Как и почему умирали дети в средние века. Детство в средневековой европе Как жили дети в средние века

«Детский игры», Питер Брейгель-ст

Младенчество

Дети средних веков и эпохи Возрождения были разделены судьбой на две категории - аристократы и простолюдины - и их жизнь была очень разной в зависимости от того, к какой группе они принадлежали. С самого рождения детей аристократии и богатого класса растили слуги, няни и воспитатели. У принца могли быть две кормилицы, четыре няни, качавших колыбель, одна или несколько горничных и прачка. Как только он начинал ходить, к нему приставляли лакеев, которые следовали за ним, следя за тем, чтобы он не упал и не порвал свою дорогую одежду. Мать не кормила его грудью, потому что грудное вскармливание, как известно, снижало шансы за зачатие, а она должна была выносить как можно больше детей для династии.

Мать простолюдина с большей вероятностью кормила своего ребенка и, следовательно, была больше к нему привязана. Но чем многочисленней была семья, тем больше было хлопот у матери, поэтому другим детям приходилось помогать с младшими и качать колыбель, менять пеленки, стирать. Уход за ребенком был долгожданной отсрочкой от работы как для матерей, так и для детей.

Малышей обоих классов постоянно пеленали, чтобы они не простудились, но, самое главное, чтобы их крошечные конечности не искривились. Кроме того, в таком положении дети реже выпадали из своих колыбелей, что, похоже, было проблемой. Местные органы власти вели учет несчастных случаев, когда вокруг шеек обвивались веревки, на которых подвешивали колыбельки, или когда дети выпадали из них и умирали. С другой стороны, считалось обычным делом оставлять ребенка одного в колыбели при условии, что его запеленали. Детям для защиты от зла надевали ожерелья из крупных коралловых бусин. Представьте себе: шнур, крупные бусины, даже еще и подвески из острых кораллов… Что страшного могло случиться?

Малыши, научившиеся ходить, были в большей опасности, так как они могли в любой момент упасть в огонь или кастрюлю с водой. Поэтому их часто «привязывали к фартуку матери» или помещали в деревянные ходунки. Сохранились даже рисунки маленьких детей на поводках или ремнях. Примерно в то же время, когда младенцев отнимали от груди, они начали есть мягкую пищу под названием тюря. Она делалась из каши, молока или хлеба, пропитанного миндальным молоком. Иногда няньки жевали пищу, а потом скармливали ее младенцам. Это было обычаем вплоть до Тюдоровских и Елизаветинских времен.

Предполагалось, что младенчество длится до семи лет. До того девочек и мальчиков воспитывали одинаково, и все они жили под опекой женщин в детской. Они играли с животными и игрушками - куклами, мячами, обручами, миниатюрной утварью и маленькими музыкальными инструментами. Но мальчикам разрешалось играть ножами, луками и стрелами, игрушечными мечами и лошадками на палочке.

Дети до подросткового возраста

В семь лет дети покидали детскую и передавались преподавателям, отправлялись в городскую школу или начинали изучать ремесло. Некоторых отсылали в школы-интернаты, где они носили длинные черные мантии поверх своей одежды в знак своей учености. Они просыпались с первыми лучами солнца, молились, умывались, одевались, ели легкий завтрак и отправились на занятия к 6 утра. В 11 часов утра они обедали в большом зале или уходили домой, чтобы поесть, если они жили в городе. Дни проходили в учебе, работе и играх. Около пяти вечера они садились за скромный ужин. Дети были освобождены от поста и других ограничений на питание, введенных церковью в это время. Но некоторые благочестивые дети могли поститься вместе со взрослыми.

Дети рано ложились спать, часто до заката, сразу после молитв. В школе-интернате они спали по двое в одной постели до четырнадцати лет, после чего они считались взрослыми и спали одни. Дети бедняков спали дома на одной кровати со своими братьями и сестрами или родителями – не только чтобы согреться, но и потому, что кровати были очень дорогими. Даже у богатых настоящие кровати предназначались лишь для взрослых. Кроватки для детей были скорее похожими на матрас из сена на подставке. После семи лет дети спали только с братьями и сестрами одного пола, собакой и парой дюжин блох. Даже дети аристократов делили свои спальни с братьями и сестрами и их слугами. Спать одному считалось странно, одиноко и грустно.

Дети, особенно до семи лет, играли на открытом воздухе совершенно обнаженными, и никого это не удивляло. Мальчики постарше плавали или играли под дождем голые, девочки - только в легкой рубашке. Мальчики также не стеснялись справлять малую нужду на улице, а большую – с моста. Девочки были скромнее – они пользовались ночным горшком или уборной. Для подтирания использовалась горсть сена или сухих листьев. Богатые могли позволить себе разрезать на салфетки старые одеяла или одежду, но, судя по всему, руки потом не мыли, несмотря на то, что мытье рук было обязательным после пробуждения, перед едой и сном.

