У каждого то были любимые игрушки. Текст песни фипи - у каждого из нас когда-то были любимые игрушки

Текущая страница: 11 (всего у книги 40 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Шрифт:

100% +

И

ИГРУШКА

У каждого из нас есть свои любимые игрушки. Когда мы вырастаем, они выполняют своего рода охранительные функции, становясь чем-то вроде талисмана. Однако каждая игрушка имеет многофункциональное назначение. Это не только предмет, предназначенный для детской игры или служащий целям воспитания. Игрушка – важный компонент истории и культуры общества, отражающий уровень его развития и фиксирующий своеобразие общественного сознания. Не случайно, что в течение длительного времени игрушки создавались в соответствии с представлениями взрослых о том, как и во что должен был играть ребенок, и таким образом отражали его мир. И только с течением времени те же куклы стали отражать и психологию ребенка, превратившись из нарядных разряженных красавиц в маленьких младенцев, получивших название «голышки».

Таким образом, можно сказать, что игрушка – это предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства, в котором соединяются выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства.

Игрушки как часть повседневной жизни детей существовали очень давно. В частности, еще в Древнем Египте (III тысячелетие до н. э.) были распространены куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Играя с ними, дети познавали окружающий их мир, осваивали различные виды будущей деятельности.

Как показывают изображения Эрота в Помпеях, в Греции у детей были жесткие и мягкие мячи четырех видов (набитые конским волосом, перьями, шерстью), куклы и, что особенно важно, предметы для игр с куклами – миниатюрная глиняная посуда, мебель из кости и бронзы. Тогда же придумали кубики и настольные игры.

С развитием ремесел игрушки стали механизироваться и все больше соотноситься с миром взрослых. Любопытны появившиеся в эпоху средневековья игрушки, имитировавшие рыцарей и их вооружение. В эпоху Возрождения игрушки предназначались уже не только для игр и развлечения детей, они становились украшением интерьера и предметом коллекционирования для взрослых.

С развитием техники совершенствовалось и устройство игрушек. Например, в XVII веке в моду входят механические игрушки, имитирующие движения различных животных и птиц. Постепенно в Европе начинают складываться центры производства игрушек. Сегодня это одна из модных сфер индустрии, где используются самые современные технологии.

Русские дети играли в те же игрушки. Во время раскопок и глиняная посуда, и погремушки, и фигурки людей и животных найдены уже в слоях, относящихся к II тысячелетию до н. э. Первоначально они носили стилизованный характер и лишь со временем стали все больше соответствовать конкретному бытовому окружению ребенка.

Много игрушек обнаружено во время раскопок в Новгороде. Это и деревянные куклы, и посуда, и предметы для развлечений – волчки, свистульки, трещотки. Они показывают, что игрушки были широко распространены в Древней Руси.

В XVIII веке в России появляются привезенные из Европы механические игрушки, имитирующие движения живых существ – птиц, домашних животных.

Развитие игрушек связано и с бытованием народных промыслов. Они начинают возникать примерно с XIX века. Известны дымковская расписная игрушка из глины и богородская резная игрушка из дерева. В них отразилось как их функциональное предназначение для игр детей, так и приемы декоративно-прикладного искусства. Поэтому такие игрушки имеют и большую этнографическую ценность.

Собственно производство игрушек начинается с 70-х годов XIX века. Тогда же к ним начинают проявлять интерес и ученые-этнографы. Однако собирание игрушки начинается лишь на рубеже XIX–XX веков. В Сергиевом Посаде существует специальный институт игрушки (основан в 1918 году), при котором находится всероссийский музей народной игрушки.


ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation) – в искусстве – отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения.

Подобное преувеличение или абсолютизация положительного начала (представление об идеальной красоте человеческого тела) внешне проявлялось в конкретном поиске какого-либо совершенства (построении тела по законам идеальной его красоты). Поэтому и не имело значения то, как данный предмет или явление могли выглядеть на самом деле – следовало говорить и воплощать только отвлеченный идеал. Подобная идеализация широко представлена в античной скульптуре.

