НОД детей: Рассказывание сказок по кодированию «Репка», Три поросёнка», «Три медведя. Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей Иллюстрируем движениями сказку “Теремок”

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка .

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников .
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация .

Я второй год работаю по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказок». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие :
    • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
    • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
    • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
    • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
    • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие :
    • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
    • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные :
    • воспитывать доброе отношение к животным;
    • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Теремок»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
  • показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
  • пение песен про животных;
  • чтение стихотворений про животных;
  • дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на стульчиках или на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.

Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети.
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).

Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.

Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

Список литературы :

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

Людмила Егорова

Развитию речи дошкольников 5-6 лет отводится особое значение. Развивая связную монологическую речь у детей, мы учим составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам по схемам, мнемотаблицам. Здесь мне на помощь часто приходит материал из интернет - источников. Например, "Расскажи сказку по картинкам":

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post160158866

"Составление рассказов и описаний по схемам":

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы мы учим детей точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать прилагательные и наречия в речи дошкольников,воспроизведению логики описательного рассказа.

Большое внимание уделяется пересказыванию сказок с использованием схем - кодировок.

По речевому развитию есть тема:"Рассказывание сказок "Репка", "Три медведя", "Три поросёнка" по кодированию.

Используя материал Шайнуровой Ираиды Рагибовны, учителя-дефектолога, я разработала конспект деятельности по речевому развитию и создала собственные схемы - кодировки. Вот, что у меня получилось, дорогие коллеги.

С удовольствием приму ваши отзывы (положительные и отрицательные,советы.

ННОД детей по речевому развитию на тему: Рассказывание сказок по кодированию «Три поросенка», «Три медведя», «Репка»

Программное содержание:

Учить детей передавать содержимое сказок, используя схемы-сказки, подбирать определения к существительным и согласовывать их. Закрепить представления детей о русских народных сказках в отличие от авторских. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Интернет – источники

http://kotikit.ru/qanda/tri-porosyonka-skazka-v-stixax/

http://zagadochki.ru/zagadka-babka-staryy-ded-i-vnuchka.html

http://www.prozagadki.ru/2334-zagadki-pro-treh-porosyat.html

http://bk-detstvo.narod.ru/mihalkov.html

http://hvatalkin.ru/zagadka/1256

http://www.liveinternet.ru/users/4327727/post161557175

Шайнурова Ираида Рагибовна, учитель-дефектолог

Подготовка к мастер-классу «Расскажем сказку способом моделирования»: бланк со схемами моделей сказочных персонажей для родителей (Приложение 5).

Ход деятельности

Ребята, вы любите слушать сказки? А рассказывать взрослым или друзьям?

А хотите сами рассказать сказку, но не по иллюстрациям книги, а по волшебным моделям - схемам?

Но прежде чем вы увидите схемы сказок, отгадайте загадки о них.

Загадка 1.

«Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка -

Вместе все меня смогли -

Вытянуть из-под земли». (Репка)

«Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой» (Репка)

Посмотрите внимательно на эту схему, подумайте о какой сказке пойдёт речь?

Загадка 2

«Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

«Хрю – хрю – хрю

Каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому, что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный». (Три поросёнка)

Теперь послушайте сказку в стихах о трёх поросятах.

Три поросёнка (сказка в стихах)

Виталий Лиходед

Жили-были поросята,

Три весёлых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

Вскоре осень наступила,

Поросят предупредила:

"Нужно строить всем дома:

Скоро к вам придёт зима!"

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной.

Крышу лёгкую сложил,

Зимовать под ней решил.

Средний тоже не дремал:

Дом из веток собирал.

Думал в шалаше зимой

Жить холодною порой.

Ну, а старший брат трудился

И, конечно, не ленился.

Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нём.

Камни долго подбирал,

Стены крепкие собрал.

Сделал окна, крышу, дверь,

Будет тёплым дом теперь.

На полянку волк пришёл,

Из соломы дом нашёл.

Дунул сильно - и у дома

Улетела вся солома.

Младший тут же убежал

К шалашу, где средний спал.

Волк шалаш решил сломать…

К старшему пришлось бежать.

Волк увидел третий дом

И полез в трубу на нём.

С кипятком в котёл упал,

В лес со страха убежал.

Рассмеялись поросята.

Стали вместе жить три брата.

Больше волк не приходил,

Стороной их обходил.

Расскажите её по схемам блокам.

Загадка 3.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке

Там три стула

И три кружки,

Три кроватки

Три подушки.

Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

Итог деятельности

Персонажи каких сказок приходили в гости?

С помощью чего вы смогли пересказать сюжет русских народных сказок?

Возникали трудности во время рассказывания сказки по схемам? Какие?

Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики , пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Количество детей, имеющих моторную неловкость, неуклонно растет, а родители все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку преодолеть моторную неловкость. Найти ответы на непростой вопрос помогла реализация проекта «Сказку расскажи руками».

Если решать проблему сообща - результат будет намного выше. Именно поэтому к реализации проекта были привлечены не только дети средней группы, посещающие логопедический пункт, но и воспитатели, родители детей, а также музыкальный руководитель ДОУ.