Игры

После занятий в школе или работы по дому дети отправлялись на улицу, чтобы поиграть – одни или в компании старших детей. В основном игры были простыми: бег, прыжки, классы, пение, танцы, охота, рыбалка, бросание камней, лазание по деревьям. Дети также играли в командные игры - прятки, чехарда, прыжки, акробатика и борьба. Они играли с такими игрушками, как обручи, мячи, палочки для метания, лошади на палке, скакалки, ходули, качели, волан (бадминтон), крокет, кегли (боулинг), клош (наподобие гольфа), футбол и теннис. Дети и взрослые играли в карты, кости и настольные игры: шахматы, шашки, нарды, «мельница» и настольные игры, например, лила и криббедж. Их можно было нарисовать на земле и играть с фишками из гальки и вишневых косточек.

Для детей постарше наступала пора игр на ловкость с бабками, монетами и ножами. Дети из зажиточных семей охотились, катались на лошадях. На местных ярмарках и религиозных мероприятиях проводились соревнования для девочек и мальчиков, где лучшим вручались призы.

Снег и холод давали простор для других занятий. Дети строили снежные крепости и бросались снежками, катались на прудах и ручьях на костяных коньках, на санках - с холмов и ледяных горок. Весна приносила с собой смену погоды и возможность поиграть с новорожденными животными. Лето было порой для ловли птиц и насекомых, плавания и игр в воде, плетения цветочных венков и прогулок.

Обучение и работа

Мы склонны думать, что люди в Средние века были неграмотными, но большинство детей учились читать дома, в церковных или городских школах. До 14 века большинство школ взимали плату, пока немецкое движение за бесплатное образование не заставило многие муниципалитеты предлагать бесплатное обучение мальчикам, а в некоторых городах - и девочкам. Это рассматривалось как вклад в богатство и благочестие сообщества в целом. Девочки также учились читать дома или в монастырях. Учебником служила Библия, переведенная на местный язык.
Изучение профессии, в том числе плотнического и свечного дела, было так же важно для средневекового ребенка, как обучение чтению или математике. Как можно раньше подростки учились тому, что делали их родители, или шли в подмастерья, чтобы узнать азы другого ремесла. Некоторые молодые женщины учились пивоварному, торговому, красильному, ткацкому или акушерскому делу, но большинство девушек готовилось к управлению домашним хозяйством. Девочки учились убирать дом, готовить, управлять слугами, шить, ухаживать за детьми. Они также умели собирать лекарственные травы в лесу, делать лекарства, лечить все виды ран и даже править кости, поскольку услуги лекарей были очень дорогими. Мальчики работали со своими родственниками в полях, шахтах, конюшнях и мастерских. Сначала они могли выполнять только небольшие задания, но к тому времени, когда им исполнялось 13 лет, они могли выполнять почти любую работу в мастерской отца.

Уродливые - это еще мягко сказано. На средневековых изображениях дети похожи на жутких карликов с высоким уровнем холестерина, всерьез озабоченных жилищными вопросами. Младенец на картине «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря выглядит так, словно его сейчас уволят за сексуальные домогательства.

На полотне «Мадонна с младенцем» Паоло Венециано 1333 года ребенок слишком страшный даже для фильма Дэвида Линча.

Изображения этих детей, больше напоминающих взрослых мужчин, заставляют задуматься, почему начиная с эпохи Ренессанса вместо них стали рисовать милых херувимов. Сравнение средневековых и ренессансных изображений показывает, как сильно изменился концепт детского лица. Чтобы понять, почему на средневековых изображениях столько уродливых детей, необходимо обратиться к истории искусства, средневековой культуры и современным представлениям о детях.

Средневековые художники просто плохо рисовали?

«Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Граница между картинами с некрасивыми и симпатичными детьми совпадает с границей между Средневековьем и Ренессансом. В разные времена главными ценностями люди считали разное: если художник Ренессанса думал о детях не так, как художник Средневековья, изображение отразит эту перемену. «Если мы имеем принципиально другие представления о детях, картины продемонстрируют наше к ним отношение, - считает Аверетт. - Средневековью присущ определенный стиль рисования. Конечно, можно сказать, что герои живописи того времени изображены нереалистично, но это же замечание можно отнести и к персонажам Пикассо». Эпоха Ренессанса принесла с собой художественные инновации, однако не они послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше».

Можно выделить две причины того, почему в средневековом искусстве дети выглядят «мужиковатыми»:

1) В основном детские изображения в Средневековье - это изображения Иисуса. Концепция гомункулярного Христа влияла на общую традицию изображения детей.

