бог их на брак благословил.

Помяни, Господи, всю кротость царя Давида,

так пусть кротки будут родные

сестры, братья, зятья, вся родня,

мать, отец дадут благословение

на брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь.


Покупая обручальные кольца

Не входя в дом с кольцами, нужно произнести:

На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы

Приметы

  • Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
  • Если невесте подарили розы, то следует самой невесте отрезать ножницами все шипы. Смотрите, не уколитесь.
  • На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
  • Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
  • На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
  • Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
  • Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
  • Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
  • В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.
  • Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
  • Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
  • Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли, иначе - беда.
  • Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
  • Венчание после заката ничего хорошего не принесет.
  • Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
  • Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.
  • В среду и пятницу не сватаются.
  • Обручальное кольцо не надевается на перчатку.
  • Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
  • Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
  • Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
  • Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
  • Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
  • Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
  • Если во время венчания из певчих кто-то раскашляется, то это значит, что один из молодоженов проживет не так уж и долго.
  • Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
  • Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
  • Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины. Дети жить не будут.
  • Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
  • Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
  • Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
  • Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.
  • Нельзя держать венец над головами жениха и невесты. Венец следует надеть на их головы.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее:

Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: "Здравствуй, (имя)!". При этом жених или невеста в ответ должны молчать.

Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи:

Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.


Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.

"Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали".


После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: "Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом."

Чтобы быть самой любимой снохой.


Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: "Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои".


Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:

"Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь."

Этот наговор читает самый старший в семье.


Приворот на свадебное платье

Прежде чем надеть свадебное платье, встаньте на него правой босой ногой и прочитайте заговор, чтобы ваш муж не оставил семью ради другой женщины.

Стою я, раба Божия (имя),

белой ногой на белом платье.

Так бы я встала крепко и лепко на белу грудь

раба Божиего (имя).

Заступила бы я его сердце отныне и по веку,

чтоб ни единому человеку: ни бабе, ни девице,

ни монашке и ни гульнице

на яру любовь он не отвечал, никого, кроме меня,

рабы Божией (имя), не замечал.

Вызываю я на раба Божиего (имя) тоску,

кручину со всего бела света,

тоску со вдов, с сирот, с младенцев грудных,

с больных, пьяных, с брошенных.

Пойди, вся как есть тоска,

на раба Божиего (имя).

Чтоб он по мне тосковал,

маялся, горевал, во все суточные

двадцать четыре часа планетные

в жару бы он мерз, в холоде потел,

никого кроме меня, по саму смерть не хотел.

Платье мое венчальное,

как за тебя раб Божий (имя) возьмется,

так его сердце от моего заговора забьется.

Ключ к моим словам в небесной высоте,

а замок в морской глубине.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.


Чтобы на свадьбе не испортили

До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.

Читают так:

Который человек вечет,

который зло речет,

который худое помышляет,

мое слово перебивает.

так и оберегу моему не помешать.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Если во время свадьбы кто-нибудь сядет на место жениха или невесты, то этот брак распадется.

Домовой, хозяин мой,

защити свято место жениха и невесты.

Ключ, замок, язык.

Аминь.


Шептать над хлебом и солью

Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.

Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.

Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.


Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.


Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.

Отчитка: огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.

Читают так:

Господи, помоги!

Всякому человеку

отмерил Господь веку.

Господи, помоги,

веку рабе (имя) продли.

Как ты не дал умереть Лазарю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Свадебные тосты, которые приводят к разводу

"Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу".

"Бей ее почаще, любить будет слаще".

Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:

Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:

Как я этот кусок хлеба отрезаю,

Так и твои (имя) посулы убираю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.

Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом:

Стол мой дубовый,

Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.

Как хрупкое стекло бъется, разбивается,

Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:

Небесной высоты не достать,

Небесной красоты не забрать.

Так и у моего сына никто не убавит

И ниче6го ему не прибавит.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор,

На ее подоле Божий затвор.

Никто того затвора не повредит,

Никто оберега моего не победит.

