Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова". Игры, направленные на формирование культуры речевого общения материал (средняя группа) на тему Ситуативная игра-история «Ириски»

19 ноября2017 года в приюте воспитателем Королевой Н.В. была проведена дидактическая игра «Цепочка вежливых слов»для детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Занятие началось со сказки о веселом клоуне, который попал в страну, где люди не знали вежливых слов и были все мрачные и не приветливые. Попав в такую страну, клоун забыл все «волшебные слова» и ребята решили ему помочь. Звонкий колокольчик собрал всех детей в кружочек, где они называли по цепочке вежливые,добрые слова и складывали их в волшебный сундучок. Вскоре сундучок наполнился «волшебными» словами и клоун был спасен. Подводя итог занятия, ребята пришли к выводу, чтобы быть хорошим человеком нужно быть добрым и вежливым, а этому нужно учиться.



прошел час этикета «В мире волшебных слов». Цель мероприятия - повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Библиотекарь рассказала ребятам, что обозначает слово вежливость, все вместе вспомнили добрые и вежливые слова. Далее библиотекарь попросила учащихся включиться в полезную игру «Как бы ты поступил, если…», где участники отвечали на вопросы. Ребята с интересом придумывали разные ситуации и сами же находили выход из них. Играли в игру «Вежливо, не вежливо». Подводя итоги мероприятия, дети пришли к выводу, что нужно уметь вести себя на улице, в гостях, в школе и даже дома. Что они должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. В конце мероприятия учащимся подарили необычные закладки в форме ромашки, на которой написаны вежливые слова. прошел час этикета «В мире волшебных слов». Цель мероприятия - повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Библиотекарь рассказала ребятам, что обозначает слово вежливость, все вместе вспомнили добрые и вежливые слова. Далее библиотекарь попросила учащихся включиться в полезную игру «Как бы ты поступил, если…», где участники отвечали на вопросы. Ребята с интересом придумывали разные ситуации и сами же находили выход из них. Играли в игру «Вежливо, не вежливо». Подводя итоги мероприятия, дети пришли к выводу, что нужно уметь вести себя на улице, в гостях, в школе и даже дома. Что они должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. В конце мероприятия учащимся подарили необычные закладки в форме ромашки, на которой написаны вежливые слова.

ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

Тамбовская область, г.Мичуринск

Игры ,

направленные на формирование культуры речевого общения

Подготовила воспитатель:

Гудкова Татьяна Николаевна

1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"

Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.

Ход игры:

Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами .

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.
  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.
  • Рассказать доверенную тебе тайну.
  • Стараться говорить громче собеседника.
  • Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".

Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"

  • Здравствуй!
  • Добрый день!
  • Привет!
  • Здорово!
  • Чао!
  • Пока!
  • До свидания!
  • Будь здоров!

До встречи!

3.Дидактическая игра: «Догадайся»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».

Ход игры:

Воспитатель:

(Закончи предложение).

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. .(Простите нас, Пожалуйста).

4.Дидактическая игра с мячом

«Добрые и вежливые слова»

Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .

Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.

5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.

6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал: сюжетные картинки.

7.Дидактическая игра

«Словарь вежливых слов».

Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.

Ход игры:

Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)

(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!

Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!

Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)

Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.

8.Дидактическая игра

«Не ошибись, пожалуйста!»

Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».

Ход игры:

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

  • Встаньте, пожалуйста!
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста, руки!
  • Будьте добры, похлопайте!
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста!
  • Тихо сядьте.
  • Тихо сядьте, пожалуйста!

9.Дидактическая игра

«Нужные слова!»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;

Ход игры:

Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.

  • Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
  • Какие слова мы говорим при расставании?
  • («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
  • 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
  • («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
  • 4) Какие слова мы говорим перед сном?
  • («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
  • 5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
  • (Извинится и помочь встать.
  • 6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

10.Дидактическая игра «Эхо»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.

Ход игры:

Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

11.Дидактическая игра

«Птица благодарности»

Цель:

Ход игры:

Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

12.Дидактическая игра

«Школа вежливости»

Цель: Формировать навыки культурного общения.

Ход игры:

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

13.Игра-разминка

«Потерялось словечко»

(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).

Цель: Развивать интерес к вежливым словам.

Ход игры:

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

14.Игра «Вежливые прятки»

Цель: Закреплять в речи вежливые слова.

Ход игры:

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

15.Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Цель: Закреплять в речи вежливые слова

Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели...