Средневековый портрет ребенка обычно создавался по заказу церкви. Это ограничивало спектр изображаемых персон до младенца Иисуса и еще нескольких детей из библейских сюжетов. На средневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как «человечек». Идея гомункулярного Иисуса состояла в том, что сын Божий уже при рождении имеет идеальное тело, а его черты не меняются с ходом времени. Аверетт утверждает, что, если сопоставить эту концепцию с традицией византийской живописи, можно объяснить, почему на многих изображениях младенец Христос изображен лысеющим. Позже традиция изображения выглядящего взрослым Иисуса стала конвенциональной для иконографии. Через какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать ребенка.

Ребенок кисти Барнаба да Модена (работал в 1361–1383 годах) на грани кризиса среднего возраста.

2) Средневековые художники не были заинтересованы в реалистической манере живописи

Нереалистичное изображение Иисуса говорит о том, что средневековое искусство требует более широкого подхода. Очевидно, что художники того времени не рисовали в стиле реализма и одновременно с этим не идеализировали формы тела, подобно художникам Возрождения. Странности, которые нам видятся в искусстве Средневековья, возникали из-за того, что художники не подходили к изображаемому предмету с позиции натурализма, а больше склонялись к экспрессионистским способам передачи объекта. Однако эта особенность средневекового мышления делала большинство изображаемых людей очень похожими. Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, как ему вздумается) относительно нова. В Средневековье все еще сильны художественные конвенции. В таком стиле рисования сохранялся традиционный образ младенца, похожего на обрюзгшего слабохарактерного отца - по крайней мере, до Ренессанса.

Как Ренессанс сделал детей красивыми

Красивое и милое дитя, написанное Рафаэлем в 1506 году

Так почему детей стали изображать красивыми?

1) В Новую эпоху процветало светское искусство: люди захотели смотреть на симпатичных детей, а не на маленьких и безобразных стариков

В Средневековье практически не было искусства «среднего класса» или простонародной живописи. После роста доходов граждан Флоренции в культуре Ренессанса стал формироваться запрос на портреты детей. Простые люди с их желанием увековечить потомков на картинах расширили границы портретной живописи. Заказчик не хотел видеть своего отпрыска в образе жуткого гомункула. Это сместило границы допустимого в изображении детей, и в итоге традиция распространилась и на самого младенца Иисуса.

2) Идеализм Ренессанса изменил искусство

В эпоху Возрождения у художника возникает новый интерес - наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит. Экспрессионистская манера, свойственная искусству Средних веков, уходит. Это приводит, в том числе, к появлению реалистичных изображений младенцев - прекрасных херувимов, заимствующих самые лучшие черты реальных людей.

3) Дети стали невинными созданиями

Аверетт предлагает не проводить грубого разграничения между средневековой и ренессансной ментальностью, присущей родителям этих эпох. По распространенному мнению, изменение мышления в эпоху Ренессанса повлияло на традицию изображения детей, однако родители в Средневековье любили своих детей примерно так же, как и родители в эпоху Возрождения. Впрочем, уже во время Ренессанса происходит трансформация самой концепции ребенка: из маленьких взрослых дети превращаются в исключительно невинных созданий. Это произошло, когда в обществе распространилась мысль о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире. Как только отношение взрослых к детям поменялось, изменились и портреты детей, создаваемые взрослыми и для взрослых. Уродливые младенцы в живописи Средневековья или же красивые в эпоху Ренессанса - лишь отражение общественных представлений о том, как люди думали о детях, своих родительских задачах и искусстве.

Почему мы все еще хотим, чтобы наши дети выглядели красиво?

Под влиянием всех перечисленных факторов дети сегодня - исключительно пупсы, которых хочется ущипнуть за щеку. Понятно, что в современном обществе до сих пор живы некоторые постренессансные представления, связанные с идеализацией детей. Конечно, для современного человека перемена традиции изображения детей - это плюс, ведь, согласитесь, такое личико может понравиться только родной маме:

Ребенок на иконе из Битонто (1304 год) выглядит так, будто не хочет играть в прятки.

Археологи все чаще задаются вопросами, далекими от доисторических эпох. Как жили, чем болели и от чего умирали дети в Европе в Средние века? И насколько лучше они жили после завершения «варварского» Средневековья и прихода просвещенного Нового времени? Как получить информацию о жизни и смерти детей по отдельным хрупким косточкам, разбросанным по огромным территориям?

На эти вопросы пытается дать ответ известный британский биоархеолог, специалист по останкам и погребениям Ребекка Гаулэнд.

