Сценарий на день лицеиста выступление команды родителей. Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея материал (5 класс) на тему

В лицеисты посвящаются ученики 8-х классов

Действующие лица

Первый ученик
Второй ученик
Ведущий
Елизавета

Звучит школьная музыка.
Фанфары
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня в нашей школе большой праздник – День лицеиста!
И в сей знаменательный день мы рады приветствовать в стенах этого прекрасного храма науки его уважаемых создателей, его дорогих обитателей, его всегда желанных гостей.

Но в первую очередь мы обращаемся со словами приветствия к вам, ученики физико-математического 8 «А» и гуманитарного 8 «Б».
Вы, дорогие ребята, учитесь теперь в необычных классах. Поступая сюда, вы сдавали экзамены, а потом в течение полутора месяцев доказывали право обучаться по специальной программе. И вот сегодня для вас настал поистине торжественный день – День посвящения в лицеисты!

А.С. Пушкин так писал о своих лицейских годах: «В начале жизни школу помню я…». И как же её забыть, если здесь он провёл шесть необыкновенных лет, здесь развивался его поэтический талант, здесь, в лицее, обрёл он большую дружбу, познал радость первых творческих успехов. Первый пушкинский выпуск запомнился потомкам талантливыми людьми, а день открытия лицея – 19 октября – стал для многих днём доверия, искренности и понимания.

И нам так приятно сейчас, забыв о волнениях нашей неспокойной жизни, воскликнуть: «С праздником вас! С днём открытых сердец! С днём лицеиста!»

Хор старшеклассниц исполняет песню на мотив «Moskau» группы Чингиз-Хан

Проигрыш
Школа. Летний окончен бал.
Каждый об этом знал
И был готов.
Школа. Встретит вас лесом рук,
По коридорам звук
Наших шагов.
Школа. Всё о тебе сказать
Смогут сейчас глаза
Учеников.



Подтянись, если кто отстаёт!

Припев:

Школа, школа – это наша с вами жизнь!

Проигрыш

Школа! Ты ожидала нас.
Пробил заветный час дверь распахнуть.
Школа! Встанет к плечу плечом
Выпуск и новичок, и снова в путь!

И снова в класс, как в бой, и так за годом год,
Круговорот событий, жизни хоровод.
Опять забот, великих дел невпроворот.
Подтянись, если кто отстаёт!

Припев:
Школа, школа – всё, чем школа дорожит,
Классы все и этажи чистотой горят!
Школа, школа – это наша с вами жизнь!
Год учебный продержись, проживи не зря!

Школа, школа – это наша с вами жизнь!
Год учебный продержись, после допоём!
Школа, школа – остальное всё не в счёт,
Начинается отсчёт Первым сентябрём!

Первый ученик.
Родная школа! Ты не просто здание,
Ты для нас, как будто дом родной.
Ранним утром каждый день к свиданию
Тщательно готовимся с тобой!

Вечно молодая и красивая,
Ждёшь к себе друзей и детвору.
Не стареешь год от года ты,
Всё любимее становишься
Народу своему!

Наша школа – это храм науки,
Дом уюта, светлый огонёк,
Добрые учительские руки,
И заливистый, весёлый наш звонок!

Ведущий. Слово предоставляется директору нашей школы

Выступление директора.

Ведущий. Дорогие друзья! Несмотря на серьёзные преобразования, произошедшие в нашей жизни, история возвращает нас назад в далёкое прошлое, к дням зарождения праздника. Давайте же вспомним, как это было. Указ императрицы об учреждении лицея!

Звучат фанфары. Выходит императрица Елизавета.

Елизавета. Сиим указом Моё императорское Величество изволили распорядиться об открытии учебного заведения особого типа, дабы учить отроков грамотам да наукам.
Заведение сие впредь именовать лицеем, ибо создано оно на примере старых и славных традиций древнегреческих учебных заведений, именуемых ликеями. Отныне и навеки, лицей – это учебное заведение, призванное:
Обогащать разум лицеистов знаниями;
Освещать души ярким огнём любви к Отечеству;
Чтобы отроки учёные несли свет знаний во всия уголки Руси Великой;
Чтобы множилась и крепла мощь Отечества, подкрепляемая людьми учёными, науки постигшими.

По своду правил для лицеистов приказываю:
С прилежанием и трудолюбием постигать науки великие;
Не щадя живота своего учиться, впитывая все премудрости знаний всемирных;
Учиться и умножать славу лицея;
Чтобы отроки учёные, науки постигшие, были да и не хуже заморских;
Блюсти честь и достоинство своё – вести себя прилично, не сквернословить, не размалёвываться;
Забыть о делах амурных, пока не постигнете науки лицейские!
Того же, кто ослушается и не выполнит сие напутствие, бить нещадно! Не кормить! Лечить и учить трудом праведным – мести базарную площадь!
Исполнение указа возлагаю на наставников ваших. Да хранит вас Бог, господа!
За сим императрица Елизавета!

Под звуки фанфар императрица уходит.

Второй ученик.
Настал поистине чудесный праздник,
Которого давно мы ждали.
Сегодня лицеистов день,
И собрались мы в этом зале.

Улыбки расцвели вокруг,
И день теплей осенний стал,
Стал шире круг друзей, подруг
В районе нашем Тёплый Стан.

Так пусть он скорее настанет –
Праздник для вашей души,
И пусть сегодня будут вместе
И взрослые, и малыши!

Ведущий. Дорогие друзья! Нашу концертную программу открывают ученики 3-4 классов.

Ученики.
У нас сегодня праздник,
Сегодня лицеистов день,
И в зале очень много
Учителей, гостей.

Ещё мы только начали
Свой долгий школьный путь,
Но нам совсем не страшно –
Нисколечко, ничуть!

Ах, какие у нас лицеисты!
Можно ли их не любить?
Печали свои и тревоги
Привыкли мы с ними делить!