Идеализация всегда означала разрыв с принципами реализма и уход от изображения правдивой картины жизни, а изучение действительности подменялось искусственно созданными критериями, некими нормами, по которым и следовало ее оценивать. Такая идеализация характерна прежде всего для искусства средневековья. В живописи и особенно в иконописи она стала художественным приемом, отразившимся в композиции картин, изображении действующих лиц (см. Икона). Каноничность изображения на основе принципов идеализации характерна для искусства более позднего времени, например периода классицизма. Она проявилась также в академической живописи и скульптуре начала XIX века.

Подобные проявления академизма порождали ответную реакцию и отход от этих принципов как на реалистическом уровне (творчество передвижников), так и на условном (импрессионисты).

Идеализация свойственна и искусству периода тоталитаризма. Она выражалась в сочетании реалистического подхода к изображению действительности с приближением к некоторому идеалу, определяемому той идеей, которую диктовало общество. В результате их соединения и получился тот метод, который принято называть социалистическим реализмом. В других странах (например, в фашистской Германии) он отразился как стиль великой империи и проявился прежде всего на пропагандистском уровне в искусстве агитации.


ИДЕЙНОСТЬ (греч. idea – понятие, представление) – в искусстве: идейная направленность художественного произведения, отражение в нем идейной позиции художника и взглядов определенной эпохи.

Конкретная реализация данного представления, например, в искусстве средневековья отражала христианские представления. Это означало прежде всего отображение действительности в заранее заданных художественных образах, а также активное воздействие на нее, воспитание воспринимающего субъекта в русле определенной нравственной концепции.

Идейность следует рассматривать в рамках анализа стиля любой эпохи, не только тех, где каноничность изображаемого являлась основным качеством, поскольку она проявляется в единстве с другой, не менее важной чертой искусства – его художественностью, т. е. высоким уровнем мастерства передачи идей в конкретно-чувственной форме художественных образов.

Очевидно, что идейность связана с отражающим ее субъектом и зависит от глубины и верности мировоззрения художника, а также от художественного образа и возникающих в связи с ним ассоциативных, чувственных восприятий.

Идейность следует отличать от тенденциозности искусства. Рассмотрим это более подробно. Любое искусство общественно и политически тенденциозно по своему содержанию, оно подчиняется той атмосфере, которая доминирует в обществе, и отражает ее. Это не внешнее, а внутреннее качество содержательной стороны искусства, поскольку находит отражение в ее основном приеме – образной системе.

Идейность и тенденциозность искусства проявляются также в сознательном отборе художником наиболее типичных черт, в морально-этической и эстетической оценке изображаемого им явления жизни. Так, представители русского демократического искусства XIX в. считали литературу и искусство «учебником жизни» и видели задачу искусства в том, чтобы произносить приговор ее явлениям. Отсюда главным критерием художественности изображаемого стал принцип достоверности и конкретности описываемого.

Идейной основой советского искусства 30–80 годов XX века служило учение марксизма-ленинизма. Поэтому оно и приобрело черты коммунистической идейности. Соответственно любое альтернативное искусство объявлялось безыдейным. Отсюда и возможность появления теории бесконфликтности, согласно которой герой мог быть положительным или не очень положительным.


ИДЕЯ (греч. idea – понятие, представление) – в искусстве это главная мысль художественного произведения, в которой обнаруживается общественная позиция художника и объективная направленность его искусства. От идеи зависит основное содержание художественного произведения, а содержание и особенности проявления идеи определяют трактовку художником темы и сюжета.

Конечно, идейность замысла еще не обеспечивает создание значительного художественного творения. Художественная идея связана прежде всего с политической, эстетической, а также эмоциональной и этической оценкой изображаемого.