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Дети: Вежливо, с улыбкой.

Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

16. Дидактическая игра«Пожалуйста»

Цель: формировать навыки культурного общения

Ход игры: По просьбе воспитателя дети исполняют определенные команды.

Воспитатель: Как я должна вас попросить о какой-либо просьбе? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

Воспитатель:А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

17. Дидактическая игра "Доскажи словечко"

1.Растает ледяная глыба

От слова доброго… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости,

Говорим, прости…(пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

18.Дидактическая игра «Приветствие!»

Цель: закреплять навыки вежливого поведения.

Ход игры:

19.Дидактическая игра "Какие вежливые слова тебе известны?"

Цель: закрепить правила этикета, развивать речь.

Ход игры:

Воспитатель:

Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста)

Когда говорят слово "пожалуйста"?

(Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать.

У слова "пожалуйста" есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо)

Когда говорят "спасибо"?

(Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.)

Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными?

(Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь)

Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме "спасибо" и "Пожалуйста"? (Благодарю, будьте добры и т.д.)

Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра).

20. Игровой задание

"В мире вежливых слов"

Цель: закреплять правила этикета, развивать умение общаться.

Ход игры:

Воспитатель беседует с детьми о том, что каждый день они встречают много людей. важно, чтобы никто из них не пожалел о встрече с ними, пусть даже самой короткой, и не обиделся на вас. культурный человек всегда и везде вежлив, внимателен, чуток со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволяет, что бы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали.

"относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам".

Вежливость то, без чего нельзя обойтись. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. помните: вежливость - лучшее лекарство от злобы и грубости.

Сказка "Зайка заблудился"

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Зайка. Он шел через лес, заблудился - попал к нам. Давайте поможем ему найти дорогу домой.

Зайчик: Ребята, помогите мне попасть домой!

Воспитатель: Зайчик! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Зайке, как нужно просить.

Дети: Зайчик должен сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово - "пожалуйста".

(Зайчик повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель: Пошел Зайка по тропинке, которую вы ему указали, и встретил Медвежонка.

Зайчик: Уходи, Медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.

Воспитатель: А Медвежонок стоит упрямо и не уходит. Как вы думаете почеиу?

(Дети помогают Зайке вежливо попросить Медвежонка)

Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Зайка.

Зайка: Попрошу я их помочь. как же мне попросить, чтобы они мне не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которым меня учили. Здравствуйте, Белочки! Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

белочка: Здравствуй, Зайка! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Зайка шел за ними и вышел на тропинку. А вот и дом!

Зайка: Спасибо, ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, почему Зайка решил, что эти слова волшебные? Как еще мы называем эти слова? перечислите их. Пусть эти слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными и помогут вам в жизни.


Обучающая задача дидактической игры: , обогащать знания детей о правилах вежливости, обучать правилам их применения.

Развивающая задача: развивать речь, умение говорить приятное друг другу, умение согласовывать движения, (мимику, пантомимику), внимание, память, мышление, воображение, произвольность поведения.

Воспитательная задача дидактической игры: воспитывать внимательность друг к другу, вежливость, усидчивость, тактичность.

Материал : ножницы и бумага на каждую пару детей, игрушки: кубики, куклы с одеждой.

Дидактическая игра «Приятные слова»

Педагог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».

После обсуждения воспитатель предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший(ая), красивый(ая), добрый(ая) и так далее».

В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая мяч, говорить приятные слова всем сразу.

Дидактическая игра «Немой рассказ»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику), внимание, память, мышление, воображение.

После проведения предыдущей игры воспитатель обсуждает с детьми, что существует еще много разных движений, которые обозначают различные слова и состояния человека. И люди часто пользуются этими «разговорами без слов» (например, когда разговаривают через стекло). Педагог предлагает детям попробовать прочитать его «рассказ без слов».

Я (показывает на себя)

Пошла

Стирать (изображает руками движения при стирке).

Устала (утирает лоб).

Пошла (перебирает пальцами, показывая ходьбу)

Спать (складывает ладошки вместе под щеку).

Дидактическая игра «Согласованные движения»

Цель: развивать умение согласовывать движения, формировать произвольность поведения.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, повернуться друг к другу и выполнить вместе следующие движения:

  • покачать насос;
  • отжать белье;
  • погрести вёслами на лодке и так далее.
Дидактическая игра «Поговорим без слов»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику), внимание, произвольность поведения.