Моя нога левая, ее нога правая.

Ключ, замок, язык.


Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя:

На первую ступеньку ступаю -

мужа с собой заступаю.

На вторую ступеньку ступаю -

свекра с собой заступаю.

На третью ступеньку ступаю -

свекровь с собой заступаю.

На четвертую ступеньку ступаю -

деревьев с собой заступаю.

На пятую ступеньку ступаю -

золовок с собой заступаю.

Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.


Шепоток при венчании

Мать невесты должна сказать это слова в тот момент, когда зажгут венчальные свечи:

Господи, помоги, Господи, благослови.

Пусть у свечей ваших слезы прольются.

И только тогда, когда эти свечи разовьются,

только тогда муж с женой разойдутся. Аминь.


Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит "горько" и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:

Как ты, угол, неотделим от стены,

так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.


После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами:

Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.

Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.


Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:

"Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь".

После свадьбы

  • Свадебное платье, фату, туфли не дают никому на прокат и не продают, поэтому, если у вас финансовые трудности, то платье следует шить не дорогое или такое, которое можно будет носить в праздничные дни.
  • Засохшие свадебные цветы не хранят.
  • Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
  • Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор:

Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.

  • Чтобы ваш муж никогда в жизни не мог быть привороженным к другой, в первую среду после Рождества Христова выйдите на перекресток четырех дорог, встаньте лицом к закату, скрестите безымянный палец с большим и читайте так:

Заря - тело, голова - Солнце. Кровь в мясе, в остове кости. Все меня видят, все мои слова слышат. Мать - Земля, четыре дочери, четыре дороги, сойдитесь на рабе (имя) мои обереги. Чтоб к нему не подъехали, не подошли, приворотами от своей жены не увели. Не окормили чтоб, не опоили, Черным словом спать не уложили: ни воском. ни свечой, ни солью, ни слезой, ни булавками. ни ножами, ни кровью и ни церквями. Ни на кладбище и ни за столом, ни под дверью, ни под окном. Как от камня нет плоду, от угля нет цвету, нет колдуна по нему со всего свету. Так и не будет проку: ни от колдуна, ни от колдуницы, ни от старицы, ни от девицы. На моего мужа нет узды. Как безымянному персту имени нет, так и нет присух на моего мужа. Ныне, присно, во веки веков. Аминь.

При последних словах пальцы разъедините. Делает это все, естественно, сама молодая жена. О чем никому никогда не говорится. Домой нужно возвращаться молча и не оглядываются.

  • Обручальное кольцо также остается на всю жизнь с вами. Если человек умер в браке, то кольцо одевается ему на палец. Если оно не надевается, то кладется рядом с ним. По наследству обручальные кольца никогда не передаются.
  • Ровно через месяц после свадьбы нужно отослать мужа куда-нибудь и нарядиться как на свадьбу (фата, платье, туфли - все, как было в тот день). Поклониться 33 раза на восток и сказать: "Вечная слава Господу нашему, а при мне мой муж, раб Божий (имя)". Тут же подойти к супружеской постели и взбить подушки. Если есть перина, то и ее. Тогда Ваш муж никогда не оставит Вас ради другой и Вы будете жить в согласии.

Свадьба - это не только веселый праздник, которым отмечается рождение новой семьи, но и сильный обряд, присутствие при котором большого количества людей дает хороший приток силы любому из элементов действа. При этом каждый из элементов имеет такую же силу, как и предметы в любом другом обряде. Поэтому я, как и другие маги, советую каждой невесте стараться придерживаться правил обращения с магической атрибутикой свадебного обряда. Это необходимо, если вы хотите иметь крепкую, дружную и любящую семью.

Свадебный наряд, как самый важный атрибут магии

Каждой девушке хочется иметь самое красивое, самое нарядное свадебное платье. Ведь такой праздник у нее впервые и, наверное, больше не повторится. Корни традиции, по которой девушки покупают именно такие наряды, тянутся сквозь многие века, не позволяя ей измениться. Согласно древним заветам, невеста в платье должна выглядеть невинной и чистой, чего добиваются с помощью белого цвета.

