Феликс сохин - поэт, который учил детей говорить. Основные положения психолого-педагогической теории Ф.А

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.А. СОХИНА

В январе 1988 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Феликса Алексеевича Сохина, известного исследователя в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Окончив в 1951 г. психологическое отделение философского факультета МГУ и в 1954 г. аспирантуру при кафедре психологии, он защитил подготовленную под руководством С.Л. Рубинштейна кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. В 1951- 57 гг. работал преподавателем на кафедре психологии Московского пединститута иностранных языков, в 1957-61 гг.- младшим научным сотрудником сектора психологии

Института философии АН СССР. С апреля 1961 г. работает в Институте дошкольного воспитания АПН СССР: старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а затем - лабораторией развития речи.

В течение многих лет научно-педагогическая деятельность Ф.А. Сохина связана с журналом «Вопросы психологии»: в 1956- 60 гг. он был штатным и нештатным редактором, в 1960-62 гг.- членом редколлегии, в 1962-70 гг.- заместителем главного редактора, в 1971-81 гг.- членом редакционного совета. И в настоящее время он, выполняя поручения редакции, рецензирует и редактирует статьи по вопросам речевого и познавательного развития детей.

С 1971 г. Ф.А. Сохин - председатель дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР, с 1980 г.- член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».

В лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, которой Ф.А. Сохин руководит с 1972 г., проводятся исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Исследования, стремящиеся в теоретическом анализе и в эксперименте органически сочетать педагогический, психологический и лингвистический аспекты, включают три взаимосвязанных направления: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном и многонациональном детских садах (группа Е.И. Негневицкой); сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников (группа Э.И. Леонгард). В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи; при этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи.

Более 10 лет лаборатория развития речи проводит исследования совместно с Отделом дошкольного воспитания АПН ГДР; опубликован коллективный сборник (1987).

Под руководством Ф.А. Сохина выполнены и защищены десять кандидатских диссертаций по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.).

На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в детском саду, что реализовано в созданной Институтом дошкольного воспитания «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984). Опубликованы методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» (под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. 1984; опубликовано также на Кубе в переводе на испанский язык), система занятий по развитию речи старших дошкольников (5-6 лет); готовится к печати система занятий с детьми младшего и среднего возраста. Опубликованы «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982), методическое пособие к ней (1985. Под ред. Ф.А. Сохина и Е.И. Негневицкой).

Под редакцией Ф.А. Сохина (совместно с В.И. Ядэшко) подготовлено учебное пособие «Дошкольная педагогика» (2-е изд. 1986), опубликованное в переводах в ряде союзных республик страны, в Болгарии, ГДР.

Ф.А. Сохин награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения СССР», Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Редакция журнала «Вопросы психологии», коллеги и сотрудники Феликса Алексеевича Сохина сердечно поздравляют его с юбилеем, желают ему дальнейших творческих успехов.

Школа Ф.А. Сохина - уникальное явление в психолого-педагогической науке. Заслуга Ф.А. Сохина и его школы в том, что методика развития речи и обучения дошкольника родному языку перешла на качественно новый уровень.

Ф.А. Сохин обосновал психологическую природу речевых задач. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Благодаря Ф.А Сохину, выросла целая методическая школа, которая занималась (и теперь занимается) методикой обучения родному языку и развития речи дошкольников. Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе". Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста.

В работах Ф.А.Сохина утверждалось, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладении языком. Центральными задачами такого обучения являются - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, в результате чего у детей возникает интерес к родному языку, обеспечивается творческий характер речи, проявляется тенденция к её саморазвитию. Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом для дальнейших исследований, выполненных его учениками и последователями: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.И. Максаковым и др.

Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке, Ф.А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Результаты исследований, проведенных Ф.А.Сохиным, и его учениками, можно назвать новой ступенью научного освоения системы обучения языку и развития речи в отечественной дошкольной педагогике.

До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Считалось, что решается эта задача в процессе обогащения словаря и овладения связной речью. И только, когда в 1950-е года появились статьи, посвященные проблеме формирования у дошкольников грамматической правильности речи (причем это были публикации из опыта работы воспитателей), на неё обращают внимание специалисты в области дошкольного воспитания, которые раскрывают задачи, содержание и методику обучения данной проблемы. Работа А.Н Гвоздева "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка", явилась фундаментом, на котором была построена эта методика, позволив понять, как ребенок усваивает грамматические категории. Этот раздел в школе Ф.А. Сохина представлен работами М.С. Лаврик, А.Г. Тамбовцевой, Е.А. Федеравичене, изучающими проблемы формирования языковых обобщений в морфологии, словообразовании, синтаксисе.