Сегодня в этот праздник
Молчать о вас нельзя!
Вы – товарищи наши,
Старшие наши друзья!

Желаем творческих удач,
Здоровья крепкого желаем,
От всей начальной школы вас
С Днём лицеиста поздравляем!
Ученики 3-4 классов исполняют школьный гимн.

Ведущий. Внимание, школа! Наступает торжественная минута.
Свою визитную карточку представляет 8 «А» класс. Встречайте!

Музыкальная заставка – выходит 8 «А» класс.

Вы посмотрите сейчас на нас!
Мы – ваш новый лицейский класс!

Все парни, как Шварценеггеры, сильны,
Девчонки все – красивы, статны…
Ещё не очень в школе знатны…
Лишь потому, что все скромны!

Как меч Фемиды, справедливы,
Как муравьи, трудолюбивы,
А главное, как ЭВМ, умны –
Такие вкратце мы.

И очень, очень любим
Точные науки!

Наше молодое поколенье
Выбирает нынче только знанья.
Если нам в пути вдруг станет трудно,
Мы приложим все свои старанья!
Нам теперь открыты все дороги,
И когда-нибудь в 9-ых иль 10-х
О нас скажут: «Вот в науке боги»,
Скажут: «Молодцы у нас ребята!»

Исполняют песню на мотив «Чему учат в школе»

1. Сочинения писать,
Иностранный изучать,
Математику и физику, конечно,
Умножать, делить, склонять – 2 раза
И культуру познавать –
Мы заданья будем выполнять прилежно.

И реакции писать,
И кислоты различать,
Фантазировать, играть на школьной сцене,
И историю любить, – 2 раза
И воспитанными быть
Научите, научите нас скорее!

Проигрыш

2. Путь на карте выбирать,
Звёзды в небе различать,
Петь, дружить, решать задачи и примеры,
Бегать, прыгать, не скучать – 2 раза
И пятёрки получать –
Мы же лицеисты новой, новой эры!

Пусть звончей звенит звонок,
Приглашая на урок.
Как нам нравится учиться в нашей школе!
Очень хочется сейчас
Побежать скорее в класс
И Андрюшенькам, и Леночкам, и Олям.

Ведущий. Сейчас свою визитную карточку нам представят учащиеся гуманитарного 8 «Б» класса! Прошу на сцену!

Музыкальная заставка

Мы просим в этот день и час
Вознаградить наши старания.
Нам очень хочется войти
В сверкающий храм знаний!

Здесь не только науки хотим постигнуть хотим,
Чтоб профессий начало узнать.
Здесь прекрасное, доброе, вечное
Мы хотим для себя постигать!

И увидите вы скоро,
Мы обещаем в этот час,
Что Достоевский или Пушкин
Возможно, будут среди нас!

И обещаем мы любить и уважать
Всех наших педагогов-асов,
Ни в чём и никогда не подводить
Родную школу и семью лицейских классов!!!

Исполняют песню на мотив «Круто ты попал»

Маленькие дети это поняли давно:
В нашей школе на уроке
Интересней, чем в кино.
Я домой иду весёлый, в дневнике высокий бал,
В лучший класс гуманитарный ты попал, и я попал.

На лицейскую программу
Четырёх нам хватит лет,
А когда закончим школу – ждёт нас университет.
В этом классе почему-то на учёбу я запал,
Мама мне сказала: «Круто, очень круто ты попал!»

Припев:
Круто мы попали все к вам,
Это нам
Каждый здесь учитель звезда,
И всегда

Иностранный, физкультура, МХК и ОБЖ,
Русский и литературу полюбили мы уже,
Здесь история России, информатика для нас,
Да какой вы не возьмите – все предметы высший класс!

Будем в классе мы учиться на 4 и на 5,
Обещаем не лениться и таланты развивать.
Заниматься всяким спортом, и на сцене выступать,
Петь солистом или хором, и, конечно, танцевать!

Припев:
Круто мы попали все к вам,
Это нам
Здесь помогут обрести свой талант!
Каждый здесь учитель звезда,
И всегда
Ярко светят эти звёздочки нам!
Вы – талант!

Ведущий. Внимание, школа! Наступает самая волнующая и торжественная минута – посвящение в лицеисты!
Ученики 8 «А» и 8 «Б» классов!
Пожалуйста, встаньте! Подтянитесь!
Все смотрите на меня!
Повторять готовы будьте
Клятвы вечные слова!

Пусть уроков много разных –
Все они не любят праздных,
Все они не любят лени.
Все предметы одолею.
Сдам экзамены, зачеты, –
Не боюсь такой работы,
И терпенья наберусь.
В этом я клянусь!
– Клянусь!
Знаю, этот путь нелегок,
И на нем соблазнов много.
Но себя не обмануть,
И учиться как-нибудь
Лицеисту будет стыдно,
И смешно, и несолидно.
Трудностей не побоюсь,
В этом я клянусь!
– Клянусь!
Знанья – путь к моей удаче,
И не может быть иначе.
Это я решаю твердо!
Это заявляю гордо!
Прочь сомнения и грусть!
Лицеистом быть клянусь!
– Клянусь!!!

Ведущий. Дорогие друзья! Вы произнесли торжественную клятву и отныне будете с полным правом носить звание лицеиста школы № —. А будет ли это звание высоким и почетным – зависит от вас самих. И пусть значок ученика лицейского физико-математического и лицейского гуманитарного класса станет символом знаний каждого из вас. Значки в студию!

Звучит школьная музыка.

Дорогие ребята! Сегодня, на самом старте нелёгкой, но интересной дистанции овладения усложнённой школьной программой, мы хотим пожелать вам от всей души настойчивости, терпения и трудолюбия.
Пусть не огорчат вас и не заставят сойти с дистанции никакие барьеры первых трудностей, которые обязательно будут. И если в вашем характере есть настойчивость и сильна ваша воля, то вы обязательно дойдете до цели.
И наградой вам будут обретенные глубокие знания.