Поскольку платье олицетворяет собой невинность, оно должно оставаться скромным, не выставлять напоказ такие части тела, как бюст или девичьи ножки, хоть они у вас и красивы. Правда, современная мода внесла некоторые коррективы, что позволяет нынешним невестам похвастать фигурой. В связи с частыми разводами, стали проводиться повторные браки, что привело к появлению моды на свадебные платья других цветов.

Если вы интересуетесь тонкостями магического искусства, связанными со свадьбой, и хотите узнать, как подобрать наряд брачующейся, дабы семья была крепкой и счастливой, то стоит обратиться к соответствующему разделу практической магии. В нем говорится, что платье невесты должно иметь закрытые рукава и фату. Оказывается, что фата - это не просто традиционное украшение, символизирующее непорочность девушки, но и качественная защита от сглаза. Если фата вам не по нраву, тогда необходимо озаботиться рядом других амулетов, дающих возможность защититься от ментальных атак. Такой защитой может оказаться звонкая монетка в туфельке или же спрятанная в складках платья булавка.

Платья нынче очень дороги, поэтому появилась новая услуга: прокат свадебных платьев. Это очень практично и позволяет невесте сэкономить энную сумму, а также избавляет от проблем хранения такого специфического наряда. И все же не все так безоблачно. Прокатные платья не приветствуются знающими людьми. Ведь свадебный обряд обладает своей, уникальной энергетикой. Она отличается в каждом случае, ведь ее всплеск порождается соединением в том числе и всех энергетических полей присутствующих людей. Такой энергетический фон может нести опасность для жизни другой невесты или для благополучия в новой семье. К тому же, платье может стать очень действенным инструментом, позволяющим любом недоброжелателю навести на брачующуюся порчу. Бывают случаи, когда для разрушения семейных уз на подоле платья сгоревшей спичкой рисуют кресты, а также тайно втыкают иголки. Эта энергетика может перейти на любую из невест, если она оденет такой наряд.

Если вы все же решили сэкономить,взяв платье в салоне, то проведите возле него свечой. Если свеча начнет трещать, задымится, то платье это не стоит одевать, поскольку через него может прийти порча. Если свечное пламя осталось ровным и светлым, то наряд в порядке. Но в любом случае, перед свадьбой хорошенько сбрызните его освященной водой. Это улучшит энергетику платья.

Если платье вам шьют, не позволяйте делать это родственниками и, естественно, не вздумайте сами заняться этим. Также позаботьтесь о том. Чтобы ваш жених не увидел ни само платье, ни вас в нем. Также вам необходимо последнюю перед свадьбой ночь провести отдельно, в кругу родственников и друзей (вот откуда мальчишники с девичниками).

Туфли для свадебного наряда покупайте закрытые, ни в коем случае не останавливайте свой выбор на босоножках.

Кольца для венчального обряда и приметы в день свадьбы

Загляните в любой ювелирный магазин. От разнообразия обручальных колец просто глаза разбегутся. Согласно магии, украшать обручальные кольца можно. Но вот только сами кольца при этом должны оставаться обручальными, а не превращаться в обычный перстень-украшение.

Если вам хочется благополучия в семье, то выбирайте для свадьбы день, который не относится к какому-либо церковному посту. Венчание или роспись в воскресенье также не приветствуется.

На протяжении всего праздника молодоженам нельзя разлучаться или даже просто позволять кому-то проходить между ними. Так вы сможете защитить семейный покой и гармонию.

Букет для невесты - это отдельная история. Пусть мы и привыкли на всех праздниках дарить розы, помните о том, что одним из основных правил букета для невесты является отсутствие в букете цветов с шипами. Если кто-то все же подарит невесте такой букет, необходимо сразу же удалить с него все шипы. Чрезвычайно важно количество цветов в букете. Четное их число является символом горя и потери, поэтому не допускайте подобных композиций вблизи невесты.

