Заточка опасной бритвы и уход за ней: хонингование. Руководство для новичков по покупке японских природных заточных камней Точильные камни для заточки бритв

Хонингование – это абразивная обработка с использованием хонинговальных головок - хонов, позволяющая получить поверхности с высоким квалитетом точности.

Если вы купили уже отхонингованную бритву, эта статья вряд ли вас заинтересует. Кроме того, важно помнить, что хорошо заточенная бритва в среднем служит 2-3 месяца, но бывает, что некоторые умудряются пользоваться и полгода, и год. Ключевой принцип хонингования лезвия бритвы - лезвие должно лежать на абразиве плашмя и перемещаться острым краем вперед. Это действительно просто. Но в тоже время очень сложно.

Хонингование - это не простая заточка ножей. Прежде всего, необходим специальный абразив. Тут минимум три варианта.

Во-первых, водяной камень - их применяют для заточки инструмента в деревообработке. Бывают искусственные и натуральные. Обычно они содержат окись алюминия, керамику и карбид кремния. Его стоит обильно смочить водой. Придерживая бритву большим и указательным пальцами, нужно водить бритвой вдоль по камню.

Лучше использовать большой камень, на который помещается все лезвие целиком (а лучше с запасом 5 см), иначе придется выдерживать правильный угол заточки вручную. Важно чтобы к камню прижимались и кончик лезвия и гребень («позвоночник») бритвы. Дойдя до края камня, переверните бритву и теперь прижмите ее другой стороной.

Теперь обратным движением перемещайте ее к себе. Один проход в каждом направлении. В итоге движение выглядит так: от себя, перевернуть, к себе. Полный круг это один цикл заточки. Самое главное в процессе заточки - при ничтожной силе нажатия сохранять контакт бритвы с абразивом. Особенно важно, чтобы сила нажатия была одинакова при проходах с обеих сторон бритвы - так кончик лезвия получится ровным. Если не хотите поцарапать гребень бритвы, то стоит заклеить его обычный изолентой.

Второй способ - это старомодные керамические хоны (оселки). Такие часто называют «стержнем мясника». Их можно попробовать купить на eBay или использовать алмазные отечественные. Они нежнее водяного камня и могут использовать для подводки лезвия. Можно точить насухую или смочить водой. Обычно такие оселки маленькие, но они дают превосходный результат.

Третий путь - мелкоабразивная крошка или наждачная бумага. Абразивы требуют частой замены, но зато обходятся довольно дешево.

Конечно, есть и комплексный «русский вариант»: сначала точить на мелкодисперсном камне для ножей, затем на поверхности из мельчайшей алмазной крошки, затем на ремень (от специального парикмахерского, до обычного офицерского) - нанести пасту (от пасты ГОИ, до дорогих импортных) и на гладкой поверхности ремня шлифовать до одурения.

Теперь о самом процессе. Как понять, когда заточка окончена? Для новичка это непросто. Сталь пластична, и довольно легко в процессе заточки получить зазубрины, изгиб кромки лезвия или даже изломы. Поэтому не стоит увлекаться процессом. Лучший подход - заточить, попробовать побриться, заточить еще.

Можно пробовать на волосах левого предплечья - они менее жесткие, чем на бороде. Если бритва идет ровно и не противится - она готова для бритья.

Для тех, кто подходит к процессу заточки как к научной работе - можно контролировать процесс заточки под микроскопом. Ручной микроскоп с 10-кратным увеличением стоит недорого, но к сожалению под ним трудно рассмотреть саму кромку лезвия. Микроскоп с 10..60-кратным увеличением, работающий на батарейках, дает лучший результат. Но на максимальном увеличении чересчур страдает качество. Идеальным вариантом будет профессиональный платформенный микроскоп с USB подключением к компьютеру. Но, конечно, самый лучший способ контроля степени заточки - просто почувствовать её.

Что делать, если лезвие переточено? Обычно в этом случае применяют обратное хонингование: по неподвижному лезвию водят бруском. Если бритва правильно и аккуратно заточена, то ей можно пользоваться несколько месяцев до следующей заточки.

Камни для заточки используются с зернистостью 320, 600, 1500, но заточки до бритвенной остроты не выходит.

Судя по камню в 1500 грит и отсутвию острой кромки предположу, что речь идет или о слишком сильном давлении на камень или что гриты китайские.

Если у вас китайские камни ADAEE или аналогичные, то их следует сравнивать с наждачной бумагой.

Т.е. Размер зерна у 320 - M45, 600 - M25, 1500 - M13.

Как показывает практика, то бритье начинается от M10-M7 на твердой связке и M7-M5 на средней. Есть конечно таланты, кто может и на M14 заставить, но на то они и таланты. Это речь о синтетиках.

Скажите что больше всего влияет на заточку до бритвенной остроты, что в этом деле самое ключевое?

Давление, давление и еще раз давление. Даже на самом тонком абразиве можно загнуть кромку.

Потому первое чему учимся это не передавливать и снимать заусенку. Второе, чаще переворачивать то что точите, не зря наши герои точилкостроительства столько убили времени на поворотные механизмы. Ну и третье подбор абразива. Если на JiS200 - P3000 - F800 клинок не бреет, регулируем давление. Ну и конечно все ваши камни должны быть выровнены.