Но знания у нас не только ценят. Их еще и оценивают строгие, но справедливые учителя, для которых сегодняшний праздник является новым стартом. Мы от всего сердца поздравляем вас, уважаемые педагоги, и желаем вам выдержки и терпения, бодрости и сил, хорошего настроения, прилежных и любознательных учеников. От имени коллектива преподавателей мы поздравляем и вас, наши старшие многоопытные лицеисты, и желаем вам с высоко поднятой головой до конца пройти этот нелёгкий, но очень интересный путь ученичества в любимой школе!

Подходит к концу наше сегодняшнее торжество. День лицеиста – замечательный праздник в новом учебном году. И этот праздник не последний. Но ждет нас куда больше будней. Так пусть каждый из этих будней станет для вас настоящим праздником, и каждый день будет Днём знаний. И на память о нашей сегодняшней встрече в исполнении хора старшеклассниц звучит песня!

Заключительная песня на мотив «Go west» гр. Пет Шоп Бойс. Исполняют старшеклассницы.

Проигрыш – 2 раза

Внезапно летний жар угас,
И снова ждёт лицейский класс,
Азартно, как в последний бой,
Учитель встретит нас с тобой.

Сегодня море добрых глаз,
Сегодня всё для нас и вас,
Сегодня радость новых встреч,
Сегодня он готов развлечь.

Октябрь – прозвенел звонок,
Октябрь – золотой листок,
Октябрь – закружил тебя,
Сегодня – к нам пришёл октябрь.

Прочтите тысячи мудрых книг,
Найдите чистый себе родник,
Сочтите звёзды во тьме небес,
Придите к нам, вы всё найдёте здесь.
На свете есть много разных школ,
Поверьте мне, я свою нашёл,
На ветер мы не бросаем слов,
Поверь и ты к учению готов!

Октябрь – прозвенел звонок,
Октябрь – золотой листок,
Октябрь – закружил тебя,
Сегодня – к нам пришёл октябрь!

Октябрь – прозвенел звонок,
Октябрь – золотой листок,
Октябрь – закружил тебя,
Сегодня – к нам пришёл октябрь

Осипова Г.Ю., учитель средней школы № 865 г. Москвы

Вконтакте

«Лицейское братство – через всю жизнь!»

Сценарий праздника ко Дню лицея (19.10.09)
Фанфары
Нам бы жить, как воны дни,

Нам жить легко и смело,

Не испытывать предела

Для несчастья и любви,

И подобно лицеистам

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня!
Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать всех собравшихся на праздничной линейке «Лицейское братство – через всю жизнь!», посвященной Дню лицея.

Звучит гимн России

У всего на свете есть начало,

Свой отчет, свой выход, свой исток –

16 лет промчались очень быстро,

Словно миг!

Звенит, звенит звонок!

Сегодня мы отмечаем 16-ую годовщину образования Заволжского лицея, но история нашего общеобразовательного учреждения уходит в далекое прошлое.

^ Свиридов «Время, вперед!»

Фон - Музыка «Сиртаки»

Инсценировка

Аристотель с учениками прогуливаются по парку

Аристотель. Готовы ли вы, юные друзья мои, продолжить прерванный вчера диалог со мной?

Аристарх. Мы всегда готовы внимать твоему слову, почтенный Аристотель. Ведь ты не только передаешь нам свои знания, но и позволяешь спорить с собой, а это льстит каждому из нас, и мы впитываем твою мудрость, как губка живительную влагу.

Аристотель. Это так, Аристарх. Уж кто-кто, а ты всегда готов оспорить мои суждения. Скажи-ка, юный мыслитель, каким ты видишь будущее лицея? Науки?

Аристарх. Мне кажется, учитель, что лицеи будут созданы повсюду, и подобно тебе, в них будут учить философии.

Аристотель. Я понял тебя, Аристарх. Ты рассуждаешь как теоретик. А что по этому поводу думает златокудрый Эней – любимец юных афинянок?

Эней. Теория, философия хороша, когда объясняешь происшедшее с нами и вокруг нас или то, что может произойти и почему. Но мне ближе другая цель познания.

Аристотель. Интересно, какая?

Эней. Практическая. Я собираюсь стать торговцем. Без глубоких знаний невозможно прибыльно вести дело.

Аристотель. Тебя, несомненно, ожидает успех. Но печально мне, что знания тебе нужны лишь для того, чтобы получать прибыль. О, боги, вот одно из доказательств, что золотой век уходит. Как мы можем доверить этому поколению традиции?

Аристарх. Ты речь, Аристотель, украсил. Но сдается мне все-таки, не обессудь, что те не прав, не веря в будущее лицея.

Уходят

Ведущий. Слово «лицей» очень древнее. Так две тысячи лет назад называлась афинская академия, основанная великим Аристотелем, которая одновременно была и школой тела (греки придавали большое значение красоте тела и поэтому обучали юношей борьбе, гимнастике, верховой езде), и школой мысли. Обучение различным наукам было большей частью устным: в лицее учились, прогуливаясь по прекрасному зданию и не менее прекрасной роще и беседуя. (Рафаэль «Афинская школа»)

^ Свиридов «Время, вперед!»

Фон – Музыка Чайковского

Танцуют две пары.

В костюме государственного служащего выходит юноша, зачитывает

«Наставление воспитанникам».

Куницын . «Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина…Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями»…

Уходят

Ведущий. 19 октября 1811 года по велению императора Александра Первого недалеко от Санкт-Петербурга был открыт Царскосельский лицей, призванный дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. В это учебное заведение был зачислен и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин.

Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «Лучшего в учебе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущего идеалами служения России и своему народу.

Первый пушкинский выпуск запомнился потомкам талантливыми воспитанниками, а день открытия лицея стал для многих праздником - Днем доверия, искренности, верности высоким идеалам, верности дружбе.