Все до единого букета, подаренных невесте на свадьбу, необходимо собрать в комнате брачующихся. Их нельзя передаривать, оставлять в загсе. Тем более нельзя относить их на могилу, это прямой путь к разрушению и гибели семьи.

У боярина и дружки есть почетная обязанность: пересматривать букеты. Кажется, что тут такого? Но букет из кладбищенских цветов может не только разрушить семью, но и способен фактически принести проблемы со здоровьем. Поэтому первые помощники жениха и невесты должны пересчитывать количество цветов в каждом букете. Если попадется букет с кладбища, то его необходимо немедленно сжечь или пустить за проточной водой (в реку или озеро).

По традиции, чтобы молодожены крепко стояли на ногах и быстро поднимали свою семью, они не должны иметь возможность во время свадебного застолья прислоняться к спинке стульев или кресел.

Если молодой муж внесет в дом свою жену, то он сможет уберечь свой семейный очаг от порчи.

Защититься от злого умысла невеста может шпилькой, приколотой головкой вниз слева, с внутренней стороны платья. Укрепить защиту можно с помощью игл без ушка и булавок, приколов их с внутренней стороны подола.

Разделение на два отдельных праздника (у невесты, а потом у жениха и т.д.) не принесет удачи для новой семьи. Ведь на свадьбе две большие семьи должны познакомиться и объединиться в одну.

Дружкой надо выбирать ту подругу, у которой нет повода завидовать вам. А если вас часто зовут в дружки, не забывайте, что после третьей церемонии в этом качестве значительно повышается опасность не найти своего суженого.

Одна из самых главных проблем на свадьбу - деньги. Помните, их никогда нельзя тратить на долги, иначе семья тоже в них погрязнет. Лучше купите что-нибудь из мебели, для комфорта в семейной жизни.

Многие из молодых людей относятся к свадебным приметам слишком легко, отмахиваются от них. Но нужно помнить, что далеко не все они - дедовские забобоны и имеют под собой реальную основу. Будьте внимательны и постарайтесь защитить свою семью.

фольклор устный вариативность импровизация

Русская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных (групповых) форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу матерей. Древний коллективный характер таких посвящений отражен в девйшнике. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем. Все это следы брака-умыкания, то есть такого, в котором невесту похищали (сначала насильственно, а позже по взаимному уговору).Следующая форма брака - "купля-продажа", существовавшая, по-видимому, у полян. Жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному у мусульман калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, угощением, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки ("Кто краснее солнышка, кто светлее светла месяца?"). Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты "били по рукам", как бы заключая торговую сделку ("У вас товар, у нас купец"). Впоследствии вено было заменено приданым. Приданое начинали собирать от рождения. Говорилось: "Дочку в колыбельку - приданое в коробейку". Его складывали в короб, скрыню, сундук. Невеста с хорошим приданым называлась приданница, с плохим - бесприданница. "Бери бесприданну, но таланну" (талан - счастливая судьба человека). Каравай - это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной.

Традиционный свадебный обряд - не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридически-бытовой акт. Непременно устраивалось коллективное застолье - пир на весь мир (красный стол, княжий стол).

Свадьба - сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. В числе свадебных чинов были: рожники - родственники невесты; дружина, бояре - спутники жениха; боярки, подневестницы - спутницы невесты; подголосницы - поющие девушки.

Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы - песни. У русских обряд этого типа локален (донской, кубанский).

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр - причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой завершался девишник. Севернорусскую свадьбу играли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской, Новгородской, Псковской, Пермской губерниях.

Универсальным оберегом был пояс - часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного "бес боится", поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданым, свадебный пирог.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косныки - ленты для косы. Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. "Возьми косу вместе с головой", - говорила ее мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник. Окручивание - один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: "Немного попето, да навек надето".

Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегическими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье. Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром были причитания. Они выражали только одно чувство - печаль.

Свадебные песни - самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейной обрядовой поэзии. Сватовство велось в условной поэтически-иносказательной манере. Сваты называли себя рыбаками, охотниками, невесту - белорыбицей, куницей. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять песни: ритуальные") и лирические, в которых начинала разрабатываться тема утраты девушкой ее воли ("Хвалилася калина..."). В песнях появляются парные образы-символы из мира природы, например калинушка и соловей ("На горе-то калина Во кругу стояла..."). Разрабатывается мотив попранной девичьей воли (невеста изображается через символы расклеванной ягодки, выловленной рыбицы, подстреленной куны.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье:

"Ты носи платье, не изнашивай,

Ты терпи горе, не сказывай".

В песнях часто встречается сюжет перехода или перевоза невесты через водную преграду, связанный с древним осмыслением свадьбы как инициации. Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.

Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний, Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие. Но вот свадебный поезд приехал. Гости в доме - словно ураган, сметающий все на своем пути. Это изображается посредством гипербол: подломили залу новую, растопили пару золоту. В это время разыгрывались сценки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника - девьей красоты. Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшие ритуальный характер. У приговоров были и другие функции: они идеализировали всю обстановку и участников свадьбы, юмористически разряжали сложную психологическую ситуацию, связанную с отъездом невесты из родительского дома.

Приговоры - это рифмованные или ритмизованные поэтические произведения. В Костромской области после приезда свадебного поезда разыгрывалась сцена выноса елочки - девьей красоты, что сопровождалось большим приговором. Елочку выносила одна из подруг невесты, она же произносила приговор. В построении приговора присутствовала импровизация. Затем произносилось приветствие поезжанам. Их идеализация могла получить эпическое развитие: они ехали за невестой чистыми полями, зелеными лугами, темными лесами... Трудный путь женихова поезда передавали гиперболы. Гиперболы использовались и в другой эпической части - в рассказе о том, как девушки добывали и украшали елочку.

Елочка была главной героиней. Далее совершался обход присутствующих и требование платы за елочку. Начинали с жениха, затем обращались к дружкам, свахам, сродничкам. Способы, которыми побуждали "одаривать". Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девьей красотой и невестой. Приговоры композиционно состояли из монолога, однако обращения к участникам ритуала приводили к возникновению диалогических форм и придавали приговорам характер драматического представления.

Самым торжественным моментом свадьбы был пир (княжий стол). Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это йгриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийное величание - песни корильные, которые могли спеть и просто для смеха. Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойственна торжественная интонация, высокая лексика. Цель корильных песен - создание карикатуры. Их основной художественный прием - гротеск. У жениха на горбу-то роща выросла, в голове-то мышь гнездо свила; у свахи спина-то - лавица, ж... - хлебница, брюшина - болотина;

Портреты корильных песен сатиричны, в них утрируется безобразное. Этому служит сниженная лексика. Корильные песни достигали не только юмористической цели, но и высмеивали пьянство, жадность, глупость, лень,

Во всех произведениях свадебного фольклора использовалось обилие художественных средств: эпитеты, сравнения, символы, гиперболы, повторы, слова в ласковой форме (с уменьшительными суффиксами), синонимы, иносказания, обращения, восклицания и проч. Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.

Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

Литература и библиотековедение

Свадебный приговор ритуальная речь участников свадьбы; основные носители сторона жениха; смеховая стилистика Свадебные лирические песни исполняют девушки или женщины хор поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. Свадебные величальные песни исполняют девушки или женщины поигрицы в составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир Свадебные корильные песни исполняют...