Педагог спрашивает детей, с помощью чего мы разговариваем (с помощью слов). После этого воспитатель говорит, что можно общаться и не открывая рот, и предлагает детям сказать без слов следующее:

  • да (качнуть головой вперёд);
  • нет (повертеть головой из стороны в сторону);
  • не знаю (пожать плечами);
  • до свидания (помахать рукой);
  • иди сюда (поманить рукой или пальчиком), другое.

Анна Курникова
Занятие во второй младшей группе «Вежливые слова»

Программное содержание :

Развивающие задачи :

1. Развивать речевую активность детей.

2. Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность.

3. Развивать эмоционально-чувственный мир детей.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, закреплять знания правил доброжелательного общения.

2. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знание понятия «вежливые слова » .

2. Упражнять детей в употреблении вежливых слов , используя выражения, мимику, жесты.

3. Активизировать словарь детей по данной теме.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Приходите в гости» . Дети стоят в кругу. Выбирается водящий. Ребенок водящий идет по кругу, говоря слова : «Я по кругу иду, в гости всех друзей зову. Приходите в гости (выбирает кого-то из детей) . Выбранный ребенок занимает место водящего (игра повторяется 3 раза )

Воспитатель : - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т . д.)

Что значит быть вежливым ? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова )

Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете .

Посмотрите ребятки, у меня в руках цветок. Давайте с ним немного поиграем.

Игра “Передай цветок»”- игра на объединение

Воспитатель передает цветок ребенку и при этом говорит вежливое слово .

Воспитатель : - Как еще можно назвать слова , которые вы говорили? (волшебные)

Слышится плач.

Воспитатель :- Кто это? смотрит. Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра) . Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.

Разыгрывается сцена из кукольного театра.

Маша : - Ребята, помогите мне домой попасть!

Воспитатель : - Маша, ты обращаешься невежливо .

Маша повторяет свою просьбу вежливо . Здравствуйте ребята, помогите, пожалуйста, найти мне дорогу домой.

Воспитатель : Машенька, иди прямо и никуда не сворачивай, придешь на полянку, где растут красивые цветы. Там твой домик

Воспитатель : - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке маленького зайчонка.

Маша : Уходи, заяц, с моей дороги, я иду домой!

Воспитатель : А зайчик стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети : она забыла поздороваться и сказать вежливое слово «Пожалуйста»

Маша : Здравствуй Заинька, дай мне, пожалуйста, пройти!

Зайчик : Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель : Что случилось, Машенька, почему ты плачешь.

Маша : Ребятки, я заблудилась. Помогите, мне, пожалуйста.

Воспитатель : Поможем Машеньке?

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру «Волшебная полянка» релаксация (дети ложатся на ковер) .Включается музыка, дети закрывают глаза.

Маша : Я, вспомнила, да это же мой домик. Ой, ребята, какая у вас интересная игра. Я вспомнила, что мой домик находится на полянке, где растут красивые цветы. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова !

Воспитатель : Вот и Маша поняла, что такое вежливость . Не забывайте волшебные слова . Давайте с вами вспомним, какие волшебные слова мы знаем .

Воспитатель : предлагает детям взяться за руки (игра «Комплементы» )

Анализ : Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова , при этом касаться ребенка Принимающий комплимент кивает головой и говорит : “Мне очень приятно!

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие. Спасибо вам ребятки.

Дидактические игры на вежливость.

«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»

Цель: создать условия в умении называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Девочка заболела».

Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.

Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.

Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)

Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)

«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».

Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».

Цель: создать условия для закрепления умений у детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».

Цель: создать условия для формирования у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Кто где живет».

Цель: создать условия для умения у детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Абакане, на улице Кирова, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: создать условия для умения у детей называть слова ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: создать условия для умения детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: создать условия для умения детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов ».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: создавать условия для умения у детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я - мальчик, ты – девочка».

Цель: создавать условия для умения у детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.

Ход игры

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!».

Цель: создавать условия для умения у детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает - мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда».

Цель: создавать условия у детей для умения определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я - девочка» и т.д.

«Я умею уступать».

Цель: создавать условия для уважительного отношения к друг другу, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

«Профессии».

Цель: создавать условия для умения узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: создавать условия для формирования у детей знаний о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры

На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Приветствие-прощание».

Цель: создавать условия для формирования представлений у детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.

Материал: игрушечные мишка и зайка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда - здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.

«Лишний предмет».

Цель: создавать условия для детей в умении определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.