Когда кончается детство

Хотя дети составляли от 45 до 65 процентов большинства древних обществ (до XIX-XX века), для историков и, в частности, археологов их мир все еще остается слепым пятном. Младшие члены общества были обычно лишены своих пространств, социальных сетей и развитой материальной культуры. Задача исследователей усложняется еще и тем, что в Средние века детство не считалось периодом особой заботы о ребенке, его здоровье и развитии.

Кроме того, биологический возраст в древности соотносился с социальным не так, как сейчас. Например, под действие законов церкви и государства ребенок попадал с 10-11 лет, работал подмастерьем с семи-восьми лет, а в 14 считался полностью взрослым.

Но это внешние рамки. Что касается внутреннего содержания детства, то первый его этап был связан с кормлением грудью, второй — с самостоятельной игрой в доме и во дворе, а также с базовым воспитанием (повиновение родителям, христианские заповеди, местные обычаи и нормы этикета). Примерно с шести лет средневековые дети начинали контактировать с миром взрослых: мальчики одевались и вели себя иначе, чем девочки, на них возлагалось больше ответственных домашних обязанностей.


«Игры детей» Питера Брейгеля Старшего (фрагмент картины)

Даже игры становились более взрослыми и суровыми: драки стенка на стенку, борьба, кости и шахматы. Примерно тогда же мальчиков впервые допускали к участию в охоте и поощряли играть в войну, стрелять из лука. Грамоте, не говоря уж о других науках, мало кто учился: для большинства детей, и особенно девочек, образование ограничивалось овладением ремеслом родителей и других родичей.

Однако в брак в Средние века вступали достаточно поздно — в 16-20 лет (ранние браки, с 12 лет, допускались, но церковью не одобрялись). Именно поздний возраст вступления в брак, особенно у мужчин, создавал избыток буйной молодежи, которая изрядно добавляла насилия средневековому обществу.

Где подстерегает смерть

Многочисленные опасности сопровождали детей с самого рождения. Если они не умерли при родах и в первые месяцы жизни (такова была судьба от четверти до трети всех детей), то их подстерегала смерть от удушья или случайных травм. А тесное пеленание младенцев тормозило рост (дефицит солнечного света способствовал рахиту).

В крестьянских домах было несколько комнат и тут же — помещение для скота. Как только дети вставали на ноги, резко возрастал риск получить травму. Многих лягали, кусали и затаптывали домашние животные. Как свидетельствуют отчеты коронеров и жития святых, чаще всего дети погибали от удушья, ожогов от кипятка, падения с высоты и утопления (другие причины, а также места смерти указаны на схеме).

Но средневековые письменные источники фрагментарны и ненадежны. В поисках более серьезных данных ученые обращаются к палеопатологии — изучению травм и болезней древних людей по их останкам. А кости детей — по сути останки невыживших, не способных достичь зрелости — могут немало рассказать о здоровье матерей, практике акушерства и грудного вскармливания и детских болезнях.

Палеопатологи сталкиваются со многими проблемами, подчас неразрешимыми. Одни и те же поражения костной ткани вызываются различными болезнями — например, хрупкой и губчатой ткань становится из-за рахита, анемии, а также дефицита витамина С. Быстрый рост и заживление костей в детстве почти не оставляет следов от травм. До наступления совершеннолетия невозможно однозначно отличить скелеты мальчиков и девочек. Наконец, преобладание органических веществ в детских костях ускоряет их разложение в почве. Ученым, работающим с сохранившимися до сегодняшнего дня останками, приходится быть крайне осторожными с выводами о болезнях и смертности.

Черная смерть помогла

Чтобы установить значимые закономерности, Гоулэнд и ее коллеги попытались собрать максимум данных о детских останках на территории Англии, Шотландии и Уэльса за 1000-1700 годы. В статьях и докладах археологов, а также в базах данных была собрана информация о 4647 захоронениях — с сельских и городских кладбищ, монастырей, приходских церквей.

Скелеты поделили на три возрастных группы, адекватно отражающие средневековые границы детства, отрочества и юности: от рождения до пяти лет, от шести до 11, и от 11 до 16 лет. Несмотря на доминирование монастырских (характерных для высших слоев общества) и городских погребений (из-за того, что большая часть раскопок сейчас проводится в городах), археологи уверены, что им удалось получить относительно полную картину. Особое внимание они уделяли патологиям, лучше всего отражающим условия жизни человека: цинге, рахиту, остеомиелиту, остеохондрозу, туберкулезу, сифилису, переломам и травмам черепа, пародонтозу и некоторым другим. Археологи оценили распространенность той или иной патологии, а также среднее количество больных (из-за травм, инфекционных и других болезней) в разные века.