Наряду с главной идеей произведение может содержать и несколько побочных, обычно вытекающих из главной или подчиненных ей идей.

Искусство может быть носителем и реакционных, и прогрессивных художественных идей. Например, идеи художников-передвижников – обличение некоторых сторон современной им действительности, протест против угнетения народа, защита его духовного и морального величия, любовь к Родине, горячая вера в ее светлое будущее – были прогрессивны для своего времени.

Для искусства ряда европейских стран в 30-е годы характерна идея сверхчеловека. С точки зрения самих мастеров того времени она выглядела прогрессивной, а в мировом контексте – реакционной, направленной на превосходство одной личности над другой. Однако, поскольку любая идея носит временный характер, в данных условиях она была исторически неизбежна.

В мировой истории искусства не так уж редки случаи, когда идея художественного произведения не совпадает с личной позицией автора, являясь отражением закономерностей правдиво и честно показанной художником действительности (например, творчество О. Бальзака, музыка Д. Шостаковича).


ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Так называют одну из древнейших разновидностей письменности, придуманную человеком за 3–5 тысяч лет до нашей эры. Она была основана на том, что каждому слову соответствовал определенный рисунок. Понятно, что число таких значков должно было соответствовать числу слов в языке. Все это сильно усложняло процесс письма, и поэтому с течением времени иероглифические системы письма усовершенствовались – появились слоговые и консонантные знаки (для записи согласных звуков).

Гласные звуки в иероглифическом письме не выражались. Так писали, например, в Древнем Египте. Однако для повседневного употребления подобная форма письма была слишком медленной и сложной, поэтому уже в Египте была создана упрощенная система письма – иератика, которой пользовались жрецы для записи религиозных текстов.

Кроме нее, применялось и курсивное демотическое письмо, которым записывали светские тексты. Кроме Египта, иероглифы использовались во II–I тысячелетии до н. э. хеттами и на острове Крит. Со временем на основе египетских иероглифов образовалась коптская письменность.

Значение египетских иероглифов долгое время не было известно. Только в 1822 году их расшифровал Ж. Ф. Шампольон. Он воспользовался текстами, обнаруженными на так называемом «Розеттском камне» – базальтовой стеле, содержащей текст, написанный иероглифами, на греческом языке и на египетском разговорном. Шампольон сделал интересные подсчеты. Иероглифический текст состоит из 1419 знаков, а греческий – всего из 486. Значит, иероглифы не могут передавать только слова или понятия, а должны передавать и звуки. Сопоставив греческий и древнеегипетские тексты, Шампольон шаг за шагом расшифровал значение 24 знаков. Оказалось, что в текстах встречается три типа знаков. Одни, названные им знаками-определителями, вообще не читаются, а только указывают на тип слова (например, чтобы не спутать собственное имя Лев с названием животного), другие передают звуки языка, а третьи – слова и части слов.

Иероглифами пользовались и в государствах доколумбовой Америки – древних майя и инков. Наиболее высокого уровня достигла иероглифическая письменность в Китае. В настоящее время она сохранилась и применяется лишь в некоторых странах Юго-Восточной Азии – в Китае, Корее, Японии.


ИЗРАЗЕЦ – один из видов художественной керамики, применяемый для облицовки стен или печи, в виде плитки различной формы. С задней стороны изразца расположен специальный коробчатый выступ (румпа) для закрепления в стене. Изразцы бывают гладкими или рельефными, а также живописными. Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки, покрывая иногда целые стены.

В Европе изразцы известны с VIII века н. э. Широкое распространение изразцов началось в XVI–XVII веках. По технике исполнения различают «красные», т. е. неглазурованные изразцы, и «муравленные» – покрытые цветными эмалями. В разных странах были распространены изразцы с разными украшениями. Например, в Германии, Голландии, Швейцарии были распространены преимущественно белые изразцы с синим рисунком. В России – покрытые цветными глазурями. Их применяли с XV века для украшения фасадов каменных зданий.