Стоит ли покупать камень с мелкой зернистостью, например АСЕ 3000

На сколько понимаю идет речь о китайской "рубиновой" керамике? Если да, то стоит, даже сомнений нет. Это спеченый оксид алюминия. Абразив стоит очень дешево, если на али или ебее его поискать по словам "3000 ruby Sharpening" " , то он обойдется с доставкой до 200р, обязательно смотрите размеры, что бы были 150*20*5. Вся проблема будет его притереть, бруски чаще всего приходят кривыми. На свой первый я дня три потратил, правда притирал на простом речном песке. Сетку наносите маркером, карандаш тут не поможет. После выведения плоскости ее следует довести на порошке KK F600. В результате вы получите брусок который хватит вам и вашим детям, выработка у него минимальная, а сталь он грызет хорошо. Финишем его сложно назвать, скорее предфинишем. Однако кухню 50-55hrc я заканчиаю на нем, но если быть точным, то на втором, который притерт на порошке F1200. Работайте с ней на масле вазелиновом из аптеки, а лучше оливковом.

Паста - это личный выбор каждого. Не буду навязывать, но ГОИ если и нужна, то только бритвам, из нержи она выдирает куски, да и заполировывает огрехи. Оксид хрома заставляет металл "течь", как это делает яшма и байкалит, а на свободном зерне это не всегда хорошо. Если хочется пасту, то попробуйте оксид алюминия или железа на твердом притире (на той же "рубиновой" керамике), когда рука научится регулировать давление можно кожу или стропу, но лучше этим не злоупотреблять.

" стало очевидно, что для многих людей там слишком много информации. И хотя, приведенная в ней таблица зернистости точильных камней (гритности абразивов) , наверняка всем пригодится, перечисление основных понятий, используемых в заточке ножей, свойств абразивов и прочие подробности часто излишни. Возможно, прочтя столь всеобъемлющую статью, не каждый найдет ответ на простой вопрос: какая зернистость нужна для заточки его ножа? Поэтому попытаюсь кратко ответить, какой же зернистости нужны точильные камни для заточки ножа, в частности, кухонного, и как правильно выбрать камни для заточки.

Тип абразивного зерна в точильном камне

В связи с различными свойствами абразивов, для комфортной и быстрой заточки важно подобрать правильный тип абразива. Алмаз или кубический нитрид бора (эльбор), эффективно режут металл любой твердости. Они режут даже диоксид циркония, из которого делают керамические ножи. Поэтому алмазными и эльборовыми брусками можно точить ножи любого типа, а так же резцы металлорежущих станков и победитовые сверла. Очевидно, что такие точильные бруски обязательно должны быть в наличии, по крайней мере, для каких-то специфических целей (затупилось сверло, быстрее наточить его, чем отправиться в магазин за новым). Однако из-за чрезмерной остроты алмаза, сформированная алмазным бруском режущая кромка будет иметь отчетливую насечку, уменьшающую ее прочность. Соответственно, нож, заточенный алмазами, будет тупиться быстрее, чем тот же нож, заточенный до той же остроты, менее агрессивным абразивом. Поэтому, если вам придется точить не только керамические ножи и ножи из порошковых сталей, точить лучше чем-то другим.

Наиболее универсальным типом абразива является карбид кремния. Он хорошо справляется с твердыми сталями и не затупляется, понемногу скалываясь острыми гранями. Наиболее дешевым типом абразива является оксид алюминия (корунд), но при износе он округляется, теряя остроту.

Для того чтобы точить дешевыми абразивами без потери скорости, японцы делают камни из оксида алюминия на мягкой, не прочной связке. Абразивные зерна в них удерживаются слабо и быстро высыпаются, не успевая затупиться. Вместо изношенных зерен в работу быстро вступают новые, камень обновляется, не теряя эффективность...

Но и быстро стачиваясь

В итоге, не смотря на дешевизну абразива, заточка на мягких камнях из оксида алюминия может стать более дорогим удовольствием, чем заточка на брусках из карбида кремния.

Однако, если точить придется только кухонные нержавеющие ножи (которые имеют относительно невысокую твердость), удешевить процесс можно, используя не слишком мягкие точильные камни из оксида алюминия, например, российские, твердостью С, или европейские с твердостью M (английское).

Выбор твердости точильного камня

Поскольку при заточке ножа абразивный камень (брусок), тоже стачивается, для комфортной и быстрой заточки важно подобрать правильную твердость точильного камня. Мягкие камни работают быстрее, но и быстро изнашиваются. Чем выше твердость затачиваемого ножа и шире заточная фаска, тем больше потребность в быстром обновлении камня. Классические японские ножи делаются с односторонней заточкой и широкой фаской из весьма твердой стали. Именно для их заточки предназначены мягкие японские точильные камни. Для более мягких ножей европейского типа (в частности, дешевых серий Tramontina), лучше подойдут точильные камни на более твердой связке. При той же эффективности на данных ножах они будут меньше изнашиваться. Для европейских ножей из твердых сталей, не уступающих в твердости японцам, но имеющим узкую фаску, нужна средняя твердость связки.