Иисус учится ходить («Часослов Екатерины Клевской»)

Вопреки стереотипам, дети не умирали в муках (или, наоборот, не хвастались завидным здоровьем) все Средние века — смертность и заболеваемость постоянно менялись, в зависимости от исторических процессов. С XII по XIV века следов хворей и трудной жизни на костях становилось все больше — население страны (да и всей Европы) росло, еды не хватало, а в перенаселенных городах и городках вспыхивали эпидемии. Хуже всего было в первой половине XIV века, когда к этим бедам добавилась серия неурожаев (« Великий голод »).

Однако черная смерть (выкосившая больше трети европейцев эпидемия чумы) парадоксальным образом исправила положение: реальные доходы выросли вдвое, безработица исчезла на много десятилетий, да и дефицит продовольствия остался в прошлом. Состояние костей (то есть здоровье их обладателей) в 1350-1500 годах поразительно стабильно, несмотря на все несчастья Столетней войны и гражданского конфликта («Войны Алой и Белой Розы»). Значит, климат и экономическая стабильность больше влияют на жизнь населения, чем общественно-политические пертурбации!

Умиротворение страны и мудрая налоговая политика Генриха VII вознесли королевство к процветанию: высокие доходы, богатые урожаи, щедрые пожертвования в пользу бедных, низкая арендная плата за землю. Заболеваемость стремится к минимуму — и среди взрослых, и среди детей.

Смертоносная Реформация

Однако после 1540 года число больных и рано умерших детей резко вырастает. Ученые видят тому только одну причину: Реформация. При всей прогрессивности церковной политики Генриха VIII и Елизаветы I — создание национальной церкви и богослужения на английском языке, повышение грамотности и религиозной активности населения — реформа нанесла сильный удар по благосостоянию общества.

В Средние века именно католическая церковь фактически отвечала за социальную защиту населения — никаких законов на эту тему английский король не издавал. Материальная помощь бедным и больным провозглашалась обязательным условием спасения от ада после смерти. В 1500 году пять процентов населения, живущие за чертой бедности, выживали только за счет церковного подаяния. Лечились бедные в больницах при монастырях, и при них же воспитывались сироты.


Смерть уносит ребенка (гравюра Ганса Гольбейна-старшего, 1583 год)

И вся эта инфраструктура — здравоохранение, образование, социальная помощь, благотворительность — была уничтожена фактически росчерком пера, когда государство конфисковало церковную собственность и закрыло монастыри. Никаких государственных институтов, способных взять на себя заботу о бедных, создано не было. Кроме того, во второй половине XVI века начали резко расти цены (общеевропейский феномен, связанный с притоком драгоценных металлов из Нового Света), снова пошли неурожаи и эпидемии чумы.

Все эти неблагоприятные процессы не замедлили сказаться на здоровье детей. Среди младенцев учащаются случаи рахита — видимо, из-за того, что вынужденные усиленно трудиться матери дольше пеленали их (чтобы носить на себе в поле). У детей 6-11 лет наблюдается усиленный рост околохрящевых костей — признак участившихся травм, связанных с необходимостью работать с раннего возраста. У подростков же в XVI веке характер травм стал таким же, как у взрослых: еще один индикатор необходимости трудиться без скидок на возраст. Наконец, больше признаков кариеса (в рационе детей стало меньше мяса и молочных продуктов, увеличилась доля хлеба).

Ученые еще раз показали: конец Средневековья, Реформация и Великие географические открытия не были для Европы «лучом света в темном царстве». Напротив, дети, самые уязвимые члены общества, лишились милостыни, детских домов, да и возможности получить бесплатное монастырское образование. Реформация привела к более серьезным колебаниям в состоянии здоровья, чем все неурожаи, климатические сдвиги и экономические неурядицы прошлых веков. Только к XVII веку, когда общество и государство немного адаптировалось к «шоковым» условиям, ситуация начала выправляться — но Британию ждало еще почти целое столетие жестоких конфликтов. ( link )

Археологи все чаще задаются вопросами, далекими от доисторических эпох. Как жили, чем болели и от чего умирали дети в Европе в Средние века? И насколько лучше они жили после завершения «варварского» Средневековья и прихода просвещенного Нового времени? Как получить информацию о жизни и смерти детей по отдельным хрупким косточкам, разбросанным по огромным территориям? На эти вопросы пытается дать ответ известный британский биоархеолог, специалист по останкам и погребениям Ребекка Гаулэнд (Rebecca Gowland).

Когда кончается детство

Хотя дети составляли от 45 до 65 процентов большинства древних обществ (до XIX-XX века), для историков и, в частности, археологов их мир все еще остается слепым пятном. Младшие члены общества были обычно лишены своих пространств, социальных сетей и развитой материальной культуры. Задача исследователей усложняется еще и тем, что в Средние века детство не считалось периодом особой заботы о ребенке, его здоровье и развитии.

