В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.
Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори
Главная ценность воспитания в системе Монтессори - это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, - сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности - это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.
В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них - повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.
Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, - это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя - не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.
Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори - индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.
Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.
В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?
Немного истории…
Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.
В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.
В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.
Суть педагогики Монтессори
Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .
Основные пункты:
- Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
- В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
- Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :
- То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
- Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
- Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
- Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.
В чем особенность занятий по Монтессори?
В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
- Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
- Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
- Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
- В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
- Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Спорные моменты в методике Монтессори
Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
- Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
- Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
- Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
- Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.
Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет
Наше мнение
Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:
Фильм о Марии Монтессори
Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.
Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.
Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!
Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Личность Марии Монтессори
Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог, которая посвятила свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей (методика монтессори), пользующейся популярностью во всем мире уже более 100 лет. Известные факты о Марии Монтессори
- Даты жизни: 1870-1952;
- Стала первой женщиной врачом в Италии;
- Занесена в список педагогов, определивших концепцию образовательного процесса ХХ века, согласно решению Юнеско;
- разработала собственный курс реабилитации детей с отклонениями в развитии, который получил высокую оценку в педагогической среде;
- В её честь назван кратер Монтессори на Венере;
Суть методики
Методика воспитания детей Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Она позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал.
Она уделяет большое внимание коллективным методам общения и развития ребёнка, а также бытовым вещам, стимулирующим самостоятельность и независимость. В основе педагогики лежит следующее понимание ребенка:
- Ребенок сам является творцом своей личности, в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию, задача взрослого только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.
- Характерным отличием ребёнка от взрослого является то, что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия.
- У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними.
- К ребенку необходимо относиться как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания окружающего мира.
Основные принципы
- Индивидуальное развитие. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.
- Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить.
- Личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.
- Социальное общение. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам прививалось заботливое отношение к близким.
- Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики, учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди которых застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает. Например, малыш уронил стакан на пол и вода разлилась. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори - автоматический контроль ошибок.
Ключевые принципы занятий в детских группах развития по методу Монтессори
- Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
- Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
- Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
- Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
- Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
- Свобода передвижений по классу.
- Специально подготовленный Монтессори-педагог.
- Разделение пространства на 5 зон: зона практической жизни, зона сенсорного развития, математическая зона, зона русского языка, зона космоса.
- Соответствие занятий сензитивным периодам ребенка (т.е. развитие с учетом лучшего периода для обучения тому или иному действию, повышенный интерес к этому действию или явлению)
- Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом.
- Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. В Монтессоре-среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
- Соблюдение режима. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.
Правила для детей в детских группах развития по Монтессори
- То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
- Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
- Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
- Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, тот и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Заповеди воспитания от Марии Монтессори
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят, он учится оценивать.
- Если ребенку демонстрируют враждебность, он учится драться.
- Если с ребенком честны, он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.
- Если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают, он приобретает уверенность в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым, он учится находить в этом мире любовь.
- Не говорите плохо о ребенке ни при нем, ни без него.
- Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
- Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
- Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
- Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
- В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер, предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.
Лучшие книги Марии Монтессори
- Помоги мне это сделать самому
- Дети-другие
- Дом ребенка. Метод научной педагогики
- Мой метод. Начальное обучение
- Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается
- Впитывающий разум ребенка
- Самовоспитание и самообучение в начальной школе
- Значение среды в воспитании
- Развитие потенциальных возможностей человека
- Ребенок в семье
Методика Монтессори - детальный разбор на легком и простом языке
Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.
Суть и принципы методики М.Монтессори
Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
- Индивидуальная программа обучения;
- Максимальная свобода ребенка;
- Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
Монтессори-материалы:
Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:
- Учится ставить цели и достигать их;
- Приобретает практические навыки решения различных задач;
- Действует путем проб и ошибок, что развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.
Монтессори-воспитатель
«Помоги мне сделать это самому»
По убеждению М.Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.
Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.
Монтессори-класс
Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.
Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.
Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:
- Зона реальной (практической) жизни
- Зона сенсорного развития
- Зона математики
- Зона языковая
- Зона космическая
Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:
1. Зона реальной (практической) жизни.
В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.
2. Зона сенсорного развития.
В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.
3. Зона математики.
В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
4. Зона языковая.
Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.
5. Зона космическая.
Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.
Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.
Творите с Вашими детьми и для детей!
Оптимальный возраст для обучения по методике М.Монтессори
Занятия по методике М.Монтессори никогда не рано начинать. Ребенку с 1 года уже будет интересно находиться в Монтессори-классе и знакомиться с Монтессори-материалами.
В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:
- Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
- Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.
Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.
Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту (не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост»).
Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.
Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца (повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.
Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.
А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.
Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.- Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
- Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
- Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
- Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.
Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.
Занятие "Пересыпание риса" (от 2,5 до 5 лет)
Цели упражнения:развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.
Вам понадобится:небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.
Презентация:- поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);
- одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.
Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.
Занятие «Сияющие ботинки» (от 3 до 5 лет)
Цели упражнения:научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.
Вам понадобится:газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.
Презентация:- расстелите газету на полу;
- специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
- держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
- дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
- тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.
Занятие «Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)
Цели упражнения:развитие зрительной и моторной координации.
Вам понадобится:4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшим контейнере).
Презентация:- расставьте бутылочки на столе перед малышом;
- медленно снимите крышки и закрутите обратно;
- сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!
Занятие "Коробочка с образцами тканей" (от 2,5 до 5 лет)
Цели упражнения:развитие и уточнение тактильных ощущений.
Вам понадобится:небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п.).
Презентация:- покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
- быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками (и не подглядывая!);
- когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.
Занятие «Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)
Цели упражнения:знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.
Вам понадобится:мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).
Презентация:- завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
- пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.
Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).
Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори . Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!