^ Фон – Музыка Чайковского

Инсценировка

К столику подходит Пушкин, присаживается, пишет гусиным. Откладывает перо, читает стихотворение «19 октября».

Пушкин . Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа, не разделим и вечен! –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина:

Отечество нам Царское село.
Ведущий . Знаменитые, известные каждому пушкинские строки. Поэт напишет их 19 октября 1825 года в Михайловской ссылке, в глуши, в полном одиночестве, за 300 верст от Петербурга. Но он знает, что там, вдали, обязательно соберется круг его лицейских товарищей, чтобы отметить 14-й День рождения лицея.

Музыка Свиридова «Время, вперед!»

Ведущий. Решением коллегии управления образования администрации Ивановской области, решением Малого Совета Заволжского районного Совета народных депутатов № 49 от 30.08.1993 01.09.1993г . на базе Заволжской средней школы №1 открыт провинциальный лицей общеобразовательного типа.

Лицей – это учебное заведение нового типа, обеспечивающее качественное обучение учащихся по программам повышенного уровня, создающее оптимальные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития учащихся, формирование высокоинтеллектуальной личности, способной к самоопределению и саморазвитию и ранней профессиональной подготовки школьников.

Первый выпуск лицейского класса был осуществлен в 2002 году. Он ознаменовался десятью медалями золотого и серебряного достоинства, доказав тем самым преимущество лицейской системы обучения.

Прошу всех встать. На внос флага лицея смирно!

^ Вносится флаг лицея. Звучит гимн лицея.

Прошу всех сесть.

Сегодня Заволжский лицей - ведущее общеобразовательное учреждение района. Его деятельность признана на самом высоком уровне. В 2008 году решением Департамента образования Ивановской области образовательное учреждение определено Базовой школой района.

Престиж лицея определяется многими показателями. Администрация и педагогический коллектив принимают активное участие в реализации Концепции модернизации образования.

Но главная гордость лицея – ученики.

Золотые и серебряные медалисты

Лучшие по результатам ЕГЭ

Победители и призеры районных и областных олимпиад

Стипендиаты премий Губернатора и Главы администрации Заволжского муниципального района

Победители и призеры интеллектуальных конкурсов разных уровней

Лауреаты и дипломанты творческих конкурсов разных уровней

Победители и призеры конкурсов лидеров детских общественных объединений и членов активов школьного самоуправления

Призеры военно-спортивных игр

Чемпионы спортивных соревнований разных видов

Активисты детских общественных организаций лицея и школьного самоуправления

В лицее созданы все условия для гармоничного развития личности каждого ученика. Разные виды деятельности формируют у учащихся интеллектуальные и творческие способности. Так растет ученик, так развивается его личность, осуществляются заветные мечты.

^ Звучит песня о лицее (О.Газманов «Москва»). На экране – презентация

Славный день у великой страны.

Отсвет в небе златых куполов.

Лицеисты, России сыны,

Вы – наследники славы отцов!

Легендарных героев дела

Чтоб родная Отчизна цвела,

Вам без устали надо творить!

^ Припев:

Лицей – счастливые года!

Лицей, мы молоды всегда!

Тебя, наступят времена,

Прославят наши имена.

Здесь познали вы тайны наук,

Тайны неба, земли и морей!

И пускай расширяется круг

Обретенных здесь верных друзей.

Вы росли, становились умней,

И дорога к свершеньям манит.

Лицеисты, на этой земле

Много славных вам дел предстоит!

На сцену приглашаются победители интеллектуального марафона «Парад наук» - Мамаев Николай, Гаганова Оксана, Смирнова Елена, Питенина Любовь, Пикалов Максим, Беликова Полина, Кинарева Дарья. Мамаев Николай и Смирнова Елена по итогам интеллектуального марафона удостоены звания «Эрудит – 2009».

На сцену приглашаются победители Дня интеллектуального общения и творческого сотрудничества – Дня самоуправления: Шапина Ольга, Казакова Ксения, Любимова Александра, Седова Алина, Иванова Евгения, Морозова Анна, Петров Сергей.

Не случайно, именно сегодня, в День лицея, этим ребятам вручаются награды: дипломы, грамоты, памятные подарки.

^ Чествование учащихся

Их слава – это слава лицея. Торжественный туш и аплодисменты в ваш адрес, ребята.

Звучит туш

Приветственный адрес директора лицея.

Проходите в зал.

^ Фон - музыка

Ответное слово лицеистов


Сияли синие мундиры

И красные воротники

Под Солнцем Северной Пальмиры

В лицей стеклись ученики.
День торжества октябрьской сини

Был днем рождения друзей…

Надеждой, будущим России

Куницын видел тот лицей.
Там были Пущин, Кюхельбекер

И Пушкин с Дельвигом – квартет,

Где место дружеской опеке

И шалостям лицейских лет.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» -

Там от восторга Пушкин восклицает,

И пунш в его руках играет,

И слышится приятный шепот муз…

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Да есть преемственность традиций!..

Другой октябрь, и день иной,

И новый пушкинский Куницын

Глядит на лицеистов строй.
Но цель – величие России –

Все та же. Юные сердца

Приложат максимум усилий

Быть лицеистом до конца.
И с каждой новой годовщиной

Крепить союз ума и рук.

Лицей – подножие вершины,

Республика – союз наук.
Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Мы восклицаем так же, как поэты.

Ведут нас по дороге девять муз,

А мы гордимся все дорогой этой.

^ ЛИЦЕИСТ –

Л – любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!

И – интеллект!

Ц – целеустремленность!

Е – еще уважение к старшим, родителям, учителям!

И – интеллигентность, интерес ко всему новому!

С – стремление быть первым, старательность!

Т – талант, творческий поиск!

Все: ЛИЦЕИСТ

Уходят
Фон

Ведущий. Выпускники Царскосельского лицея прославили не только свое имя, но и Лицей, и Россию. Несмотря на эпохи, разделяющие нас, между пушкинскими лицеистами и нами есть чувство родства.

«Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями», - учил профессор Куницын своих воспитанников – лицеистов. И сегодня, в начале нового тысячелетия Россия как никогда нуждается в умных, честных и энергичных гражданах. Помните: любовь к славе и Отечеству должны быть и вашими руководителями.

Любите школу, ваш второй дом, берегите ее традиции, приумножайте ее славу.

Любите школьных друзей, помните: друзья даются один раз. Свято берегите лицейскую дружбу и пронесите ее через всю жизнь.

Помните, что ученье – главный труд лицеиста. Не унижайте себя бездельем. Среди людей чести всегда ценятся ум, образованность, интеллигентность.

Фанфары

Сегодня мы принимаем в нашу семью новое поколение. Наступает торжественная минута принятия клятвы.

Прошу учащихся первых, 8-в, 10-го классов повторять за мной.

Вступая в ряды лицейского братства, клятву даем:

Дорожить честью лицеиста

Клянемся!

Крепить лицейское братство

Клянемся!

Любить науки и лицей

Клянемся!

Стремиться к идеалам добра и справедливости

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Друзья! Дадим друг другу руки,

И вместе двинемся вперед.

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет!
Для исполнения Гимна лицея прошу всех встать.

^ Исполняется Гимн лицея


Сколько лет колыбелью наук

Школа первая гордо звалась,

В веке нашем история

Новым витком началась, началась.

Каждый год, каждый день, каждый час

Мы к открытиям новым идем

И лицею Заволжскому громкие гимны поем, мы поем.
^ Припев. Сколько в мире загадок и тайн,

Маяками к себе нас зовут,

Лицеисты, прославив себя и страну,

Всем загадкам ответы найдут.
Здесь в себя мы поверили вдруг

И ценить научились друзей,

Здесь познали мы тайны наук,

Тайны неба, земли морей.

В этих стенах, как в Царском селе,

Дух великих открытий царит

Лицеисты, на нашей Заволжской земле

Много дел славных нам предстоит.

На этом праздничная линейка «Лицейское братство – через всю жизнь!», посвященная Дню лицея, объявляется закрытой.

Звучит гимн России

Сценарий Дня лицеиста.

2 ведущий: В этот день в Царскосельском Лицее состоялся первый выпуск. Торжества не было. Расставание было грустным.

Лицеист: Энгельгардт (директор Лицея) подарил нам чугунные кольца – знак крепости нашей дружбы. И будут называть нас чугунники.

Лицеисты (поют гимн): Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны.

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас.

1 ведущий: 203 года назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.

2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи – съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На торжестве должен был присутствовать Александр I .

1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важнейшим частям службы государственной».

2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и дипломы.

Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами, братством, дружбой.

Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».

1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.

    Подъем по звонку в 6 часов.

    От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.

    В 9 – чай с белой булкой.

    Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.

    От 10 до 12 – класс.

    С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.

    Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.

    В половине 9 звонок к ужину.

    После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.

    По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.

    В 10 часов – вечерняя молитва, сон.

2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера-комнаты. В номер 14 поселился Пушкин. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.

1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

    Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля

    Антон Дельвиг – Тося

    Михаил Яковлев – Буффон

    Иван Малиновский – Казак

    Александр Горчаков – Князь

    Константин Данзас – Медведь

    Иван Пущин – Большой Жанно

    Федор Матюшкин – Матюшко

    Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.

Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Лицеист: Не пропускаются дни рождения.

2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.

Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)

И я затеяли выпить гоголю-моголю.

Пущин: Я достал рому, добыли яиц.

Малиновский: Натолкли сахару.

Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.

Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты.

Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы.

Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению.

1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.

Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4-го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего в старший возраст.

Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли середины.

Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.

Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»

Лицеист: Учиться еще два года.

Лицеист: Май 1817 года. «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея.

Лицеист: 17 дней, 15 экзаменов.

Лицеист: 9 июня 1817 года был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен.

1 ведущий: Нет, они не кончили Лицея. Кончались лекции, кончалось царскосельское время пробуждения на заре, блуждения с неотвязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался. Не мог кончаться… Не кончался. Вот и все.

2 ведущий: Класс как класс… Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Пушкин: В начале жизни школу помню я

Там нас, детей беспечных, было много,

Неровная и резвая семья…

Представление лицеистов (читают ведущие)

1 ведущий: 19 октября 1836 года собрались господа лицеисты в доме у Яковлева и пировали.

Лицеист: Собрались все в половине пятого часа, разошлись в половине десятого.

2 ведущий: Скотобратцы разошлись, пожелав доброго пути воспитаннику императорского Лицея Александру Пушкину – французу.

Пушкин: Усердно помолившись богу,

Лицею прокричав УРА!

Прощайте, братцы, мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

Сценарий праздника-чествования

«Аллея звезд лицея№4 »

Цели: .Пропаганда работы, достижений лицея за ….. учебный год в форме творческого отчета.

    Поощрение учащихся и их родителей, которые вносят наибольший вклад в повышение престижа лицея.

Подготовительные работы:

Оформление выставки достижений и работ учащихся в фойе, размещение информации о лицее (баннеры, буклеты, проспекты)

    Оформление сцены и зала, шары.

    Подготовка наградного материала

    Техническое, музыкальное сопровождение мероприятия

    Сценарий праздника

    Фотограф

    Регистрация гостей

Сценарий праздника Начало:

Темный зал, проекция на экран слайда «Лицей окнами в космос»

Есть необычайная страна,

Её на карте не найдешь:

Она не каждому видна… Эта страна- лицей№4! (В луче света появляется Фея, она идет через зал на сцену со словами):

Человек как звезда рождается

С редь неясной туманной млечности

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности

Поколениями создается

Век за веком Земля нетленная

Человек, как звезда, рождается

Чтобы ярче стала вселенная!