В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV – начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе. Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками. Затем – красные терракотовые (без покрытия глазурями или эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами.

Дальнейшее развитие русского изразца шло по двум направлениям. С одной стороны, рисунки постепенно усложнялись и появлялись даже сюжетные композиции. С другой стороны, в связи с изобретением цветной поливы (краски, дававшей при обжиге стекловидный слой) началась работа по овладению полихромным обжигом.

Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленные, появились в Москве к концу 20-х годов XVII века. Но только в конце 1660 – начале 1670-х годов, после перевода белорусских мастеров изразцового производства в московскую Оружейную палату из Ново-Иерусалимского монастыря, искусство изготовления полихромией керамики приняло широкий размах. Нам известны имена тех славных умельцев – Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев. Они владели техникой изготовления цветных эмалей. С этого времени новые орнаментальные формы и цветные композиции начинают использоваться и в зодчестве.

Соответственно меняется и роль изразца в системе декора здания. Если в постройках первой половины XVII века изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь среди дробности и измельченности его форм (церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто формируя их архитектурное решение.

Так постепенно декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с акцентировкой поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяли и крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского).

В связи с постепенным освоением ордерной системы из рельефных изразцов стали делать и архитектурные детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Очень часто они имели рельефный орнамент, а с начала XVII века его подчеркивали росписью цветными эмалями. С начала XVIII века изразцы стали использовать преимущественно в интерьере, для облицовки печей.

Полихромные изразцы возрождаются в архитектуре стиля модерн, когда их начинают использовать для отделки зданий.


ИКОНА

Переделанное на русский лад греческое слово eikon – образ. Иконопись происходит от греческой портретной живописи. Значительную роль в ее становлении как вида искусства сыграли фаюмские портреты I–III веков н. э. Они были написаны восковыми красками на деревянных досках. Аналогично выполнены и древнейшие иконы (колтские и византийские).

Икону можно назвать «книгой для неграмотных». Об этом свидетельствует, в частности, обычай выставлять на аналой в день праздника какого-либо святого посвященную ему икону. В русской православной церкви даже сложился своеобразный тип небольшой иллюстративной иконы – таблетки.

Для понимания ее значения нужно остановиться на толковании иконы церковью. С точки зрения христианской догматики икона является таинственным символом божества, а вовсе не его точным изображением. Она предоставляет верующему не только зрительное, но прежде всего духовное общение с его «оригиналом». Поэтому иконопись и обладает собственным художественным языком, отличным от привычного нам языка живописи нового времени.

С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому важнейшим качеством иконы является и отрешенность, резкая отграниченность от всего живого, материального, плотского.

Первые иконы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Они были доставлены из западнославянских стран и Византии, где уже существовал особый культ – система почитания икон. Этот обычай происходил от римской традиции приветствовать портреты цезарей и полководцев. Уже с XI века появились русские мастера-иконописцы. Они внесли в византийскую иконопись много нового, оригинального, в частности, собственную трактовку образов, использование цветовой символики, отражение реальных исторических событий и создание собственного пантеона святых.

Подчеркивая их высокую духовность, мастера часто прибегали к символике деталей и цвета. Например, белый цвет означал нравственную чистоту, зеленый – надежду, красный – мученически пролитую кровь, синий – небо, багряный – божественность.

Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых русские мастера разработали оригинальный тип житийной иконы. Она состояла из средника с изображением святого, вокруг которого располагались небольшие картины – клейма, где иллюстрировались основные эпизоды биографии святого. Их сюжет развивался с верхнего левого угла иконы направо, а затем вниз.

Особенно широко распространены иконы с изображением Богоматери. Древнерусские мастера создали собственную трактовку основных типов икон с данным образом. Согласно легенде, первая икона и была портретом Богородицы, который написал с натуры евангелист Лука. Икона Владимирской Божьей матери стала хранительницей (палладиумом) города Москвы и всего русского государства.