Выбор твердости точильного бруска зачастую проблематичен из-за того, что производитель ее не указывает. В таком случае приходится либо искать отзывы тех, кто имеет опыт использования конкретных точильных камней (и надеяться, что эти люди компетентны в данном вопросе), либо подбирать нужный камень методом проб и ошибок.

Выбор точильного камня по типу смазывающе-охлаждающей жидкости

Кроме твердости связки и типа абразива нужно правильно подобрать точильный камень по типу смазывающе-охлаждающей жидкости (СОЖ). Водные камни работают быстрее, за счет выделяемой суспензии (взвеси воды и выкрашенного абразива). Однако быстро ржавеющие ножи, при использовании таких камней, могут покрыться ржавчиной прямо в процессе заточки. Этой проблемы не создают масляные камни. Но работают они медленнее (часто один и тот же камень можно использовать либо с водой, либо с маслом но, обычно, если камень начали использовать с маслом, он уже не будет работать с водой, как настоящий водник). Масляные камни получаются более универсальными. Если они еще и твердые как алюмокерамика, ими очень хорошо обрабатывать ножи из нержавеющих сталей (алюмокерамика наиболее эффективна именно для заточки нержавеющих ножей). Вследствие универсальности масляных камней может иметь смысл пожертвовать скоростью заточки в пользу универсальности и сокращению количества камней (имея масляные камни, можно не покупать комплект быстрых водников для заточки нержавейки, используя для любых ножей один и тот же набор).

Выбор зернистости точильного камня для заточки ножа

В целом, для кухонных ножей достаточно заканчивать заточку на камнях зернистостью 10 микрон (1500 грит по японской системе, 600 единиц по FEPA-F). Хотя классические японские ножи, имеющие очень малые углы заточки и сделанные из хрупких сталей, а потому, склонные к сколам, лучше доводить до 3000 грит (5 микрон, F1000). Ели точить японца более грубо, относительно крупные зубцы на режущей кромке, получаемые в результате заточки, будут сильнее цепляться, агрессивней пилить, но и быстрее выламываться, затупляя нож.

Для мягких европейских ножей, наоборот, заточка до 3000 грит будет излишней, поскольку кромка становится очень тонкой и на мягкой стали быстро заворачивается, как фольга, и выглаживается. Более крупные зубцы обладают большей стойкостью. Однако слишком крупные не дадут нужной остроты. Нужно найти золотую середину. Практика показала, что именно 1500 грит является хорошим результатом. Нож начинает резать помидоры под любым углом, даже по касательной. Так что, ни с какими продуктами проблем у него не возникает.

Разобравшись, на какой зернистости следует заканчивать заточку кухонного ножа, пора разобраться, с какой зернистости ее начинать.

Некоторые люди рекомендуют начинать заточку с наиболее грубых камней. В интернете много инструкций, утверждающих, что начинать заточку нужно с камня в 120 грит, или вроде того, постепенно переходя на более тонкозернистые камни. Однако этот способ хорош не столько для заточки, сколько для уничтожения ножа. Грубое зерно довольно быстро удаляет металл. Это хорошо, если нож настолько поврежден, что его нужно ремонтировать. Однако если он просто перестал хорошо резать офисную бумагу (тест по нарезке бумаги часто используется для проверки остроты), это еще не значит, что ему требуется грубая обдирка. Если нож уже когда-то был заточен и не имеет повреждений, точить его камнем грубее 240 грит (российский М63, FEPA-F230), не нужно, если вы не хотите, чтобы вскоре от ножа осталась только рукоять. Более того, даже 240 грит часто бывает излишне грубым. Хорошие кухонные ножи имеют тонкое сведение (толщина клинка перед началом заточной фаски), порядка полумиллиметра. Для того чтобы вернуть им нужную остроту, может быть достаточно сразу начать с камня 1500 грит.

Специально снял видео на эту тему, использовав для него нож и камень, характеристики которых общедоступны и многим известны.

Для классических японских ножей с их малыми углами и хрупкой сталью сами японцы рекомендуют зачинать заточку с 400 грит (российский М40, FEPA-F320), во избежание сколов. Но, поскольку японцы не ждут, пока нож станет крайне тупым, обычно они начинают подтачивать с 1000 грит (зернистость примерно между российскими М20 и М14, FEPA-F 400-500).

В общем, с камня какой зернистости начинать заточку – вопрос индивидуальный. Это зависит не только от степени затупления, но и от ширины фаски и хрупкости стали. Чем больше фаска и сильнее затупление, тем грубее должен быть стартовый камень, чтобы сократить временные затраты. Чем больше хрупкость ножа, тем "тоньше" должен быть стартовый камень, чтобы не возникло сколов.

В итоге, получается, что для заточки европейского кухонного ножа нужны камни зернистостью 240, 400, 800, 1500 грит. Для классического японского нужны 400, 800, 1500, 3000 грит. Сами японцы часто пользуются сокращенным набором, уменьшенным на 1 камень: 400, 1000, 3000. В итоге для камней нужно меньше места, весь набор несколько дешевеет, но заточка требует чуть больше времени. Для японского ножа европейского типа, выпущенного специально для Европы, в зависимости от конкретных моделей оптимальным вариантом может быть как набор 240-1500 грит, так и набор 400-3000 грит. Во многих случаях для них хорош набор 240, 400, 800, 1500, 3000 грит.