Кроме того, биологический возраст в древности соотносился с социальным не так, как сейчас. Например, под действие законов церкви и государства ребенок попадал с 10-11 лет, работал подмастерьем с семи-восьми лет, а в 14 считался полностью взрослым.

Но это внешние рамки. Что касается внутреннего содержания детства, то первый его этап был связан с кормлением грудью, второй - с самостоятельной игрой в доме и во дворе, а также с базовым воспитанием (повиновение родителям, христианские заповеди, местные обычаи и нормы этикета). Примерно с шести лет средневековые дети начинали контактировать с миром взрослых: мальчики одевались и вели себя иначе, чем девочки, на них возлагалось больше ответственных домашних обязанностей.

Даже игры становились более взрослыми и суровыми: драки стенка на стенку, борьба, кости и шахматы. Примерно тогда же мальчиков впервые допускали к участию в охоте и поощряли играть в войну, стрелять из лука. Грамоте, не говоря уж о других науках, мало кто учился: для большинства детей, и особенно девочек, образование ограничивалось овладением ремеслом родителей и других родичей.

Однако в брак в Средние века вступали достаточно поздно - в 16-20 лет (ранние браки, с 12 лет, допускались, но церковью не одобрялись). Именно поздний возраст вступления в брак, особенно у мужчин, создавал избыток буйной молодежи, которая изрядно добавляла насилия средневековому обществу.

Где подстерегает смерть

Многочисленные опасности сопровождали детей с самого рождения. Если они не умерли при родах и в первые месяцы жизни (такова была судьба от четверти до трети всех детей), то их подстерегала смерть от удушья или случайных травм. А тесное пеленание младенцев тормозило рост (дефицит солнечного света способствовал рахиту).

В крестьянских домах было несколько комнат и тут же - помещение для скота. Как только дети вставали на ноги, резко возрастал риск получить травму. Многих лягали, кусали и затаптывали домашние животные. Как свидетельствуют отчеты коронеров и жития святых, чаще всего дети погибали от удушья, ожогов от кипятка, падения с высоты и утопления (другие причины, а также места смерти указаны на схеме).

Но средневековые письменные источники фрагментарны и ненадежны. В поисках более серьезных данных ученые обращаются к палеопатологии - изучению травм и болезней древних людей по их останкам. А кости детей - по сути останки невыживших, не способных достичь зрелости - могут немало рассказать о здоровье матерей, практике акушерства и грудного вскармливания и детских болезнях.

Палеопатологи сталкиваются со многими проблемами, подчас неразрешимыми. Одни и те же поражения костной ткани вызываются различными болезнями - например, хрупкой и губчатой ткань становится из-за рахита, анемии, а также дефицита витамина С. Быстрый рост и заживление костей в детстве почти не оставляет следов от травм. До наступления совершеннолетия невозможно однозначно отличить скелеты мальчиков и девочек. Наконец, преобладание органических веществ в детских костях ускоряет их разложение в почве. Ученым, работающим с сохранившимися до сегодняшнего дня останками, приходится быть крайне осторожными с выводами о болезнях и смертности.

Черная смерть помогла

Чтобы установить значимые закономерности, Гоулэнд и ее коллеги попытались собрать максимум данных о детских останках на территории Англии, Шотландии и Уэльса за 1000-1700 годы. В статьях и докладах археологов, а также в базах данных была собрана информация о 4647 захоронениях - с сельских и городских кладбищ, монастырей, приходских церквей.

Скелеты поделили на три возрастных группы, адекватно отражающие средневековые границы детства, отрочества и юности: от рождения до пяти лет, от шести до 11, и от 11 до 16 лет. Несмотря на доминирование монастырских (характерных для высших слоев общества) и городских погребений (из-за того, что большая часть раскопок сейчас проводится в городах), археологи уверены, что им удалось получить относительно полную картину. Особое внимание они уделяли патологиям, лучше всего отражающим условия жизни человека: цинге, рахиту, остеомиелиту, остеохондрозу, туберкулезу, сифилису, переломам и травмам черепа, пародонтозу и некоторым другим. Археологи оценили распространенность той или иной патологии, а также среднее количество больных (из-за травм, инфекционных и других болезней) в разные века.

Изображение: public domain

Вопреки стереотипам, дети не умирали в муках (или, наоборот, не хвастались завидным здоровьем) все Средние века - смертность и заболеваемость постоянно менялись, в зависимости от исторических процессов. С XII по XIV века следов хворей и трудной жизни на костях становилось все больше - население страны (да и всей Европы) росло, еды не хватало, а в перенаселенных городах и городках вспыхивали эпидемии. Хуже всего было в первой половине XIV века, когда к этим бедам добавилась серия неурожаев («Великий голод »).