Иконы различаются и по величине. Самые большие предназначены для храма, меньшего размера – для домашних интерьеров, а самые маленькие, панагии, – для ношения на груди в виде защитительного амулета или как знак архиерейского достоинства.

Необходимо иметь в виду, что на Руси роль иконы никогда не сводилась лишь к участию в определенных ритуалах. Поэтому в иконописи местных школ часто заметны фольклорные, а иногда и дохристианские представления – сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность, жизнеподобие изображений.

Следует также иметь в виду, что иконопись вовсе не является непременной принадлежностью христианского культа. В Монголии, например, сложилась своя собственная техника и иконография канонических изображений различных ламаистских божеств и святых. Для нее характерна строгая иерархичность изображений и цветовая символика, основанная на сочетании золота с красным или черным фоном.


ИКОНОГРАФИЯ (греч. eicon – изображение и grapho – пишу, описываю) – строго установленная система изображения какого-либо лица, сюжета или события. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались специальными образцами – подлинниками. Сложились подобные типы и в искусстве нового времени. Они представлены рядами произведений живописи, графики и скульптуры (часто очень неравноценных по художественным достоинствам). Изображая популярного персонажа или сюжет, художники следовали своим предшественникам, поскольку в течение многих столетий (до недавнего появления фотографии) других образцов просто не существовало.

Нередко иконографией называют и систему признаков изображения определенного персонажа или сюжета. Так поступил, в частности, известный искусствовед Н. П. Кондаков при изучении византийских эмалей. Нередко знание иконографии определенного лица помогает установить подлинность или авторство произведения искусства.


ИКОНОСТАС (греч. eikon и stasis – место стояния – алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма)

В древних византийских храмах алтарь отделялся невысокой преградой, сделанной из дерева или из камня. На Западе эта традиция не получила развития, а в восточной Европе иконостас вскоре превратился в своеобразную подставку для икон. Прежде всего усложнилась ее форма: появились 12 колонн по числу апостолов и 3 входа, символизирующих христианскую Троицу. Позднее колонны закрыли деревянным щитом, на котором размещали иконы. Данная форма иконостаса и получила широчайшее распространение на Руси.

Количество икон также менялось. Первоначально ограничивались лишь одной иконой с изображением Спасителя, затем к ней добавили еще две доски с предстоящими справа и слева Богородицей и Иоанном Предтечей. Такая композиция получила название деисус, что в переводе с греческого означает моление.

Только в конце XIV – начале XV века благодаря художникам Феофану Греку и Андрею Рублеву в русских храмах появляется тот иконостас, к которому мы привыкли сейчас.

Иконостас имеет пять рядов: нижний – наместный – ряд состоит из изображений святого покровителя храма, Богоматери, Иисуса Христа и Троицы; над этим рядом расположен деисус, а также икона «Спас в силах», изображение Христа в окружении шестикрылых серафимов и многоглазых херувимов. Третий ряд иконостаса – праздничный – состоит из 12 изображений главных христианских праздников. Четвертый, появившийся только в XVI веке, содержит изображения пророков, а пятый ряд посвящен событиям Ветхого завета.

Сложный многоэтажный иконостас является наглядным изображением небесной иерархии, а также основных событий мироздания и библейской истории.


ИЛЛЮЗИОНИЗМ – имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства. Впечатление реальности может быть создано различными путями. Например, мастера эпохи Возрождения иногда включали в свои картины изображения окон, за которыми располагался соответствующий пейзаж.

Иллюзионизм стал одним из главных принципов искусства барокко. В нарочито декоративных интерьерах построек можно увидеть панно, расширяющие размеры помещения или создающие иллюзию отсутствия потолка.


ИЛЛЮСТРАЦИЯ – разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) печатного или рукописного текста.