31 Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам )

Состав свадебной поэзии:

  1. Причитание

(исполняет невеста или от ее имени женщина ; изложение от 1 л. ед. ч. ; точка зрения невесты на свадебные события ; взгляд на свадьбу как на трагедию ; сторона жениха изображается как чужая )

  1. Свадебный приговор

(ритуальная речь участников свадьбы ; основные носители – сторона жениха ; « смеховая » стилистика )

  1. Свадебные лирические песни

(хор ) –поигрицы ; взгляд на свадьбу со стороны ; сюжетность ; повествование от 3 л. мн. ч. )

  1. Свадебные величальные песни

(исполняют девушки или женщины – поигрицы – в составе ритуала опевания ; хвалебный характер ; идеальный мир )

  1. Свадебные корильные песни

(исполняют девушки или женщины – поигрицы – в составе ритуала опевания ; ругательный характер ; пародия на величание ; опрокинутый, смеховой мир )

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРА

ПО ХОДУ ОБРЯДА

Сватовство Смотры Рукобитье Шитник Баня Девичник День свадьбы Второй день Отводины

==============================================| =======================

свадьба как трагедия свадьба как веселье

(точка зрения невесты ) (точка зрения жениха )

причитания, лирические песни приговоры

величальные песни

корильные песни

Отношение свадебной поэзии к свадебному обряду

Свадебные причитания. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу ) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне (впрочем, если невеста не умела причитать, нанимали вопленицу ) . Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глаз – новая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитаний – плач о « вольной волюшке » .

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1. Плачи сговорные – исполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было дано – девушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово ) .
  2. « Гостибные » плачи звучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха ) . Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с « вольной волюшкой » .
    Выражение нежелания выходить замуж, представление жизни в новой семье в чёрных тонах необходимы, чтобы хранители дома (домовой, духи предков ) не разгневались на невесту и на её родственников.
  3. Плачи на « девичнике » - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями )
  4. «Баенные » плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержание – испрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь « чуженина » -жениха – примерно такими были упрёки в обмане ) .
  5. Собственно свадебные плачи – обмен причитаниями между матерью, дочерью и е ёподружками при утреннем « бужении » , при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Утром девушка могла рассказать подругам о нехорошем сне (к нейподкралась « проклятая баба жисть ») Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: « коли не наплачется за столом (на девичнике ) , то наплачется за столбом (в хлеву – в доме мужа )» . Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Свадебный приговор и песни. Играли роль до самог о свадебного обряда. Как только появлялись гости в доме невесты (сваты ) , начинали петь. Песня с фразой « заломили крылышко » отмечает начало сватовства.Подруги невесты пели лирические и ритуальные песни во время сватовства. Сюда же можно отнести так называемые сговорные песни (изображали переход от свободного состояния « девичества » и « молодчества » к положению жениха и невесты ) . Все жанры, относящиеся к сватовству, отличаются поэтической иносказательностью.

Свадебные лирические песни. Эти песни – своеобразное художественное олицетворение перемещение (поскольку свадьба представляет собой обряд перехода ) .Рисуют, в противоположность причитаниям, картину праздничной и радостной свадьбы (взгляд со стороны ) .

Можно говорит о свадебных хороводных песнях . Ритуальные пляски, хороводы, « кружки » издавна считались обязательными на свадьбе. Они исполнялись на свадебных гуляниях в кругу и в процессиях, предназначались для создания при их исполнении подвижного пространства. В песнях подчёркивалась готовность персонажей к действиям (в частности, жениха и невесты ) . Эти песни являются переходным звеном между обрядовыми песнями и величаниями.

Свадебные величальные песни. Уходя корнями в глубокую древность, величания выполняли магическую функцию. В системе свадебной обрядности она была направление на здоровье, красивое, сильное потомство и благополучие семейной жизни (величание изображало желаемое как бы уже существующим с целью приближения и воплощения его в бытовой жизни – отсюда обилие гипербол, украшающих эпитетов и др. ) . В результате утраты мифологических представлений приобрели поздравительно-игровой характер благопожеланий новобрачным и всем участникам свадьбы. В свадебных ритуалах величания.кроме того, удостоверяют статус каждого из действующих лиц и чинов. Помимо магической и развлекательно-утилитарной функций эти песни имели утилитарно-практическое значение (исполнители требовали вознаграждения ) .