Однако черная смерть (выкосившая больше трети европейцев эпидемия чумы) парадоксальным образом исправила положение: реальные доходы выросли вдвое, безработица исчезла на много десятилетий, да и дефицит продовольствия остался в прошлом. Состояние костей (то есть здоровье их обладателей) в 1350-1500 годах поразительно стабильно, несмотря на все несчастья Столетней войны и гражданского конфликта («Войны Алой и Белой Розы»). Значит, климат и экономическая стабильность больше влияют на жизнь населения, чем общественно-политические пертурбации!

Умиротворение страны и мудрая налоговая политика Генриха VII вознесли королевство к процветанию: высокие доходы, богатые урожаи, щедрые пожертвования в пользу бедных, низкая арендная плата за землю. Заболеваемость стремится к минимуму - и среди взрослых, и среди детей.

Смертоносная Реформация

Однако после 1540 года число больных и рано умерших детей резко вырастает. Ученые видят тому только одну причину: Реформация. При всей прогрессивности церковной политики Генриха VIII и Елизаветы I - создание национальной церкви и богослужения на английском языке, повышение грамотности и религиозной активности населения - реформа нанесла сильный удар по благосостоянию общества.

В Средние века именно католическая церковь фактически отвечала за социальную защиту населения - никаких законов на эту тему английский король не издавал. Материальная помощь бедным и больным провозглашалась обязательным условием спасения от ада после смерти. В 1500 году пять процентов населения, живущие за чертой бедности, выживали только за счет церковного подаяния. Лечились бедные в больницах при монастырях, и при них же воспитывались сироты.

Все эти неблагоприятные процессы не замедлили сказаться на здоровье детей. Среди младенцев учащаются случаи рахита - видимо, из-за того, что вынужденные усиленно трудиться матери дольше пеленали их (чтобы носить на себе в поле). У детей 6-11 лет наблюдается усиленный рост околохрящевых костей - признак участившихся травм, связанных с необходимостью работать с раннего возраста. У подростков же в XVI веке характер травм стал таким же, как у взрослых: еще один индикатор необходимости трудиться без скидок на возраст. Наконец, больше признаков кариеса (в рационе детей стало меньше мяса и молочных продуктов, увеличилась доля хлеба).

Ученые еще раз показали: конец Средневековья, Реформация и Великие географические открытия не были для Европы «лучом света в темном царстве». Напротив, дети, самые уязвимые члены общества, лишились милостыни, детских домов, да и возможности получить бесплатное монастырское образование. Реформация привела к более серьезным колебаниям в состоянии здоровья, чем все неурожаи, климатические сдвиги и экономические неурядицы прошлых веков. Только к XVII веку, когда общество и государство немного адаптировалось к «шоковым» условиям, ситуация начала выправляться - но Британию ждало еще почти целое столетие жестоких конфликтов.

На рубеже 15-16веков появляется детский портрет как самостоятельный жанр изобразительного искусства: чудесные рисунки Леонардо да Винч и (1452-1519), Альбрехта Дюрера (1471-1528), Рафаэля (1483-1520). Автопортреты юных Рафаэля и Дюрера, портреты маленьких детей нежны и очаровательны.

Леонардо да Винчи. "Детский портрет". Королевская библиотека Виндзорского замка, Великобритания.

Альбрехт Дюрер. "Автопортрет в возрасте 13 лет". Национальный музей. Берлин.


Альбрехт Дюрер. " Набросок ребенка". 1495. Лувр.

Живописный детский портрет эпохи Возрождения имеет два типа композиции: изображение ребенка со взрослыми (таким образом художник будто бы не считал маленького человека достаточно значимым) или его изображение было единичным и выполнялось как на "взрослом" портрете, композиция обычно была поясная. Тогда, маленький человек - значительная персона, достойная изображения, со своим внутренним миром и неповторимой внешностью.

Франс Хальс. "Портрет кормилицы с ребенком". 1620, Национальный музей, Берлин.

Мы смотрим на ребенка, который жил 400, 500 лет назад, вероятно, вырос, состарился, давно умер, но на портрете он навсегда остался юным, чистым и прекрасным. Девочка никогда не превратится в скучную толстую матрону. Мальчик никогда не станет некрасивым, старым, брюзгливым человеком...

Агноло Бронзино. "Портрет молодой женщины с ребенком" . 1540-е г.г.

Агноло Бронзино. "Портрет Биа Медичи, дочери Козимо Медичи". 1542. Уфф ици.