Иллюстрация – важная составляющая текста, помогающая читателю зрительно представить образы героев, место действия. Сюда обычно относят рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции. Предполагается, что настоящая иллюстрация должна составлять с текстом единое целое, дополняя и углубляя его восприятие. Поэтому считается, что иллюстрации чаще всего бывают книжными. Однако они могут существовать и вне книжного текста, например, в виде ряда совместно экспонируемых или публикуемых произведений. Становясь частью художественного оформления книги, газеты, журнала, иллюстрация обычно дополняется другими декоративными элементами – заставками, концовками, инициалами.

Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI–VII веках, получив особое распространение с XII века. В конце XVI века в Китае была изобретена и цветная гравюра на дереве. Для этого на один и тот же лист последовательно печатали несколько изображений различными красками, которые и составляли цветную картину. Важной особенностью китайской ксилографии являлось то, что на досках вырезали не только иллюстрации, но и текст книги. Лишь со временем его стали набирать из отдельных литер.

Искусство иллюстрации в Европе возникло намного позже. Еще до изобретения книгопечатания были широко распространены иллюстрированные рукописи. Первоначально они иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания иллюстрации также выполнялись от руки, но достаточно быстро для этого стали применять ксилографию.

Обычно европейскую ксилографическую иллюстрацию датируют XV веком. Она органически дополняла текст, способствуя распространению прежде всего церковных знаний. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а после изобретения книгопечатания помещались вместе с набором.

Характерно, что иллюстрированием книг занимались въедающиеся художники своего времени (Г. Гольбейн младший, А. Дюрер, П. Рубенс, Э. Делакруа, А. Менцель, И. Репин). Совершенствование полиграфической техники сразу же влияло и на качество иллюстрации.

К началу XVIII века сложилась особая отрасль графического искусства – книжная графика. Она развивалась во всех странах, но одна из крупнейших школ сложилась в России. Крупнейшими мастерами русской реалистической книжной иллюстрации XIX в. были А. А. Агин, К. А. Трутовский, П. М. Боклевский, П. П. Соколов. Большой художественной выразительности достигли иллюстрации художников группы «Мир искусства» – А. Бенуа, Л. Бакста, Е. Лансере. Видя свою задачу в глубоком и полном образном раскрытии узловых моментов литературного повествования, художники уже XX века Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, Н. Н. Жуков, В. А. Фаворский, Д. А. Шмаринов и многие другие создали замечательные иллюстрации к лучшим произведениям классической и современной литературы.

Следует отметить, что далеко не всегда иллюстрация бывает основана на реалистических приемах изображения. Так, используя приемы условности, гротеска, нарочитого смещения объемов, художник Э. Неизвестный создал один из наиболее известных иллюстративных циклов к романам Достоевского. В графических образах он раскрывает сложнейший внутренний мир героев писателя.


ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio – подражание, подделка) – художественный прием, распространенный в различных видах изобразительного искусства, архитектуре, литературе и музыке. Его главная особенность заключена в том, что автор одного произведения точно воспроизводит стилевые, художественные или образные черты другого.

Цели имитации могут быть различными. Например, римские скульпторы часто имитировали стилистику древнегреческих статуй. Изображая римских императоров, они придавали им черты античных богов.

Широкое распространение приобрела имитация в искусстве эпохи Возрождения. Так, Микеланджело изобразил библейского Давида, имитируя стиль греческой статуи.

Особенно часто применяется имитация в архитектуре. Начиная с XV века европейские зодчие включали в свои постройки тщательно воспроизведенные детали античных храмов – колонны, портики, фронтоны. Имитацию памятников античной архитектуры можно считать одной из характерных черт зодчества классицизма. Но особенно широкое распространение имитация приобрела на рубеже XIX–XX веков. И архитекторы, и художники, и скульпторы мастерски имитировали стиль выдающихся творений прошлого.