Из моих высказываний о достаточности 1500 или 3000 грит, становится непонятно, с какой целью выпускаются камни более тонкозернистые. Некоторые "учителя интернета", видимо, считая, что, раз камни существуют, то обязательно должны использоваться, настаивают, что точить кухонный нож нужно вплоть до камней 30 000 грит.

Но давайте разберемся, надо ли оно Вам, если даже фирмы, выпускающие эти камни, утверждают, что Вам это не нужно? Фирма Suehiro, выпускающая камни в 30 000 грит, утверждает, что выше 1500 для кухонного ножа не требуется. Ходзи Хаттори – президент компании Masahiro – в этом видео , имея в виду классические японские ножи, говорит, что заточка выше 3000 грит не требуется и для них.

Конечно, для микрохирургии, где приходится препарировать инфузорий, камни в 30 000 могут быть полезны. Для заточки бритв могут быть полезны камни в 15 000 грит. Но на ноже, стамеске или рубанке разницу между 15 000 и 8000 (в 2 раза меньшая зернистость) никто не заметит. Есть, конечно, люди, утверждающие, что замечают разницу между 8 000 и 15 000. Но, думаю, это у них результат самовнушения (если не сказать, обмана). Поскольку в теории, разница должна быть, им хочется верить, что они ее чувствуют.

Камень 8000 грит дает хорошее чистое зеркало. Такой камень нужен либо для декоративных целей, либо для придания максимальной остроты инструменту высокой твердости, работающему по твердым материалам (например, стамески). Ни по каким продуктам разницы между 3000 грит и 8000 грит человек не заметит. Соответственно, для кухонных ножей не требуются камни с гритностью выше 3000. Однако, если нож твердый, можно добавить ему еще небольшой запас остроты, проточив на камне 5000 - 6000 грит. Можно даже на 8 000 - 10 000. Но это, уже, не столько для остроты, сколько для декоративного эффекта. После 8 000 или 10 000 грит эффективность резания может упасть из-за заглаживания зубцов на режущей кромке. Некоторые люди, чтобы получить зеркальную фаску, но не потерять эффективность реза, после заточки на 8000, подтачивают на камне 5000 или 3000 грит, чуть увеличив угол заточки. Таким образом, основная часть фаски на ноже остается зеркальной, а у самой кромки появляются агрессивные зубцы. Все эти "танцы с бубнами", естественно, требуют много времени. А, кроме того, много денег, поскольку, чем выше зернистость камня, тем он дороже (больше накладных расходов на дробление, просеивание, предотвращение комкования, получение однородности и т. д.).

И теперь стоит задать себе вопрос, нужны ли точильные камни с гритностью выше 3000?

Если вы точите просто для того, чтобы резать – такие камни вам не нужны. Если вы получаете удовольствие от процесса, вам не жалко денег, и у вас иногда есть время на медитацию над процессом заточки – почему бы и нет? Для здоровья полезней потратить 400$ на точильный камень 30 000 грит, чем пропить.

Но прежде чем думать о покупке дорогих тонкозернистых камней, обзаведитесь основным набором от 240 до 3000 грит (возможно и 120 грит на случай поврежденного ножа). Со временем вам станет понятно, готовы ли вы тратить время на более тонкую заточку, или времени не хватает даже на тот набор, что уже есть в наличии.

Абразивные пасты при заточке ножей

Абразивные пасты на коже, войлоке и других материалах для заточки ножа не нужны. Назначение паст – полировка поверхности. Остроты они не добавляют. Часто даже зализывают зубцы, делая нож тупее. При тщательном контроле паста на твердой гладкой коже может компенсировать отсутствие тонкозернистого камня (порядка 8000 грит). Но эта замена не будет эффективна и оправдывается только при невозможности его приобрести. При наличии камня паста вообще для заточки не нужна. Только для полировки поверхности.

Иногда в интернете можно обнаружить ролики, в которых люди быстро правят ножи на коже с пастой и, там самым, возвращают им остроту. Но эта острота скоротечна, так как появляется, в основном, за счет вытягивания заусенца. Как только заусенец сминается (а это происходит очень быстро), она исчезает. А значит – точить на пасте смысла нет.

Часто можно видеть, как люди правят бритвы на коже...

Но, во-первых, они правят на коже без пасты, во-вторых, бритва – не нож. Для бритвы важно не иметь зубцов, чтобы она не вызывала раздражение. И правка на коже как раз заглаживает зубцы и удаляет остатки заусенца, делая бритву менее агрессивной. Заодно кожей "оттягивают" бритву, как молотком "оттягивают" косу. Но для ножа потеря агрессивности не нужна, как не нужна и оттяжка, так как оттянутый край становится тонким, как фольга и быстро сминается, затупляя нож.

Можно полировать нож пастой, по окончании заточки. Но резать он будет хуже, чем до пасты. Можно снимать заусенец об кожу после тонкозернистых камней. Но об кожу без пасты, и всего несколькими движениями, чтоб не переусердствовать, и не начать вытягивать металл. Но именно для заточки, паста не нужна. Только для придания большего блеска.

Какие конкретно точильные камни лучше выбрать для заточки?