Агноло Бронзино. "Портрет Марии Медичи". 1551. Уффици.

Представляет интерес творчество голландского художника Брайяна Бартоломеуса.


Брайян Бартоломеус. "Портрет женщины с дочкой". Фрагмент. 16 в. . Голландия.

В портретной галерее немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) - несколько детских портретов.

укас Кранах Старший. "Портрет принца Саксонского". 1517. Национальная галерея, Вашингтон.

Лукас Кранах Старшиий. "Портрет Саксонской принцессы". 1517.

Лукас Кранах Старший. "Портрет Иоганна Фридриха Великодушного". 1509.


"Портрет мальчика", написанный итальянским художником Бернардино Пинтурикки о (1454-1513). один из самых поэтичных и популярных детских портретов. Лицо мальчика выполнено так старательно, словно художник опасался упустить мельчайшую подробность его внешнего облика.

Между тем за каждым штрихом и мазком стоит уверенность мастера, прошедшего хорошую школу рисунка. Уверенно поставлена голова и построено лицо, тонко очерчены лоб, нос, глаза, подбородок. Точность рисунка позволила «донести» до зрителя такую деталь, как чуть заметно выпяченные губы. Великолепен, тонко написанный, пейзажный фон, редкий для детского портрета этого периода.

Ганс Гольбейн Младший. "Портрет Эдварда, принца Уэльского" .1539.

Детские портреты работы немецких художников Ганса Гольбейна Старшего (1460-1525) и Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) отличает психологизм и виртуозная техника исполнения.


Ганс Гольбейн Младший. "Портрет принца Эдварда". 1543.

Великий Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), представитель Золотого века в голландской живописи, был автором большого количества портретов и парадных и камерных. Детские портреты сына Титуса - одни из самых трепетных и нежных. Рембрандт не был типичным художником, он не стремился к иллюзорной передаче материальности изображаемых предметов (типичные качества голландской живописи) или только к передаче сходства модели в портрете.

Рембрандт. "Портрет Титуса".

Его больше привлекал конфликт света и тени, настроение модели. На золотых, мерцающих полотнах Рембрадта (как будто пространство внутри картины освещает свеча, пламя которой колеблется) высвечивается лицо, руки, часть фигуры, остальное - не досказано, погружается в тень, тает в пространстве, исчезает...

Рембрандт. "Портрет Титуса".1655г


Рембрандт. "Семейный портрет". 1666-68гг

Рембрандт. "Девочка у окна". 1645.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - гениальный фламандец, яркий представитель стиля барокко, соединивший в своем творчестве тончайшую колористику венецианской школы живописи, барочную выразительность и изощренность, а так же фламандский реализм и конкретность. Портреты, выполненные Рубенсом многозначны, колоритны, образы в большей степени типизированные.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Клары Серены Рубенс". 1616.

У Рубенса яркий стиль и выразительный творческий почерк, любимые женские образы. Мазок Рубенса мощный и дерзкий (почти импрессионистический в портрете "Елены Фоурмен с детьми"), может быть деликатным и нежным, тонко прописывать красочный слой, виртуозно передавая нежность светлой кожи, блеск больших глаз, шелковистость локонов.
Детские портреты (дети художника) выполнены реалистично, с большой долей тщательности и любви к изображаемой натуре.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Николаса". 1616.

Питер Пауль Рубенс. "Портрет художника с Еленой Фоурмен и сыном". 1639г

Франс Хальс (1580-1660) - известнейший голландский художник, великолепный жанрист и портретист.

Франс Хальс. "Портрет детей". 1620.

Для семейных и детских портретов Хальс часто выбирал романтический пейзажный фон. В работах Хальса нет лоска и аристократизма, зато есть естественность и теплота человеческих взаимоотношений.


Франс Хальс. "Поющая девочка"

Фламандский художник Корнелис де Вос (1585-1651) создал галерею удивительных портретов, среди которых значительное место занимает семейные и детские портреты.


Корнелис де Вос. "Семейный портрет". 1631.



Корнелис де Вос. "Портрет детей художника". 1622.

Этот спписок можно продолжать бесконечно.Поставлю ещё несколько портретов,возможно уже знакомых нам.




Соломон де Брей (1597-1664). "Двойняшки Клара и Альберт де Брей". 1646.


Корнелис де Вос. "Портрет семьи художника". 1630-35. Гент.

Антонис Ван Дейк. "Портрет Вильгельма Оранского и Генриетты Марии Стюарт ". 1641

Источники.

http://leonardo-studio.livejournal.com.s30.wbprx.com/8912.html

http://leonardo-studio.livejournal.com.s30.wbprx.com/9354.html