Применительно к музыке имитация имеет несколько иное значение. Так называют прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его. Например, знаменитая ария Кармен из оперы Визе построена на имитации мелодии народного танца.

На неоднократной имитации одного и того же мотива основана стилистика таких музыкальных форм, как фуга, вариация, канон. Имитация свойственна прежде всего полифонической музыке, например итальянской.

Широко представлена имитация в мелодике народной песни, когда исполнители поочередно распевают одну и ту же музыкальную фразу определенным образом, варьируя ее тональность. Так из одного оборота-попевки получается песня. На принципе имитации построены мелодии северной русской народной песни, песен донских казаков.


ИМПРЕССИОНИЗМ

Развитие культуры последней трети XIX века в Европе связывается с подлинным переворотом и появлением совершенно отличных от прежних направлений в живописи. Первым из них стал импрессионизм, развивавшийся в обстановке острой борьбы реализма с академическим искусством. Изменениям подверглось буквально все: и техника письма, и сюжеты, и жанровая направленность. Традиционные религиозные и исторические предметы изображения уступают место пейзажным зарисовкам и городским сценкам. Вместо спокойной смены цветовой палитры приходит техника письма мазками, отдельными цветовыми пятнами. Главным становится сила и свежесть «первого впечатления», воспроизведение авторского взгляда на предмет, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, переход от одного времени суток к другому. Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок.

Отсюда и название нового направления – импрессионизм. Среди его представителей – К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро. Именно картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и дала название новому художественному феномену.

Импрессионизм стал первым течением нового направления, позже получившего название модернизм, то есть современный, отличный от всего предшествующего искусства. Первая независимая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году и преследовала цель не только отделиться от «академиков», но и добиться большего натурализма изображения с помощью тщательного подбора тонов и оттенков, а также новым цветовым решением. Всего с 1872 по 1886 г. состоялось 8 выставок. Период наивысших достижений импрессионизма связан с 1870–1880 годами. Однако ряд художников – Моне, Писсарро, Сислей – сохранили верность этому методу до конца своих дней.

Импрессионизм оказал огромное влияние на формирование культуры живописи последующих 100 лет. Именно технические приемы импрессионистов послужили основой для новых творческих поисков постимпрессионистов, в основе манеры которых – рационализированный способ применения красок, строгое деление цвета. Среди его представителей – П. Сезанн, В. Ван Гог и П. Гоген, иногда сюда относят и А. Тулуз-Лотрека. Своей задачей они считали поиск новых, более созвучных новой действительности изобразительных средств.

Импрессионизм рассматривался и как конец натурализма, обязательности для художника следования натуре, что привело к изменению акцента и взгляда на формальное искусство как на одну из форм отражения переживаний художника. Именно импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как кубизм, конструктивизм, ташизм, где в основе лежало свободное обращение с изображаемым предметом, произвольная компоновка составляющих его частей и свободное расположение изображаемого предмета на плоскости (в пространстве).

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

30. Времена меняются, приходят новые поколения...

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви – это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь – это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

(По Е. Семибратовой)

31. Чтобы оценить доброту и понять ее значение...

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.



Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

32. Если отнять у человека способность мечтать...

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

33. Каждый человек ищет место в жизни...

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.



Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Each of us once had favorite toys. Perhaps every person has associated bright and tender memories that he cherishes in his heart. Favorite toy is the brightest memory from each person"s childhood.

In the age of computer technology, real toys no longer attract as much attention as virtual ones, but, despite all the emerging innovations such as phones and computer equipment, the toy still remains unique and irreplaceable in its own way. After all, nothing teaches and develops a child like a toy with which he can communicate, play and even gain life experience.

A toy is the key to the consciousness of a little person. To develop and strengthen positive qualities in him, make him mentally healthy, inculcate love for others, form a correct understanding of good and evil, you must carefully choose a toy, remembering that it will bring into his world not only his image, but also his behavior, attributes, as well as the system of values ​​and worldviews. It is impossible to bring up a full-fledged person with the help of negative toys.