Корильные песни можно назвать « величаниями наоборот » . Они, как и величания, связаны с архаичной традицией (поношение, смех, вызываемый им, выполняли магическую функцию, либо же корильные песни пользовались элементами иносказания, что тоже призвано было защитить – предположение моё ) . Со временем магическая функция уступила место игровой, их комический характер лишился мифологическойпревоосновы, и приобрёл характер бытового комизма. Часто бывало, что корильные песни исполняли либо до того, как исполнителей вознаграждали чем-либо (и тогда начинались исполнения величальных песен ) , либо они исполнялись после отказа одарить исполнителей за величальные песни.

Свадебные корильные и величальные песни образовывали единый ритуал. Исполнялись они в ходе самой свадьбы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82094. Исследование системы коллективных средств размещения территории города Волгограда и оценка перспектив ее использования для развития различных видов туризма 4.63 MB
Объектом исследования являются средства размещения города Волгоград. Целью работы является исследование системы коллективных средств размещения на территории города Волгограда и оценка перспектив ее использования для развития делового туризма.
82095. Стратегия маркетинга и способы ее реализации на примере предприятия ОАО «Уралсвязьинформ» 556.5 KB
Цель работы рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии, изучить организационно-управленческую характеристику открытого акционерного общества «Уралсвязьинформ» и Губахинского цеха комплексного технического обслуживания электросвязи Березниковского территориального...
82096. Разработка технологического процесса изготовления откатных ворот 1.3 MB
Такие ворота предназначены для защиты домовладения или промышленного объекта. Откатные ворота отличаются по принципу установки и отката ворот: Подвесной тип ворот; Консольный тип ворот. Откатные ворота подвесной системы используются редко и в основном устанавливаются в промышленных помещениях ангарах...
82097. МЕТАФІЗИКА УКРАЇНСЬКОЇ ІДЕЇ В КОНТЕКСТІ ЇЇ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ЗМІН НА МЕЖІ ТИСЯЧОЛІТЬ 1.89 MB
Звертання філософів до метафізичного аналізу ідеї українського етносу відображає історичні аспекти змін звичайних та надзвичайних форм національного буття інформаційного суспільства, хоча впродовж майже 200 років підкреслювання тези про метафізичні засади будь-чого вважали проявом нібито антинаукового світогляду.
82098. 1.64 MB
Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание дипломного проекта: Общие понятия беспроводного доступа WiFi характеристики стандарты. Выбор оборудования системы беспроводного доступа. Расчет зоны покрытия точек доступа Охрана безопасности и жизнедеятельности...
82099. Проектирование и расчеты электрических сетей освещения цехов промышленных предприятий 4.22 MB
Целью данного пособия является оказание методической помощи при изучении курса МДК 01.03 «Электрическое и электромеханическое оборудование» студентами выпускных курсов колледжа по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
82100. СТАНОВЛЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РОСТА И РАЗВИТИЯ В ГОРОДАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ 414 KB
Вышеперечисленные исследования власти в городах России в теоретическом плане базируются как на западном, так и на отечественном опыте изучения локальной политики. Однако несмотря на относительную популярность данного направления в последнее время малые и средние города в рамках данного направления...
82101. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay» 1.82 MB
Авиажурнал (или инфлайт-журнал) будучи одним из представителей корпоративных СМИ, стал участником медиа соревнований. Мы предлагаем остановить свое внимание на журналах данного вида бортовой прессы и исследовать их содержательную модель.
82102. Зиянды шығыстың таралуын есептеу 130.8 KB
Құрылыс материалдардың даму тендециясының бірі өндірістің бірден өсуі,өнімдердің сапасын жоғарлату, жаңа өнімдерді шығаруды ұйымдастыру, цементтің-кірпіштің тиімді түрлерін шығару, қазіргі заманның қуатты қондырғыларын пайдалану болып табылады.