Тут однозначного ответа нет, поскольку зависит от того, какие ножи точить. Если из недорогого, можно поискать российские бруски из оксида алюминия, а еще лучше, из карбида кремния (более универсальны), на 120-3000 грит. Потом можно сравнить с ценой китайских брусков Taidea и YJSHARP на Алиэкспресс. Указанными китайскими точильными камнями не пользовался, но видел много положительных отзывов о них. Судя по отзывам, китайские засаливаются меньше российских корундовых брусков. Свыше 3000 грит можно брать Taidea или YJSHARP, но лично я предпочитаю натуральные камни. Я не люблю замачивать кучу камней, а натуральные камни, как правило, не требуют предварительного замачивания.

Недорогие натуральные камни можно взять на Алиэкспресс.

Если цена значения не имеет, можно просто взять комплект Naniwa SuperStone и не гадать, что почём.

Для регулярного поддержания рабочей остроты нужен камень, ориентировочно на 1500-3000 грит. Он должен работать без замачивания, чтобы пользоваться им было так же удобно, как мусатом. Хорошо для этой цели подходит Spyderco Fine (порошком алмаза, карбида бора, оксида алюминия или, в крайнем случае, карбида кремния, ему нужно сбить глянец от шлифмашины), White Hard Arkansas (притертый примерно на 1500 грит), китайский "Красный рубин" и китайские сланцы на 2000-3000 грит.

Попытка заменить точильный камень мусатом не даст долгосрочного результата. После нескольких правок мусатом нож все равно придется нормально точить, начиная с относительно грубых камней. А при использовании точильного камня на 1500-3000 грит, фаска полностью прорабатывается, и более грубая заточка не потребуется.

< Правильная заточка ножей Какая зернистость нужна для заточки ножа?

Природные японские точильные камни, на японском языке тен-нен тойши, приобрели репутацию, лучших точильных камней в мире, для заточки режущих инструментов всех видов. В последние годы они стали особенно востребованы пользователями опасных бритв. Однако желающие приобрести тойши, столкнулись с разнообразием названий и отличием по цвету камней с одним и тем же названием, что привело к некоторому разочарованию и путанице.

Чувство неудовлетворённости такой ситуацией, привели меня к мысли написания словаря по терминологии связанной с японскими природными заточными камнями, а сейчас подвигли написать это руководство. За последние два года, я потратил много времени и кучу денег, изучая всё, что связано с японскими заточными камнями и полагаю, что это руководство может помочь многим, избежать тех ошибок, который допустил я.

Пожалуйста, не забывайте, что я сам новичок, есть ещё многое, что мне предстоит узнать самому.

Я надеюсь, что это руководство Вам поможет!

Руководство для новичков по покупке японских природных заточных камней

Первое и наверное, самое главное, помните, когда вы принимаете решение купить любой природный камень, и не только японский, единственная вещь, которая имеет значение, это свойства камня. Ни название камня, ни цвет, ни цена, значение не имеют. К сожалению, большинство покупателей не могут предварительно проверить свойства камня, прежде чем его купить. Далее, нужно найти продавца, который протестирует камень в работе, желательно, чтобы продавец разбирался и сам пользовался опасными бритвами. Вы можете смело покупать камень, если вас устраивает цена и вы доверяете результатам тестирования продавцом свойств камня.

Есть много факторов, от которых зависит цена на тойши.

1.Где добыт камень.

2. Размера камня и его форма.

3. Наличие включений (чистота).

4. «Особые» признаки.

5. Количество посредников.

Первое, где был добыт камень. В принципе, любой тойши добытый на горе Атаго, близ города Киото, будет стоить дорого, а тойши добытые на восточном склоне горы Атаго, будет стоить дороже, чем любые другие камни. Тойши добытые на западном склоне горы Атаго, или добытые в Такашима в префектуре Сига, будет стоить дешевле. Тойши добытые на восточном склоне горы Атаго действительно очень хорошие, такая ценовая закономерность сложилась в основном за счет высокого спроса на камни и репутации лучших камней.

Высокая репутация тойши добытых на восточном склоне горы Атаго вполне обоснована с точки зрения заточки бритв, по причинам геологического характера, поскольку восточные камни более твёрдые, а твердость камня очень важна при заточке бритв.

2. Второй фактор, который определяет цену тойши это размер. Тойши выпускают нескольких стандартных размеров.

1.Большой (OBAN) 250x100x35мм (самый большой размер)

2. Длинный (Shakucho) 218x78x35мм

3. Размер30 (30gata) 205x75x30мм

4. Размер 40 (40gata) 205x75x25мм

5. Размер 60 (60gata) 195x70x25мм

6. Размер 80 (80gata) 180x63x20мм

7. Бритвенный размер 136x82x20 мм

Конечно, чем больше тойши, тем он дороже. Есть также нестандартные камни не правильной, не прямоугольной формы. Крупные камни неправильной формы называются "генсеки", что значит необработанные или сырые камни. Такие камни иногда разрезают на более мелкие прямоугольники, а иногда оставляют как есть. "Генсеки" сравнительно дешевле, чем тойши стандартного прямоугольника, примерно одинакового по размеру, но не намного. Маленькие прямоугольные камни называют "коппа", они, как правило, имеют примерно одинаковую (или меньше) площадь поверхности, примерно такую же как камень бритвенного размера и как правило намного дешевле.