Занавес открывается, на заднем плане - звездное небо с планетами. (фея исчезает)

Выходят ведущие - юноша и девушка.

Ю : А кто такой человек-звезда?

Д : Я думаю, Человек-звезда – это человек, добившийся значительных успехов, ставший известным, загоревшийся на небосклоне своими достижениями, освещающий другим людям путь надежды на собственный успех.

Ю : А как ты думаешь в нашем лицее есть такие люди?

Д: Конечно, на нашем небосклоне сегодня зажгутся новые звезды, ведь сегодня необычный день для всех, кто собрался в этом зале. Через несколько минут на сцену выйдут те, кто в этом году смог добиться успехов в области спорта, учебы, науки и творчества, а также те, кто внес свой вклад в развитие и престижа лицея.

Ю: Мы рады сейчас приветствовать вас всех на празднике « Аллея звезд лицея 2015». Право открыть мероприятие предоставляется директору лицея уважаемому Ринату Фазыльяновичу Ильясову. ( Речь директора ) Д: Праздник «Аллея звезд лицея- 2015» считается открытым! ( звучит гимн все встают ) Д : На нашем празднике сегодня присутствуют гости- начальник отдела образования ………………………

Поприветствуем их и предоставим слово. Ю : Для наших гостей сегодня выступают обладатели конкурса «Жемчужины Башкортостана» фольклорная студия «Мирас» Ю.А. - В галактике мы сегодня открыли новое созвездие - «Созвездие -25 й ». Это десятки звезд. Одни светят ярче, другие дольше. Есть те, которые мы увидим через 5-10 лет, а есть те, которые ярко светят уже сейчас. Это победители и призеры олимпиад, конкурсов и соревнований Всероссийского, регионального уровня. Приглашаем на сцену нашу легендарную команду баскетболисток «Шторм». Обладатели золоых медалей в
Первых Всемирных играх юных соотечественников - Международные спортивные соревнования среди детей соотечественников, проживающих за рубежом, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
победителей школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет»в Приволжском федеральном округе,участников -призеров суперфинала 8 Всероссийского чемпионата ШБЛ «КЭС-Баскет» в г. Ульяновске . Приглашаем на сцену призера Первенства Российского студенческого спортивного союза по боксу «Герои России» Алибаева Романа, ученика 9 б класса.

Маркелов Руслан, ученик 1в класса принял участие в Первенстве России по русским шашкам в г. Костроме и вошел в 10 лучших игроков.Приглашаем призеров региональной олимпиады по ИКБ Сафиуллину Зульхизу, ученицу 9а класса и ученицу 8в класса Юлбарисову Лию. Приглашаем на сцену призера региональной технической олимпиады Султанова Роберта, ученика 11а класса. С большим удовольствием приглашаем победителя конкурса «Отходам вторую жизнь», ученицу 8а класса Искужину Алию и призера этого же конкурса Сафину Аделю, ученицу 5б класса. Приглашаем обладателей Гран- при регионального фольклорного конкурса «Жемчужины Башкортостана» фольклорную студию «Мирас», команду в составе Ахметова Газиза, Губайдуллина Азамата, Рахматуллина Раиля,Мамбетовой Динары-победителей регионального конкурса юных сказителей эпоса «Урал батыр».Мы рады также приветствовать призеров республиканского конкурса «Безопасное колесо» Галина Вадима, Хасанова Ильдара,Ярмухаметову Лиану,учеников 6б класса. Давай те им от души поаплодируем, молодцы! Вы, безусловно, достойны наград и они ваши.

Для награждения на сцену приглашается заместителя директора по учебной части – ( награждение)

Ю : Для наших гостей сегодня выступают обладатели Гран при регионального фольклорного конкурса «Жемчужины Башкортостана» фольклорная студия «Мирас» Д: – Кто воздвигает тебя к небесам? Ю: – Только сам. Д:- Кто низвергает тебя с высоты? Ю: – Только ты. Д: – Где куются ключи к твоей счастливой судьбе? Ю: – Лишь в тебе. Д: – Чем расплатишься ты за победный бой? Ю: – Лишь собой

Д: Для вручения наград победителям в номинации «Победители» На сцену приглашается руководитель школьного научного общества «Интеграл» -.

( награждение победителей олимпиад и конкурсов Ю: На сцене ансамбль «Капелька»,призеры зонального конкурса юных дарований «Весенняя капель» Д:

Да здравствует разум!

Пусть славятся знанья,

Как солнце пылают вдали!

Ю: Пусть мрак неученья

Охватят терзанья,

Огонь интеллекта – ты вечно гори!

Д : Пусть эти слова станут вашим девизом на всю вашу жизнь! И

для награждения в номинации «Интеллектуальная радуга» слово предоставляется ответственному координатору проведения и организации Всероссийских конкурсов в школе – интернате -Буряниной Юлии Александровне

( награждение за победы в конкурсах ) Ю: А для вас, уважаемые зрители выступает обладатель Гран-при телевизионного конкурса «Баик» Раиль Рахматуллин. Д: - Зажгите свет в зале!- закричал зритель.- Мне страшно! Ю : - Не верю! Д: -Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, -это уже театр. Ю: Внимание на экран, а на сцену для награждения в номинации «Маска» мы приглашаем руководителя театрального объединения «Балаган» -Касиненко Наталья Борисовна. (награждение театральных групп) Д :

концертный номер
Ю :Быть впереди, сказать и сделать,

Д : Служить идее, мыслить смело,

Ю : Суметь ответственность всю взять

Д : И школьной жизни помогать,

Ю : Для каждого стать интересней,

Д : Стать лидером в своем созвездии!

Ю : Мы продолжаем церемонии награждения и представляем пятую номинацию «Лидеры»

Д: На сцену приглашается педагог-организатор Лискович Юлия Васильевна.