Определив проблему, наметили цель. Реализовать проект- значит решить круг определённых задач. Как главный результат проектной деятельности был запланирован детско-родительский фестиваль пальчикового театра «Театр на ладошке».

Но прежде чем дети порадовали своими выступлениями, была проведена большая ежедневная работа по преодолению моторной неловкости пальцев и кистей рук. А именно: ежедневные физминутки на занятиях, динамические паузы на музыкальных занятиях, массаж и самомассаж на коррекционно-логопедических занятиях, пальчиковые гимнастики, продуктивные виды деятельности.

Определённая последовательность работы над преодолением моторной неловкости от простого к сложному стала алгоритмом. Началась работа с определения мышечного тонуса кистей рук, что способствовало правильному выбору приёмов массажа и самомассажажа для нормализации тонуса.

Игры без слов на первых порах помогают ребёнку сосредоточиться на точном выполнении движений.

Для повышения устойчивого интереса в дальнейшем движения выполняются с подкреплением слов, как в стихотворной, так и произвольной форме.

Дети с большим восторгом играют с предметами, разными по фактуре, обогащая сенсорный опыт, дозируя мышечные усилия.

Как уже говорилось ранее, занятые родители мало времени уделяют своим детям. Поэтому важной задачей было привлечь их внимание к проблеме малышей и помочь им с ней справиться. Хотелось сделать общение родителей и детей творческим, раскрепощённым, помочь увидеть в своих малышах искру таланта. А ребятам помочь стать яркими звёздочками. Домашние творческие задания на выходные помогли раскрыть таланты не только детей, но и родителей. Музыкальный руководитель помогла подобрать спектакли, составить сценарий и провести фестиваль «Театр на ладошке».

Дети, участвующие в спектаклях, имеют сложные нарушения речи и как следствие - скованны, зажаты, на утренниках стараются остаться на заднем плане. Возможность выступить и проявить себя - это ещё и решение коммуникативных проблем.

Выставка литературы по теме проекта дала возможность родителям ознакомиться с многообразием форм работы с ребёнком по преодолению моторной неловкости, выбрать удобную для себя форму работы.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта,
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, видение его талантов, возможностей,
  • развитие педагогической компетентности родителей,
  • развитие мышления, памяти, воображения, креативности малышей,
  • развитие коммуникативных способностей,
  • активное формирование и совершенствование тонкой моторики.

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы - серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам - мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам "Колобок", "Репка", "Бычок, смоляной бочок", "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Курочка Ряба".

Екатерина Токарева
Мастер-класс «Расскажи сказку руками»

Тема моего опыта работы «Развитие креативных способностей детей с использованием художественной литературы». И сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов, который позволяет мне заинтересовать детей и привить им любовь к художественной литературе. Рассказывание стихов, потешек и сказок с помощью рук. Он вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность и зажатость. Давайте вместе расскажем сказку.

«Расскажи сказку руками»

В далекие-далекие времена все животные были дикими и человек подумал: «Нельзя ли с ними подружиться?» Об этом и будет наша сказка «Как человек приручил животных».

Жил был человек . И построил он себе дом с трубой на крыше. Вокруг дома построил красивый, деревянный забор с воротами . Чтобы было красиво во дворе, решил он посадить цветы . Они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы . Они жужжали и собирали цветочный сок.

Человек жил совсем один и было ему очень грустно и тоскливо. И пошел он по свету друзей искать. Долго ли, коротко ли шёл и повстречал птичку . Но птица не захотела дружить с человеком, взмахнула крыльями и улетела.

А он пошел дальше и видит луг, а на лугу пасётся лошадк а. «И-го-го», - сказала лошадка , - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить грузы». И человек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им из-за куста выскочила собака . «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака.

Идут и видят – коза пасется в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза .

Идут и слышат жалобное мяуканье. Кто-то сказал «мяу» - подумал человек. Оказалось, что это кошка . «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не погрызли». Согласился человек и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка.

И вот, наконец, подошли они к реке. А переправиться они не могут - мостика нет. Решили они построить мостик . Хороший, крепкий получился мост. Перешли они на другой берег и увидел человек свой домик, с трубой . «Но где же жить животным?» - подумал человек. Построил челове к для своих друзей сарай . И стали они все вместе дружно жить поживать и друг другу помогать.

Вот так и удалось человеку приручить некоторых животных. И стали они называться?. (домашними)

Вариант движений может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. А для лучшего запоминания сюжета могут быть использованы картинки к тексту.

Публикации по теме:

Всем известно,что ничто так не развивает речь,как составление рассказа или сказки по картинке. Дошколята любят фантазировать и придумывать.

Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Собери и расскажи сказку» Актуальность: Чтобы у вашего ребенка действительно.

Конспект театрализованной игры старших дошкольников «Расскажи стихи руками» «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ» Цель: Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; Развивать творческую самостоятельность,.

Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Ольга Куликова Консультация для родителей «Ты детям сказку расскажи» Описание:.

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.

Мастер-класс «Мелки своими руками» Как хорошо летом в детском саду! В летний-оздоровительный период, мы с коллегами стараемся создать, нашим ребятам, благоприятные условия.