Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы. Сплоченность семьи Команда они настоящая сплоченная семья

Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно - иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.

Какую нужно преследовать цель в семье?

К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.

В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.

Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.

Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.

Какие цели считаются гарантией счастливой семьи

Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.

Считается, что заключённый брак между двумя людьми - это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.

Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.

Совместные увлечения и общий досуг

По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.

Активный отдых

Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:

    Совместный отдых на природе.

  1. Пешая прогулка с привалом на перекус.

    Занятие любыми активными видами спорта.

    Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.

Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.

Общие интересы родителей и ребёнка

Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.

Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.

Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.

Благоприятный климат в семье

Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.

Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.

Вывод из того можно сделать только один - для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.

Духовные аспекты семейной жизни

Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.

Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.

Какова взаимосвязь семьи и общества?

Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.

Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.

Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь - отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.

УДК 159.9.075 ББК 741:3

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasiljevna Candidate of Psychology, Assistant Professor of the Chair of general psychology and psychology of development

Astrakhan State University Astrakhan [email protected] Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of

young men and girls Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-0600020.

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020 Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, семейная сплоченность, разобщенный уровень, разделенный уровень, связанный уровень, сцепленный уровень.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, family cohesion, split level, divided level, bound level, chained level.

Введение

Актуальность изучения брачно-семейных представлений молодежи обусловлена изменением роли семьи в жизни современного общества. Социально-экономические и политические общественные преобразования вызвали изменения в иерархии традиционных семейных функций, способствовали появлению нового исторического типа семьи, для которого характерны равноправное партнерство с демократическим типом совместно-разделенного главенства, гибкая ролевая структура, где любовь, личностный рост и самореализация каждого члена семьи становятся приоритетными семейными ценностями. Переход к новому типу семьи сопровождается проявлением ряда негативных тенденций: нестабильность брачного союза, возрастание числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, значительное распространение явления «Child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей), явления «отложенное ро-дительство», легализация однополых браков в странах Европы и т.д. Это способствует возникновению в молодежной среде ряда серьезных психологических проблем, связанных с жизненным выбором и самоопределением. Самоопределение или близкое ему понятие «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные виды: этническая идентичность , гражданско-культурная идентичность , поликультурная идентичность , социальное самоопределение , личностное самоопределение , профессиональное самоопределение , экономическое самоопределение и др.

Под семейным самоопределением мы понимаем многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и

рефлексии . Типами семейного самоопределения являются: диффузное, предрешенное, декларируемое, реализуемое и достигнутое.

Семья, семейное воспитание, особенности характера детско-родительских отношений играют важную роль в развитии личности на всех этапах онтогенеза, выступает источником развития ребенка, определяет социальную ситуацию развития, обеспечивает формирование ключевых возрастных новообразований . Одним из параметров семейной системы является сплоченность семьи. О.А. Карабанова определяет сплоченность семьи как интегративную характеристику функционирования семьи, которая включает в себя, «во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы»» .

В рамках «циркулярной модели» Д.Х. Олсона семейная сплоченность рассматривается как степень эмоциональной связи между членами семьи и различаются четыре уровня - от экстремально низкого до экстремально высокого. При минимальной выраженности семейной сплоченности можно говорить об эмоциональной разобщенности, которой свойственны значительная дистанция между членами семьи, автономность, низкая заинтересованность друг в друге. Разделенный уровень семейной сплоченности характеризуется наличием эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимоотношениях и эмоциональной автономии. Связанный (объединенный) уровень предполагает эмоциональную близость, высокую степень эмпатии и оптимальную степень личностной дифференцированности членов семьи. Максимальная выраженность семейной сплоченности - сцепленный уровень (запутанный, склеенный). В этом случае, члены семьи эмоционально взаимозависимы, во взаимодействии отсутствуют четкие границы личности. В зависимости от успешности функционирования семейной системы выделяются сбалансированные (разделенный, связанный) и экстремальные (разобщенный, сцепленный)

уровни семейной сплоченности. Связь уровня сплоченности семьи и особенностей семейного самоопределения до сих пор не изучалась.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования семейного самоопределения юношей и девушек в зависимости от уровня семейной сплоченности. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте и ранней зрелости уровень семейной сплоченности родительской семьи определяет особенности и тип семейного самоопределения юношей и девушек.

Организация и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи.

1. Определить уровень семейной сплоченности респондентов.

2. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие характеристики, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, временная перспектива, смысложизненные ориентации, в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

3. Оценить достоверность связи типа семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет.

Результаты исследования

Полученные в ходе исследования результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ8-3) демонстрируют нам, что 221 чел. (60 %) имеют разобщенный, 121 чел. (33 %) - разделенный, 14 чел. (4 %) - связанный, 11 чел. (3 %) - сцепленный уровень семейной сплоченности родительской семьи.

В результате проведенного ранее сравнительного анализа между юношами и девушками были выявлены достоверные различия в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения , поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных уровнем семейной сплоченности родительской семьи, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. При изучении связи семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Р) и непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Н).

В группе юношей достоверные различия на уровне статистической значимости р < 0,05 обнаружены для шкал «Я - сын» (Н = 11,827; р = 0,008), «общение с людьми» (Н = 7,798; р = 0,050), «материальное благополучие» (Н = 11,053; р =0,011), «безопасность» (Н = 10,85; р = 0,013), «мое прошлое» ^ = 3,06; р = 0,033), «мое будущее» (Н = 9,355; 0,025), «процесс жизни» ^ = 3,408; р = 0,022), «локус контроля - жизнь» ^ = 4,297; р = 0,007), «осмысленность жизни» (Н = 12,452; р = 0,006). При сцепленном уровне семейной сплоченности для юношей характерны высокая ценность семейной роли сына, важным брачным мотивом является общение с людьми, эмоциональной привлекательностью обладают воспоминания о прошлом. При разделенном и связанном уровне се-

мейной сплоченности родительской семьи у юношей наблюдается нацеленность и высокая значимость будущего, процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, формируется убеждение в том, что человек способен управлять своей судьбой, актуализируются такие мотивы вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

У девушек достоверные различия выявлены для переменных «родительская семья» (Н = 13,139; р = 0,001), «мой отец» (Н = 16,422; р < 0,0001), «мы -семья» (Н = 8,09; р = 0,018), «отношение к родительской семье» (Н = 15,175; р = 0,001), «Я - будущая жена» (Н = 6,044; р = 0,049), «достижение успеха» (Н = 10,159; р = 0,006), «любовь» (Н = 11,874; р = 0,003), «мое настоящее» (Н = 8,666; р = 0,013), «локус контроля - Я» (Н = 6,999; р = 0,03). Сбалансированные уровни семейной сплоченности (разделенный и связанный) влияют на формирование у девушек высокой ценности и положительного отношения к родительской семье, значимости семейной роли Я - будущая жена, важности таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. При разделенном уровне семейной сплоченности для девушек отношения с отцом являются высокозначимыми, ценным оказывается настоящее. Связанный уровень семейной сплоченности способствует формированию положительных установок в отношении собственной семьи (Мы - семья), представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок выявлены достоверные различия в показателях семейной сплоченности в зависимости от типа семейного самоопределения: F = 2,74 и р = 0,045. Показатели средних значений свидетельствуют о том, что при разобщенном уровне семейной сплоченности формируется предрешенное и диффузное се-

и т-ч ч_* и

мейное самоопределение. Разделенный уровень семейной сплоченности стимулирует активную ориентировку молодежи в сфере семьи и способствует ста-

новлению реализуемого и достигнутого, декларируемого типов семейного самоопределения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты достаточно убедительно говорят о правомерности выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование, направленное на изучение влияния уровня семейной сплоченности родительской семьи на формирование семейного самоопределения юношей и девушек, позволяет сделать следующие выводы.

1. Полученные данные свидетельствуют, что характерными в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (20-22 года) являются разобщенный и разделенный уровни семейной сплоченности родительской семьи.

2. У юношей обнаружены особенности семейного самоопределения в зависимости от уровня семейной сплоченности. На формирование образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций оказывает влияние сплоченность родительской семьи. При экстремально высоком (сцепленном) уровне сплоченности для юношей характерны большая значимость роли сына, общение с людьми является важным брачным мотивом, воспоминания о прошлом окрашены эмоционально-положительным отношением. Сбалансированные (разделенный, связанный) уровни семейной сплоченности способствуют формированию у юношей нацеленности в будущее, восприятия жизни как эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, убеждения в способности управлять собственной судьбой, значимости таких мотивов вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

3. У девушек ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я - семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации обусловлены уровнем семейной сплоченности. Сбалансированным уровням (разделенный, связанный) семейной сплоченности соответствуют высокая ценность, эмоционально-положительное

отношение к семье родителей, значимость функциональной роли Я - будущая жена, актуализация таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. Ориентация на настоящее, ценность взаимоотношений с отцом формируется у девушек при разделенном уровне семейной сплоченности. Эмоционально-положительное восприятие собственной семьи, представления о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни, характерны для девушек, имеющих связанный уровень семейной сплоченности.

4. В юношеском возрасте (15-19 лет) и ранней зрелости (20-22 года) тип семейного самоопределения статистически связан с уровнем семейной сплоченности родительской семьи. Экстремально низкому (разобщенному) уровню семейной сплоченности соответствуют предрешенное и диффузное семейное самоопределение. Сбалансированный (разделенный) уровень семейной сплоченности ведет к формированию декларируемого, реализуемого и достигнутого типов семейного самоопределения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сбалансированные уровни сплоченности (разделенный, связанный) родительской семьи находят отражение в положительной динамике развития компонент семейной идентичности, способствуют формированию реализуемого и достигнутого типа семейного самоопределения в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (2022 года).

Библиографический список

1. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи [Текст] // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 60-69.

2. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] // Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 49-55.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2007. -№ 1(10). - С.50-55.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании

образа будущей семьи [Текст] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 304 с.

9. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.

10. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.

11. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 85-91.

12. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.

13. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.

14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 2. - С.3 - 17.

15. Чернышев А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 112-117.

1. Batarchuk D.S. The specificity of the Russian civic-cultural identity of students // Akmeology. - 2014. - № 2 (50). - P. 60-69.

2. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psychology-pedagogical model of multicultural identity // Akmeology. - 2012. - № 4. - P. 49-55.

3. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination // Voprosy psychologii. - 1994. - № 3. - P. 43-53.

4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination of youth: structure and determination // Vestnik prakticheskoy psyhologii obrazovaniya. - 2007. - № 1(10). -P.50-55.

5. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook / O.A. Karabanova - М.:Gardariki, 2006. - 320 p.

6. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.

7. Karabanova O. A.Trofimova O. V.Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family // Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions: Monograph. - Astrakhan: Edition «Astrakhan University", 2013. - 110 р.

8. Klimov E.A. Psychology of professional determination. - M.: Publishing center «Academy», 2004. - 304 р.

9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC. - 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.

10. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth"s family identity // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.

11. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.

12. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.

13. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls"Family Self-Determination Development // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.

14. Stefanenko T.G. Ethnic identity: from ethnology to social psychology // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2009. - № 2. - P.3 - 17.

15. Chernyshev A.S., Gaidar K.M. Social determination of subjects in the system of modern education // National Psychological Journal. - 2010. - № 2 (4). - P. 112-117.