Для сравнения.

Цена на камень Накаяма Марука размера 40 может варьировать от 20 000 до 100 000 йен и выше. Камень Накаяма Марука стоимостью 20 000 йен будет отличатся, от такого же камня за 100 000 йен, например тем что на поверхности камня будут трещины или у камня будут сломанные углы, или мелкие включения. Однако тойши за 20 000 йен будет обладать такими же заточными качествами как тойши 100 000 йен. Цена на камень Накаяма Марука Коппа начнется от 6000 йен и такой тойши будет обладать такими же заточными свойствами как камень размера 40.

Третий фактор, который может существенно влияет на цену, и заточные качества, является наличие включений. Существуют два основных типа включений: линии, полосы их называют суджи, пятнышки, которые иногда называют "хари" или "иши", а иногда "суна-я" или песчаными глазками. В основном, это включения других минералов, твердость которых выше чем твердость остальной части камня. Камни называют «живыми», если такие включения находятся в той части камня, что при заточке их можно задеть бритвой, таких камней следует избегать. Камни называют «мертвыми» если включения находятся в той части камня, что при заточке их нельзя задеть бритвой, такие камни можно приобретать. Однако в обоих случаях наличие включений приводит к падению цены.

Четвёртый фактор особые признаки, которые могут влиять на цену камня это такие вещи, как цветовые вариации, особенно для таких камней как «карасу» или "нашиджи». Эти камни редки и высоко ценится, хотя, по общему мнению продавцов и пользователей тойши в Японии, цветовые оттенки не имеют никакого влияния на фактическое качество заточки.

И наконец, цена всегда увеличивается, в зависимости от количества посредников, поскольку каждый из них получает свою долю прибыли. Так что, чем дальше от Киото, тем камень будет стоить дороже. Это просто следует помнить.

Признаки бритвенного камня

В том случае, если вы имеете возможность лично выбрать камень, то прежде чем его купить, нужно обратить внимание на следующие признаки, это даст вам возможность выбрать лучший камень, не копаясь в сотнях предлагаемых Вам тойши. Итак, на что надо обратить внимание:

1.Твердость камня

2. Консистенция или текстура. Это ключевой признак

3. Отсутствие мелких включений

4. Обращайте внимание на наличие трещин

5.Забудьте названия камней

1. Для заточки бритв лучше приобретать более твёрдый камень, чем твёрже, тем лучше. По следующим причинам. Первая, в результате заточки бритвы, режущая кромка получается очень-очень тонкой и хрупкой. Чем мягче камень, тем больше собственной суспензии образуется на поверхности камня, свободные абразивные частички могут повредить тонкую режущую кромку. Бритва, конечно, будет брить, но режущая кромка будет не такой острой, какую вы хотели бы получить в итоге. Вторая причина в пользу более твердых камней, не имеет прямого отношения к заточке бритв - это износостойкость тойши. Твёрдый камень будет лучше держать рабочую плоскость и соответственно реже требует притирки поверхности. Это чисто практическое соображение.

Как протестировать камень на твёрдость? Для этого достаточно нанести на поверхность камня немного воды. Если вода остаётся на поверхности камня и не впитывается в течении достаточно длительного времени, то твёрдый камень. Если вода быстро впиталась, то это мягкий камень. Если слегка постучать по камню, например карандашом, то звук, издаваемый более твёрдым камнем будет более звонким, если камень мягкий, то звук будет соответственно более глухой.

2. Под «консистенцией» следует понимать «текстуру» камня, однородность твёрдости камня. Определить визуально или тактильно может быть затруднительно, но некоторые подсказки всё таки имеются. Первой подсказкой является цвет, если поверхность камня очень разноцветна, то вполне вероятно, что текстура камня неоднородна. Второй подсказкой является тест на «отражение». Если рабочая поверхность камня хорошо притёрта и отполирована, и смотреть на эту поверхность под определённым углом, поверхность будет блестеть или приобретёт высокую отражательную способность. Искажения в отражении указывают на участки поверхности камня с другой текстурой.

Следует избегать приобретения тойши на рабочей поверхности которых имеются большие участки не однородной текстуры, которая выражена в таких цветовых вариациях оттенков как, «яке» (коричневый, темно коричневый), «нашиджи» или «кан» (цветовые вариации в похожие на годичные кольца древесины). Наличие на рабочей плоскости камня небольших участков с иной текстурой это явление.

3. Это очевидно, если на рабочей поверхности камня есть большой участок включений, помимо абразива, то налицо серьёзный признак неоднородности. Хорошим правилом при оценке наличия включений является тест по бликам, что даёт возможность обнаружить на поверхности камня чёрные или тёмно-коричневые включения. Они отражают больше света, чем остальная часть камня. При заточке на таких участках работать нельзя. Особенно это касается «Судзи».

4. Обращайте внимание на наличие трещин. Иногда наличие трещин вполне допустимо, очень тонкие трещины ни на что не влияют. Но если вы видите трещины, идущие через всю рабочую плоскость тойши и на определённом участке они расширяются, то будьте очень осторожны. Треснутый тойши может быть использован, даже если он полностью раскололся, то его можно склеить, так что вопрос лишь в том, будут ли трещины мешать заточке или нет.