Текст, начинающийся словами «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Примечание: данное изложение включено в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что в банке ФИПИ есть изложения, близкие по тематике.

Пояснение.

Расшифровка записи
У каж­до­го из нас когда-то были лю­би­мые игрушки. Пожалуй, у каж­до­го человека есть свя­зан­ное с ними свет­лое и неж­ное воспоминание, ко­то­рое он бе­реж­но хранит в своем сердце. Лю­би­мая игрушка - это самое яркое вос­по­ми­на­ние из дет­ства каждого человека.
В век ком­пью­тер­ных технологий ре­аль­ные игрушки уже не при­вле­ка­ют к себе та­ко­го внимания, как виртуальные. Но не­смот­ря на все по­яв­ля­ю­щи­е­ся новинки, такие как те­ле­фо­ны и ком­пью­тер­ная техника, иг­руш­ка все-таки оста­ет­ся неповторимой и не­за­ме­ни­мой в своем роде, ведь ничто так не учит и не раз­ви­ва­ет ребенка, как игрушка, с ко­то­рой он может общаться, иг­рать и даже при­об­ре­тать жизненный опыт.
Игрушка - это ключ к со­зна­нию маленького человека. Чтобы раз­вить и укре­пить в нем по­ло­жи­тель­ные качества, сде­лать его пси­хи­че­ски здоровым, при­вить любовь к окружающим, сфор­ми­ро­вать правильное по­ни­ма­ние добра и зла, не­об­хо­ди­мо тщательно вы­би­рать игрушку, помня, что она при­не­сет в его мир не толь­ко свой образ, но и поведение, атрибуты, а также си­сте­му ценностей и мировоззрение. Не­воз­мож­но воспитать пол­но­цен­но­го человека с по­мо­щью игрушек не­га­тив­ной направленности.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1 У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.
2 В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей. Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт.
3 Игрушка-это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека. Нельзя воспитать хорошего человека с помощью «плохих» игрушек, имеющих негативную направленность.

На сайте ФИПИ 11.02.2020 размещены изложения.

Данное изложение включено в список экзаменационных изложений 2020

Текст подробного изложения

(1)У каж­до­го из нас когда-то были лю­би­мые игрушки. (2)Пожалуй, у каж­до­го человека есть свя­зан­ное с ними свет­лое и неж­ное воспоминание, ко­то­рое он бе­реж­но хранит в своем сердце. (3)Лю­би­мая игрушка – это самое яркое вос­по­ми­на­ние из дет­ства каждого человека.

(4)В век ком­пью­тер­ных технологий ре­аль­ные игрушки уже не при­вле­ка­ют к себе та­ко­го внимания, как виртуальные. (5)Но не­смот­ря на все по­яв­ля­ю­щи­е­ся новинки, такие как те­ле­фо­ны и ком­пью­тер­ная техника, иг­руш­ка все-таки оста­ет­ся неповторимой и не­за­ме­ни­мой в своем роде, ведь ничто так не учит и не раз­ви­ва­ет ребенка, как игрушка, с ко­то­рой он может общаться, иг­рать и даже при­об­ре­тать жизненный опыт.

(6)Игрушка – это ключ к со­зна­нию маленького человека. (7)Чтобы раз­вить и укре­пить в нем по­ло­жи­тель­ные качества, сде­лать его пси­хи­че­ски здоровым, при­вить любовь к окружающим, сфор­ми­ро­вать правильное по­ни­ма­ние добра и зла, не­об­хо­ди­мо тщательно вы­би­рать игрушку, помня, что она при­не­сет в его мир не толь­ко свой образ, но и поведение, атрибуты, а также си­сте­му ценностей и мировоззрение. (8)Не­воз­мож­но воспитать пол­но­цен­но­го человека с по­мо­щью игрушек не­га­тив­ной направленности.

Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения