Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей. Леворукий ребенок в праворукой семье Левша ребенок будущее в школе

Заметив, что их ребенок – левша, одни родители впадают в панику, другие считают его будущим гением, третьи относятся философски: так распорядилась природа. Не привлекайте внимание малыша к этому явлению, а ненавязчиво учите его жить в мире, приспособленном для праворуких людей. При воспитании учитывайте его эмоциональность и ранимость.

Левшу определяет не рука, а голова

Ученые установили, что нежелание действовать правой рукой не упрямство, у этого явления есть физиологические причины. Каждое полушарие головного мозга отвечает за противоположную половину тела. Правое полушарие полностью формируется в 5 лет, оно связано с левыми конечностями и органами, а также отвечает за творчество, фантазию, эмоции. Этот участок серого вещества воспринимает информацию от органов чувств, расположенных с левой стороны, и сразу создает единый образ.

Более практичное левое полушарие начинает работать в полную силу только после 8 лет. Эта часть мозга руководит работой правой половины тела и органов, расположенных справа. Мышление, логика, умение решать абстрактные задачи связаны с левой половиной мозга. Там проводится анализ полученной информации, сведения систематизируются и раскладываются «по полочкам».

Чтобы полушария работали согласованно, они соединены мозолистым телом, которое созревает уже в школьном возрасте. Пока согласованность между полушариями сформирована не полностью, ведущую роль играет то одна, то другая половина мозга. Родители могли заметить, что год назад их ребенок рисовал одной рукой, а сейчас переключился на другую. В школьные годы у ребенка окончательно устанавливается ведущая рука.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Почему ребенок рождается или становится левшой?

Причины, почему в некоторых случаях доминирует правое полушарие, до сих пор полностью не изучены. Иногда есть все предпосылки к рождению левши, а ребенок уверенно действует правой рукой, иногда наоборот, ничего не предвещало, а на свет появился левша. Ученые выделяют несколько причин такого явления:

  • наследственность;
  • стрессы, неправильный образ жизни и другие неблагоприятные факторы при беременности;
  • тяжелые роды;
  • травмы головы с повреждением левого полушария.

Левая рука может оказаться ведущей и в том случае, когда функции полушарий распределяются правильно. Такого человека нельзя назвать левшой, его психика, функции всех остальных частей тела и органов ничем не отличаются от людей с ведущими правыми конечностями. Для обозначения такой особенности придуман термин «леворукость». Подобные ситуации случаются, когда в семье есть левша и малыш подражает этому человеку. Другая причина – травма правой руки. Если в дошкольном возрасте малыш около полугода был вынужден пользоваться только левой рукой, привычка может сохраниться, даже когда вторая конечность полностью восстановится. Чтобы определить, какое полушарие доминирует, присмотритесь, каким ухом ребенок слушает шум моря в ракушке, каким глазом смотрит в калейдоскоп, на какой ножке прыгает.

Особенности детей с ведущим правым полушарием

У всех малышей полушария развиваются неравномерно, доминирует то одно, то другое. В раннем возрасте вы не определите будущего левшу ни по ведущей руке, ни по характеру. После 5 лет отличия становятся заметными. Ребенок не только всю сложную работу делает левой рукой, у него заметны и особенности психики:

  • богатая фантазия, хорошее воображение;
  • творческие способности;
  • мечтательность;
  • ранимость;
  • обидчивость;
  • быстрая утомляемость.

У деток в раннем возрасте родители могут заметить некоторые предпосылки леворукости. Сверстники произносят уже много слов, хотя пока не могут построить грамотную фразу, а ваш никак не начинает говорить? Перепуганная мама уже хочет обратиться за медицинской помощью, и вдруг ее молчун выдает длинное и связное предложение. Делать вывод о доминировании правого полушария пока рано, но первый симптом вы уже получили.

Ребенок растет, его словарный запас увеличивается. Речь хорошая, грамотная, но ответы на вопросы, требующие логического или абстрактного мышления, он дает после некоторых раздумий. Зато сказки, фантазии, творческие идеи льются из него рекой. На прогулке левша не закрывает рта, он рассказывает или поет песенки собственного сочинения обо всем, что попадается на глаза. Не просите его помолчать, дайте выход творческой энергии. Возможно, через несколько десятков лет творениями вашего юного вундеркинда будет восхищаться весь мир.

Как воспитывать ребенка-левшу?

Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.

Никогда не показывайте своей озабоченности особенностью ребенка. Чтобы не огорчать вас, он может через силу работать правой рукой, что вредно скажется на его психике.

Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:

  • нервному тику;
  • энурезу;
  • заиканию;
  • неврозам;
  • неправильной работе органов пищеварения.

Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.

Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.

Трудности, к которым должны быть готовы родители

Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам. В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу. Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.

Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему. Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.

Маме желательно тоже проявить творческую жилку. Ученик младших классов никак не может понять, что такое «икс». Придумайте историю, что так зовут отважного спасателя, который приходит для помощи в решении сложных задач и примеров. Абстрактный символ ребенку неинтересен, а герой, вызывающий положительные эмоции, сразу стимулирует умственную работу.

Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом. Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.

Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием. Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера. Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы. Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника. При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость. В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников. Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву. Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации. Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий. С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности.

Педагоги наконец-то признали, что пытаться переучить левшу – занятие бесполезное.

Но даже с поддержкой педагогов левшам иногда приходится нелегко. Их всего 10% от населения земного шара, а весь мир приспособлен для праворукого большинства. В Международный день левшей Я – Родитель подготовил 10 советов, которые помогут мамам и папам левшей лучше понять своих маленьких гениев.

Быть левшой в современном мире легче и проще, чем раньше, а в какой-то степени даже почетно. Среди леворуких людей много гениев современности, социологические исследования сообщают нам, что левши больше зарабатывают, а сами левши действительно часто – очень талантливые и неординарные личности.

Чем же так отличаются дети-правши от детей-левшей с точки зрения ?

У леворукого ребенка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение. Но, как и всем подрастающим малышам, им хочется знать как можно больше. Именно поэтому левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Это не делает ребенка-левшу несообразительным. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины. Все потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левши развито меньше.

В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой тоже есть свои особенности. Эксперты Я – Родителя подготовили 10 рекомендаций, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.

1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая

Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша

Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

4. Не торопите маленького левшу

Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

5. Повторяйте и закрепляйте знания

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

7. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам

Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

8. Повторяйте школьный материал дома

Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

9. Уделите внимание письму

Ребеноку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно. Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

10. Используйте закладку при чтении

При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

Какой склад ума у вашего ребенка?
Узнайте, от Я – Родителя

Елена Кононова

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает у них опасения. Как формируется леворукость? Учёные до сих пор не знают ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леворукий ребёнок.

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную «перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому «перевоспитанию»?

В обществе сложилось не одназначное отношение к леворукости, одни считают это серьёзным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделённых пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое – с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А.Капустин в работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ¾ случаев) левша всё-таки есть - дегенерат». Обследование проводилось в неврологической клинике, т. е. среди больных детей, поэтому столь резкая оценка не имела никаких оснований.

К сожалению, представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то, что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от5% до30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, т.е. наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстеры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой рукой.

Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Учёные до сих пор не знают ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, её движения – более точными. Ещё популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали своё сердце щитом, а значит, держали его в левой, пассивной руке. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остаётся непонятным, почему большинство женщин – праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, учёные признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если один из родителей леворук и 6,3% - если в семье нет леворуких.

Челевеческий организм – большая загадка для самого человека.

Кто такой левша?

Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга. Обычно доминирует какая-то одна половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет - левое полушарие, а левой – правое. Учёные выделили степени доминирования: сильно выраженная («стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества» - например, ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая правая рука и т.п.). А люди, так называемые амбидекстеры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но их количество растёт.

По признаку ведущей руки человечество можно разделить на 5 групп:

Сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)

Сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)

Не выражено праворукие (отдают предпочтение правой руке)

Не выражено леворукие (отдают предпочтение левой руке)

Амбидекстеры (одинаково хорошо владеют обеими руками)

Как же выяснить к какому типу относится человек?

Если человек – «стопроцентный» правша , у него наблюдаются следующие признаки :

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с неё человек начинает идти).

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например)- это более (или менее) выраженный левша. Таких людей учёные называют « скрытыми левшами». Учёные, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей -62%! Т.е. больше половины здоровых людей! У разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, но всё равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами, (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость – явные признаки ведущего правого полушария, наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстерами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша будет ведущей. Учёные выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они не доказаны и спорны):

Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)

Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в «правильную» руку, наказывают за проявления леворукости)

Передаётся генетически по наследству, причём это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос «откуда берутся левши?» нет точного ответа.

За что отвечают полушария?

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную – осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передаёт команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Левое полушарие

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нём расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая всё то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. Но на это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Оно отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие

Правое полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, (т.е. левши и амбидекстеры при тестировании справляются быстрее), принимает участие в адаптационных процессах, отвечает за эмоции, интуитивные способности, «помогает» понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентации). Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правому полушарию соответствуют такие характеристики - как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!»), параллельное (одновременное, а непоследовательное), дедуктивное. Его ещё называют эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать.С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные люди больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов-композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. «правополушарные» люди.

Любая деятельность «делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Но ведь ребёнок рождается с двумя правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». При доминировании левого полушария испытывается счастье, наслаждение, при доминировании правого – печаль, страх. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчком для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребёнком самого себя. Поэтому после кризиса трёх лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее «праворукими» и «леворукими» детьми. Причём при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Ребёнок «правополушарный» - левша - намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одарённые и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух, но в тоже время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребёнок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний.

Есть данные о том, что среди леворуких детей:

Высок процент детей с особенностями развития ЦНС (центральной нервной системы),

Много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций

Высокая эмоциональность

Отставание в развитии психомоторных функций

Отставание в развитии пространственного восприятия.

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, надо быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Как надо вести себя родителям с ребёнком – левшой.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой.

Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, ноне стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребёнка до школы чтению, письму, и иностранным языкам, т.е. том, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Как не надо вести себя с ребёнком левшой.

Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

Лишний раз подчёркивать всё это при знакомых или посторонних людях.

Делать всё возможное, чтобы переучить ребёнка.

Наказывать, когда он не поддаётся обучению.

Стараться доводить его до слёз и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

Быть сухим и педантичным, общаясь с ним.

Стремиться довести его талант до совершенства, всё время предъявляя завышенные требования к нему.

Создать такую обстановку для ребёнка, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днём, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.

Такое воспитание является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у ребёнка.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или не желания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости- комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Особенности межполушарной ассиметрии наиболее ярко проявляются в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их письму и чтению.

Какие проблемы возникают у левшей и амбидекстеров?

Обучение письму и грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с наклоном, держать ручку определённым образом и т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Дети могут писать в зеркальном отражении – это говорит о том, что у ребёнка ещё окончательно не сформировалось распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность» не стоит. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до девяти (у каждого индивидуально) возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно, просто обучение в школе строится с учётом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика хромает. Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счёта, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определёнными нарушениями и отклонениями в развитии ребёнка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребёнка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.

Исследованиями доказано, что леворукие дети обладают определённой спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребёнок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и быстро переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания. Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объём кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти. У левшей отмечается особая стратегия переработки информации- присутствует аналитический стиль познания.В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание на детали, застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина зачастую получается неточной, иногда искажённой. У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма. Зрительно-пространственные функции у левшей, как и у праворуких выполняются правым полушарием мозга, в то время, как задания по зрительно-пространственной ориентации лучше выполняются такими детьми левой рукой. Поэтому переучивание леворукого ребёнка часто сказывается не только на его речевых способностях, но и нарушает процесс овладения ориентацией в пространстве, т.к. угнетаются функции правого полушария. При этом страдает зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные отношения между объектами, ослабляется внимание, замедляется темп интеллектуальной деятельности. Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координационных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечёткие, медленные, неловкие. Нередко ребёнку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжён, нервничает, движения скованны. Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожжащие», с разрывами дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов фигур. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей. Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью, почти всегда можно наблюдать снижение адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства. Характерным для леворукого ребёнка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Для повышения эффктивности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы. Обучая и развивая леворукого ребёнка, следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагога должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребёнка особое внимание нужно уделять развитию движений руки. С раннего детства тренировать пальцы рук, можно уже с 2-3хмесячного возраста используя такие приёмы массажа как поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, поглаживание каждого пальца в отдельности и т.п. С десятимесячного возраста малышу можно давать перебирать сначала яркие крупные предметы, затем боле мелкие. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т.п.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Её нельзя изменять по усмотрению, т.к. любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Цена переучивания

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя, тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена рук приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Вот некоторые его проявления: нарушения сна, нарушение аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, дневной и ночной энурез, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте, неусидчивость, заторможенность, ухудшение зрения, аллергические реакции, повышенная чувствительность к жаре, запахам.

Учить ребёнка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. В этот период (4-6 лет) очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребёнка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ- раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает её движения более сильными и скоординированными. При подготовке руки к письму используют такие приёмы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий и т.п.

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развить в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов и т.п. Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребёнок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, расположенным по тому же принципу.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребёнка-левши и подготовить его к овладению школьной программой. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учереждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребёнку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги по этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Некоторые признаки леворукости у ребёнка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4-5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4-5 месяцев и до 2 лет, у ребёнка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 с 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4-4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

Набор тестов М. Озьяс (французская исследовательница): завинтить крышки на бутылках, зажечь спичку, разрезать бумагу ножницами, почистить обувь щёткой, намотать нитку на катушку, позвонить колокольчиком, отвинтить гайку, достать бусинку ложкой из стакана – все действия непривычны и ненатренированы и дают наиболее ёмко картину рукости ребёнка.

Левша, правша или амбидекстер? (тесты)

Тестируется один ребёнок, чтобы исключить «обезьянничанье». Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

1.Переплетите пальцы рук в «замок». Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху - ведущая.

3.Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу - признак амбидекстера, тоже относится и к взрослым, апплодирующим обеими руками.

4.Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

5. Испытуемому дают два карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более чёткие. Малыш тоже может попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

6. Если ребёнок уже умеет писать, попросите его написать его имя одновременно обеими руками. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.

7. Ребёнку предлагают несколько коробков. Задание: «найди спичку в одной из коробочек». Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достаёт и т.д.).

8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

9.Чтобы выяснить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая - она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребёнку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги и т.д.). Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстеры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.п.

Если ребёнок нормально развивался, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, можно говорить о генетически закреплённой или «наследственной» леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в развитии нервной системы ребёнка отмечалась патология, скорее всего, у него «компенсаторная» леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребёнка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети, с генетически закреплённой леворукостью, могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с компенсаторным вариантом чаще всего имеют неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрирования внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

Леворукий ещё не левша

Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгим в определениях, это не совсем точно. Левшество,в отличие от леворукости,- это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу или глаз предпочитает человек. Стоит заметить, что абсолютно левшей- людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела,- очень мало.

Что делать, если ребёнка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребёнок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придётся смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-гокласса всё налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых). Но в ситуации, когда ребёнок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение её использовать может снять многие проблемы. Если ребёнка переучивали, он пользуется правой рукой, но ещё не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведёт к решению и предупреждению многих проблем. Стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда ещё и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Всё реже встречаются семьи, где ребёнка переучивают родители, однако нередко упорствуют бабушки и дедушки.

Я хочу, чтобы вы учли такой момент, он очень важный. У левшей в отличие от правшей не возникает «сам по себе» тот объём упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно жить и взаимодействовать в обществе. Поэтому, обучая левшу, следует дополнительно максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Помните, например, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

Полезный совет: чтобы научить ребёнка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Действительно, леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов музыкантов, художников, врачей, журналистов- левшей.

Во многих странах уже с начала ХХ века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь - ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. За рубежом - существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей: магазины, мебель, бытовая техника. Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная, всё обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своём игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правом полушарии мозга. До сих пор ещё существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребёнок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся всё более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье «Левша- это хорошо или плохо?» (журнал «Материнство») пишет: «В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малыша читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то всё в порядке, если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обеднённой. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди.

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих минусов можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга ребёнка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребёнка, но и его эмоциональным и физическим развитием. Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны, это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Литература :

В.А. Айрапетянц «Леворукость у детей и подростков».

В.А.Айрапетянц «Функциональная ассиметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей».

М.М. Безруких, М.Г.Князева «Если ваш ребёнок левша».

Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова «Функциональная ассиметрия человека», «Загадки левшей».

И.Макарьев «Если ваш ребёнок- левша».


В этой статье:

Леворукие дети - почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?

На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.

Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых - помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.

Кто такие левши?

Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей - они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша - это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

Главное - своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то
вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость - это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

Психические особенности левшей

Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны
контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.

Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.

Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.

Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!

Нужна ли левше помощь?

Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей - это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Причины леворукости

Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:

  • генетическая предрасположенность;
  • поражения левого полушария;
  • вынужденная или намеренная леворукость.

Итак, наиболее частая причина - это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.

Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.

В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.

Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.

И еще один вариант леворукости - с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из
двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.

Отсутствие межполушарного взаимодействия - единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.

Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.

Сравнительная характеристика левши и правши

На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.

Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.

Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не
такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.

Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.

Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.

Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы

Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету - навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:

  • медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
  • формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
  • путанию похожих по форме геометрических фигур;
  • неустойчивому почерку;
  • написанию букв в зеркальном отражении;
  • замедленному темпу письма.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.

Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в
особенностях функционирования полушарий мозга.

Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша.

Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.

Как помочь адаптироваться леворуким детям?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение - помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.

В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:

  • помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
  • не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
  • объяснять алгоритмы двигательных действий;
  • играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
  • позитивно относиться к особенности малыша.

В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша - это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.