5. Забудьте названия камней. Серьёзно, забудьте все эти мудрёные названия тойши и выбирайте камень по совокупности признаков, за исключением, если по какой-то личной причине, Вы хотите приобрести камень с конкретным названием (что в целом совсем не плохо, я вполне это понимаю), просто взгляните на камень. Помимо общей бессмысленности имён, нет почти никакого способа удостовериться в их подлинности, разве что камень продаёт какой либо известный дистрибьютор камней («Иманиши», «Танака», «Kимура», «Хатекана» и т.д.). Мошенничество конечно же случается. Но не всегда отказывайтесь от сделки, может быть камень идеален для доводки, но если вы гонитесь конкретным названием, тогда необходима полная уверенность в подлинности камня.

Названия пластов: «Томае», «Aиса\гоуза», «Суита», «Хатимае» и т.д. Они могут оказать небольшую помощь в выборе камня - например, оселки из «Аиса» как правило, более твёрдые чем «Суита». «Суита», как правило, работают быстрее, чем другие слои со структурой «Су» и т.д. Но вероятность полной связи свойства камня с названием пласта очень низка, так что названия пластов мало чем помогают. Нужно запомнить, что камни пласта «Томае» весьма широко распространены и как бы являются «камнями по умолчанию». Если на камне нет штампа с названием пласта, это почти наверняка «Томае».

Несколько слов о цвете «киита», «асаги», «мизуиро» и прочее, это чистой воды эстетика и ничего кроме неё. Эстетика понятие психологическое, но на процесс заточки не влияет.

Примечание: Я ничего не сказал о размере зерна, иначе говоря, о гритности камней. Для природных заточных камней такая оценка не приемлема. В любом смысле слова, тойши нельзя отнести к «тонким» природным камням. Для большей информации, читайте статью «hows-it-going».

И в заключении. Анализируйте.

Если вы увидели подозрительно дешёвый камень, вспомните, все объективные причины падения цены - включения, небольшой размер, множество трещин и т.д. Некоторые дефекты не представляют проблему. Маленький камень, но на нём можно выполнить заточку, трещины можно заклеить, а некоторые включения можно удалить. Просто внимательно осмотрите товар и помните: если всё слишком хорошо, чтоб быть правдой, значит так оно и есть.

Нож сопровождает человека с раннего детства и до старости. Каждый из нас знает, что чаще всего рассекает руку именно тупое лезвие. Для этого клинку достаточно соскользнуть с поверхности.

Для того чтобы этого избежать, а также сделать процесс резки быстрым и комфортным ножи затачивают. Но для заточки ножей существует много разных приспособлений и методов, стоит рассмотреть их подробнее.

Заточка: принцип и варианты

Заточка лезвия представляет собой процесс снятия абразивом кромки по всей длине лезвия под определённым углом. Угол заточки зависит от твёрдости стали и задач, стоящих перед клинком. Так для бытовых кухонных и охотничьих ножей угол заточки составляет 30…35 градусов, охотничий нож со стойкостью к затуплению, затачивается под 40…45.

Несколько особняком стоят клинки, от которых требуется особая острота лезвия, обычно это поварские ножи или ножи для профессиональной обработки продуктов, в этом случае угол заточки составляет от 25 градусов.

Отдельно стоит рассмотреть углы заточки бритвы и хирургических инструментов, так как от них требуется острота лезвия. Для опасной бритвы угол заточки составляет 14…15, для хирургического инструмента от 12 до 25 градусов.

Заточка ножей производится двумя методами, вручную с помощью абразивных брусков или специальных приспособлений и механическим способом с применением заточного станка с вращающимся абразивным кругом.

Первый вариант требует наличия навыка, но в тоже время он легче в освоении и доступен всем. Для заточки используются абразивные бруски различных типов, распространены:

  • арканзасские, известные как новакулит;
  • японские водные камни;
  • алмазные бруски;
  • керамика.

Каждый вид камня обладает своими достоинствами и недостатками. Эти камни будут рассмотрены отдельно чуть ниже. Для быстрой заточки кухонных ножей часто применяют Ножеточки с фиксированным или переменным креплением абразивных плоскостей, заточка в которых производится при перемещении клинка между заточными поверхностями.

Механическая заточка на станке гораздо проще, менее затратна по времени, но требует постоянного контроля температуры и соблюдения правил техники безопасности.

Важно! При заточке на станке с абразивом из электрокорунда нужно контролировать температуру металла лезвия, при перегреве сталь лезвия может изменить свои физические свойства.

Основные виды точильного камня

В ходе эволюции человечества определились подходящие для заточки ножей материалы природного происхождения, хотя на истоке цивилизации заточку клинков доверяли даже обычному песчанику.

Сейчас же информация по обработке металла структурирована и отобраны камни, обладающие лучшие абразивными свойствами.

Придуманы и отработаны методы работы с ними. Кроме того, широко распространены синтетические материалы обладающие зачастую лучшими свойствами чем природные аналоги.

Арканзасские камни

Novacula - точильный камень для бритвы. Это плотная кремнистая порода из однородных кристаллов кварца. Добыча производится в карьерах, бруски из арканзасского камня имеют несколько степеней зернистости, отличаются отличной абразивной способностью, но в тоже время ввиду плотной структуры требуют применения при заточке масла.