(награждение за общественную деятельность)

Номер

Д : Сегодня для вас выступают финалисты областных и Российских конкурсов по спортивным - бальным танцам г. Братска, Иркутска, Усть- Илимска- Титова Таисия и Смирнов Владислав.

Ю: Мы в мире музыки живем

И каждый день в душе поем.

Д : А если голос позволяет,

то песня сердце согревает!

Для церемонии награждения в номинации «Серебряные голоса» приглашается руководитель вокально – инструментального объединения «Домисолька»- Король Наталья Анатольевна

( награждение вокалисто в)

Д: На сцене лауреат Всероссийских конкурсов городов Красноярска и Новосибирска Досонцева Диана с песней « Адажио »

Ю : О, спорт, ты- мир!

О, спорт, ты- жизнь!

Путь к долголетию, здоровью!

Спортсменом быть всегда престиж!

Д : А на сцену для награждения в номинации «Олимпиец» приглашается учитель физической культуры- Мартыненко В.И.

( Награждение спортсменов )

Ю: Для вас поет квартет юношей 7-9 классов, призеры городских конкурсов и фестивалей. Песня «Березы»

Ю.А : А как не вспомнить тут о танцах?

Они- и спорт, и вид искусства,

Движенье, музыка и чувства!

Ю : Для награждения в номинации «Хрустальный башмачок» приглашается руководитель хореографического объединения «Стиль»- Илларионова Ирина Михайловна.

(Награждение талантливых исполнителей )

Ю: Приветствуем старшую группу девушек хореографического объединения «Стиль» с композицией «Вертолет» Ю.А: Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем

Кто ж тогда увидит свет?
Ю: Мы продолжаем нашу церемонию и для награждения в номинации «Читатели года» приглашается библиотекарь школы- Акулич Екатерина Викторовна.

(награждение читателей )

Ю: Для вас поют выпускницы – Калмынина Рада, Дятлова Алена и Слободчикова Анна.
Д: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. (Дмитрий Шостакович)

Ю: С музыкальной композицией приветствуем ансамбль кураистов,победителей районного конкурса кураистов на приз им.Карима Диярова
Ю.А: Познай себя – это интересно!

Ю: Сотвори себя – это необходимо!

Ю.А: Утверждай себя – это возможно!

Ю: Прояви себя - это реально!

Ю.А: Мы переходим к следующей номинации «Золотые руки». И на сцену приглашаем руководителя творческого объединения «Удивительный мир кожи руководителя объединения «.

(награждение мастеров )

Ю: А на сцене
Ю.А. И мы продолжаем нашу церемонию награждения и на сцену приглашается руководитель творческого объединения «Радуга» - Федорова Анжелика Владимировна, номинация «Волшебная кисть»

(награждение художников)

Ю: Для вас поет конкурсантка городских и районных

Д: Если дочь растёт другим на радость,
Умница, спортсменка и артистка,
Значит, это мама постаралась -
И наставницей была и другом близким.
Ю:

Если сын повсюду первый,

Звезды с неба запросто хватает-

Это все родительские нервы

Небеса к нему пододвигают!

Ю:

Вот они - ненаглядные чада:
мальчики Ваши и Ваши девчата,
деточки Ваши, кровиночки Ваши.
Нет их дороже, ближе и краше.

Д: Сколько бессонных ночей и денёчков
отдано для дочерей и сыночков!
Сколько нелёгких и долгих годов
отдано для дочерей и сынов!

Ю : На сцену приглашается директор школы Ивановскас Т.Н. и зам директора по воспитательной работе – Александрова В.И. (награждение родителей )
Д: Уважаемые родители для вас танцует

Ю : На нашем празднике собрали

Мы гордость школы, школьный свет!

А как, скажите, вы б назвали тех,

Кто достиг уж нескольких побед?
Д: Тех, кто не просто ходит в школу,

А учит, мыслит и творит?

И кто научные основы-

Престиж России сохранит?

Ю: Мы подошли к самому главному и ответственному моменту – последней номинации «Ученик года -2015»

Право награждения предоставляется директору лицея,почетному работнику образования РФ Ринату Фазыльяновичу Ильясову.
Д:

На сцене младшая группа хореографического объединения «Стиль», встречаем -«Калинка»

Ю:Можно учиться лишь для себя,

Выйти на сцену, театр не любя,

Можно в команде лениво играть,

Но ты привык побеждать!

Д: За честь школы ты побеждал,

За честь школы талантом блистал,

Ты снова был лучше всех!

Ю: Олимпиада, конкурс, турнир.

И тобой восхищается МИР.

Ты стал лучшим, выиграв бой.

Школа гордится тобой
Д: Учитель был рядом, учитель рад:

Тобою заслужены горы наград –

На полках сверкают кубки, призы.

В душе и сердце – призыв:

Ю: За честь школы! Полный вперёд!

Упорство к цели высокой ведёт.

И в честь школы - азарт и успех.

Мы верим в тебя больше всех!

Д: И мы приглашаем подняться на сцену учителей и руководителей всех сегодняшних номинантов,

всех кто получил награды!

Появляется Фея:

- Вот и зажглись в очередной раз звёзды на нашем небосклоне. У нас получилась удивительная гирлянда ослепительных звёзд, Сияние от наших звёзд распространяется на весь зал.

Значит кто-то хочет, чтобы они были! У вас есть возможность в течение года стать «звездой», чтобы и вас заметили!

Я верю, что наша аллея звезд лицея перерастет в цветущий сад России (Исполняется песня, проносят флаги, в честь победителей зажигается фейерверк, зал встает)

Фея: Мы прощаемся с вами совсем не надолго, до следующего учебного года и верим, что в следующем учебном году количество звезд возрастет вдвое! До свидания « Аллея звезд 2015»!

Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”,


Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…” ,
посвящённого 200-ей годовщине образования Царскосельского Лицея.
Ход вечера.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит мелодия Вивальди)
Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке жили эти одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы, треуголки… Разве мы, современники космических ракет, телевидения и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как мечтаете вы? Разве они не вглядывались в прошлое, чтобы узнать о своих предках, как делаем это сегодня мы?
Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
Ведущий 2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.
(звучит вальс Шопена)
(Лицеисты выходят по одному, зажигают свечу, представляют своего героя, ставят свечу, садятся на стулья, поставленные полукругом лицом к зрителям)
Ученик 1: Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.
Ученик 2: Князь Александр Горчаков, 13 лет, по прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.
Ученик 3: Вильгельм Карлович Кюхельбекер.14 лет. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.
Ученик 4: Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком 14 лет. Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.
Ученик 5: Пущин Иван Иванович. 13 лет. Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
Ученик 6: Дельвиг Антон.13 лет. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…
Ученик 7: Пушкин Александр. 11 лет. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
(просмотр видеофрагмента)
Ведущий 1: Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.
Ведущий 2: Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья в Екатеринском Дворце удивительной красоты, который сиял голубой отделкой и позолотой. (просмотр иллюстраций)
Ведущая 1: К этому дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.
Ведущая 2: В этот Лицей в Царское Село привёз Александра его дядя Василий Львович(видеофрагмент об этом)
Ведущий 2: Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали. Экзамен состоялся летом.
Ученик 5: Кажется Пущин не был из робкого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже немного смущавшегося – Александра Пушкина. По сходству фамилий (Пущин – Пушкин) он запомнился лучше. Да и спальни их оказались рядом: у Пущина №13, у Пушкина №14. Они сильно подружились и стали неразлучными друзьями. Позже Пушкин о нём написал такие строки:
ЧТЕЦ 1:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ученик 7. Потом за лето и осень они попривыкли друг к другу, к новому месту, поэтому уже не так было страшно 19 октября во дворце на открытии Лицея, когда присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, и было много гостей.
Больше всего запомнилась речь профессора Куницына, которая покорила ребят. Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Или
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл дворец царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын…
Ученик 1: А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке.(работа с интерактивной моделью) Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.
Ученик 2: Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Были и гимнастика, и фехтование, и танцы - всё, чтобы воспитать широкообразованных людей.
Ведущая 2: Да, по Фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.
Ученик 3: Немало уроков, но немало и забав. Не пропускались их дни рождения. Проводились различные соревнования. А первой же зимой состоялся бал с иллюминацией. Ещё запомнились литературные собрания на квартире у их гувернёра Чирикова и забавные случаи: как однажды Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах: «Блеснул на западе румяный царь природы…» Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание к стихотворению:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать
Ученик 7: Особенно любили мальчишки прозвища придумывать. У Пушкина их было много: Стрекоза, Сверчок, Искра, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный.
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте.
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

СЦЕНКА
Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.
Чтец 1: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Чтец 2: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.
Чтец 3: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.
Чтец 4: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН: Я не умею.
КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.
ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт.
Ведущая 1: Хорошо, что в Лицее были отменены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущая 2:
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 2:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя, Катенька Бакунина:
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день?
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»?
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:
Корсаков, прошу вас, пожалуйста, исполните Ваш романс!
Николай Корсаков поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием!
(Звучит музыка - «Вальса» Г.В.Свиридова. Пушкин и Бакунина танцуют.)
Ученик 5. В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов, а также пригласили известнейшего в то время поэта Державина. Одно из испытаний – прочесть стихотворение собственного сочинения. Когда Державин услышал Пушкина, читающего своё стихотворение, он встрепенулся и со вниманием слушал молодого таланта. Закончив чтение, Пушкин убежал из зала…Державин был восхищен, он требовал привести этого курчавого мальчишку, чтобы обнять его, Александра долго искали, но так и не нашли. А после экзамена Державин сказал, что в этом юном отроке зреет подлинный поэт, «второй Державин».
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.
Г.Р.ДЕРЖАВИН:
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима. Пушкин убегает в сад.
Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, –
д р у ж б а. Её ставят на первое место.
Ученик 6: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:
ВСЕ ПОЮТ:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…
Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея.
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
ЧТЕЦ 2:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье
А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”
Ученик 7: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)
Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.
Ученик 6: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
copyright - http://сайт

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

Ученик 7: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.
ЧТЕЦ 3:
Лицей
Парк и пруд, купола и дворец,
Вспоминается юный певец,
Он любил красоту лебедей
И родной Царскосельский Лицей.
Возносились под ветви дубов
Кружева поэтических слов,
Дева урну разбивши грустит,
Муза Пушкина здесь говорит.

ЧТЕЦ 4:
Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущённый,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком,
То пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Ученик 2: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.
ЧТЕЦ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Поётся песня Юлия Кима «19 октября».
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаём
Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь.
Всё бы жить, как в оны дни -
Всё бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.
Но судьба своё возмёт,
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит, -
Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель -
Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Царскосельский Лицей!
Голубые озера,
Зелень тёмная елей,
Белоствольных берез,
Привезла я привет
Касмалинского бора
И сосны-сибирячки
Капли пламенных слез

Царскосельский Лицей!
Ты доступен народу:
И ребятам, и взрослым,
И седым старикам.
Ты народ вдохновил
На святую свободу,
Сердцем дал прикоснуться
К дорогим родникам.

Царскосельский Лицей!
Все здесь дышит любовью:
Каждый кустик, травинка,
Поднебесная ткань.
Здесь Всевышний скрепил
Дружбу юношей кровью
И простер над тобой
Покровительства длань.

Царскосельский Лицей!
Здесь в трудах ежечасных
Гений Пушкина вырос,
Сам собой возмужал.
И в тот памятный день
На экзаменах гласных
Голосок его звонкий
От волненья дрожал.

Царскосельский Лицей!
Русской славы обитель.
Колыбель пушкинистов,
Колыбель юных снов.
Ты бессмертен в веках,
Наш надежный учитель,
Соль поэзии русской
Как основа основ!