Заточка «на-сухую» забьёт поры камня пылью и металлом, в результате чего камень выйдет из строя. Основной недостаток этих брусков это цена и неравномерность выработки при неправильной заточке клинка.

Японские водные камни

Природный камень родом из Японии, отличается высокой затачивающей способностью, но в тоже время достаточно сложный в применении. Заточка ножей на нем практически ритуал. В отличие от новакулита этот абразив более мягкий.

Заточка производится с применением воды. Сам процесс достаточно сложен и требует времени. Выпускаются камни зернистостью от 600 до 30 000 грит в японской классификации JIS, в то же время для суперфинишной обработки лезвия вполне хватает 10 000 грит.


Поэтому 30 000 уже избыточная зернистость для клинков бытового применения. Сам брусок перед работой нужно замочить в ёмкости с водой, после его пропитки извлечь и создать на его поверхности грязевую массу с помощью Нагуро, второго абразивного бруска в комплекте водного камня.

С помощью этой суспензии и производится заточка. Поверхность абразива быстро и неравномерно вырабатывается, по этой причине требуется периодическое восстановление её с помощью специальных брусков.

Синтетические камни

Алмазные бруски для заточки, синтетические материалы – электрокорунд, оксид хрома или алмазная крошка на силикатовом или керамическом связующем. Эти камни обладают равномерной структурой, разной (в зависимости от бруска) зернистостью и хорошими эксплуатационными характеристиками.


Стоимость таких камней обычно невысока, сами бруски доступны. Заточка может производиться как «на сухую», что не рекомендуется, так и с применением воды или масла.

Керамика

Эти материалы применяются для окончательной доводки лезвия, финишная или суперфинишная отделка. Зернистость этих материалов мала, но в тоже время они достаточно дёшевы и позволят сгладить царапины от обдирающего абразива или поправить нож с серрейторной заточкой.

Применение жидкости обязательно, так как поры в обожжённой керамики очень быстро забиваются, поверхность становится гладкой.

Широко распространены точильные камни различной формы, от стандартных брусков, работать с которыми лучше на устойчивой плоскости, до стержневых заточных камней, с помощью которых клинок подправляется на ходу.


Одно остаётся неизменным, не важно, какой брусок, и какой металл, но для качественной заточки обязательно используют смазку: воду или масло.

Правила заточки

Сначала нужно подготовить все необходимые материалы. Брусок для заточки, ёмкость с водой и бумажное полотенце или обычный лист бумаги. Пригодится и кусок ветоши.

Сразу же нужно и определится с углом заточки. Например, 35 градусов, это наиболее оптимальный угол для кухонного ножа или 40 для острого охотничьего.

Осмотрите камень, если на нем имеется корытце или значительная выработка то её следует выровнять, иначе заточка будет неравномерной.

Выравнивание камня производится другим бруском, некоторые типы брусков, такие как японские камни, имеют в комплекте специальные гребневые камни для восстановления поверхности.

Брусок устанавливают на ровной устойчивой поверхности, прекрасно подойдёт стол. Для минимизации скольжения под него кладётся ткань или резина. Можно зафиксировать его на столе и другим подручным способом. Поверхность бруска смачивается водой или машинным маслом.


Положение клинка регулируется подручными средствами, например, одев на тыльную часть лезвия зажим для бумаг или подложив монету. Если владелец ножа имеет крепкие нервы и острый глаз, то достаточно просто удерживать нож в нужном положении.

Нож размещается под углом в 40-45 градусов к осевой линии клинка, заточка производится поступательными движениями клинка от себя. Для высокого качества заточки стоит производить её в два приема.

Первый раз на крупнозернистом обдирочном бруске. Затем, на доводочном, мелкозернистом. Во время заточки необходимо периодически смачивать поверхность камня. Проверку после заточки проводят как визуально, осмотрев грани лезвия на просвет, острая часть лезвия равномерна по всей длине, не должна давать бликов.


Можно также построгать лист бумаги на весу. Заточенный нож режет ровно, без зацепов и отрывов бумаги. Срез листа ровный, без лохматости и надрывов. Если край бумаги разорван, доводку ножа надо повторить.

Заключение

Камней много, но каждый из них имеет свои особенности, и, так же как и нож, подбирается под руку. Бюджетны в эксплуатации синтетические камни. Стоят недорого и распространены широко.

Но в тоже время добиться мягкости заточки, можно только используя природный камень, который имеет свои особенности. Хороши в плане качества японские водные камни. Но их цена очень высока.


Кроме того заточка такими брусками долга и неудобна. К тому же требует настроения и навыка. Этого же нужно ждать и от арканзаса.

Отсюда и вывод, каждый камень подходит только под своего владельца, если на природе или подправить кухонный в перерыве между сериалом и чтением газеты, то лучше взять синтетику.

Она простит небольшие ошибки, да и качество заточки тут роли не играет. Но для остроты охотничьего или боевого ножа перед длительным выходом на природу стоит воспользоваться природными камнями.

После заточки нож острый, с гранями и формой близкими к идеальной. Если ножу отдать много времени и душевной теплоты, он Вас точно не подведет, в нужный момент.

Видео