С именем Ф.А. Сохина связано преодоление двух подходов к пониманию развития речи: инстинктивистского, или интуитивистского и формалистского. Хотя они, на первый взгляд - противоположны, в основе каждого из них - идея подражания речевым образцам взрослого, в первом случае - стихийного, во втором - организованного. Именно понятие языкового обобщения снимает в себе эту оппозицию, выводя проблему совсем в иную плоскость.

В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 – 1992) – ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические,

психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

7.Задачи развития речи детей дошкольного возраста, исходя из ФГОС дошкольного образования

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

Основные задачи по развитию речи детей:

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);



2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

Ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

Ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

Организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Феликс Алексеевич Сохин (1928-1989) известный ис­следователь в области развития речи детей дошкольного воз­раста.

Исследования, проводимые под руководством Ф. А. Со­хина, были направлены на разработку теории усвоения язы­ка в дошкольном детстве, они органически сочетали в теоре­тическом анализе и эксперименте педагогический, психоло­гический и лингвистический аспекты.

На основе результатов проведенных им исследований су­щественно переработано программное содержание развития речи в разных возрастных группах детского сада. Методиче­ское пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф. А. Сохина издавалось три раза (общим ти­ражом 1 млн. экз). Эта книга вместе с «Умственным воспита­нием детей дошкольного возраста» (под ред. Ф. А. Сохина и Н. Н. Поддъякова) и «Методикой обучения русскому языку в национальном детском саду» (под ред. Ф. А. Сохина и Е. И. Негневицкой) получили в свое время (1988 г.) первую премию Академии педагогических наук СССР.

Под редакцией Ф. А. Сохина (совместно с В. И. Ядэшко) подготовлено и учебное пособие «Дошкольная педагогика», опубликованное в ряде стран. Всего Ф. А. Сохиным опубли­ковано свыше ста научных и научно-методических работ, многие из них переведены на иностранные языки.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф. А. Со­хин посвятил изучению развития детской речи, поискам пу­тей эффективного руководства этим развитием в дошколь­ном возрасте. Еще будучи студентом, он написал дипломную работу, посвященную формированию грамматического строя речи детей, которая показала, что в науку пришел тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проб­лемы развития детской речи.

В дальнейшем Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речево­го развития ребенка. Он горячо отстаивал самостоятельное значение этого развития, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказатель­ности его работ, развитие речи было выделено в особый раз­дел «Программы воспитания и обучения в детском саду», а в Институте дошкольного воспитания была организована специальная лаборатория развития речи, которую он воз­главлял с момента создания и до конца своей жизни.

В работах Ф. А. Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Эти работы убедительно показы­вают, что в основе развития речи лежит активный, творче­ский процесс овладения языком, формирования речевой де­ятельности.



Даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой инте­рес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысло­вую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, по­степенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходи­мо проводить специальное обучение, направленное на овла­дение языком. Центральные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы ис­следований, выполненных под его руководством в Институ­те дошкольного воспитания АПН СССР.

В исследованиях достаточно четко выделены три основ­ных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы язы­ка - фонетического, лексического, грамматического); фун­кциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (форми­рование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).



Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Э. А. Федеравичене, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) установле­но, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при усло­вии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставле­нию разных вариантов речевых единиц, их изменению и об­разованию.

Так, работа над словарем оказывает подлинное развива­ющее воздействие, если она не ограничивается его расшире­нием, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловы­ми отношениями слов (синонимия, антонимия).

В вопросах совершенствования грамматического строя речи был осуществлен выход за пределы бытующего в методике узкого подхода, состоящего в том, что в качестве основ­ной задачи выступает преодоление разнообразных грамма­тических ошибок в речи детей. Основой совершенствования грамматического строя стало формирование языковых обоб­щений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит актив­ное усвоение средств и способов словообразования. При этом дети осваивают как способы образования слов от одно­го корня, имеющих разную структуру, так и способы образо­вания слов от разных корней, имеющих одинаковую струк­туру. Перед детьми открывается смысл формально-семанти­ческих отношений (зависимость значения слова от его структурных особенностей). И если сначала словообразова­ние носит в значительной мере характер свободного слово­творчества, создания «собственных» слов, отсутствующих в языке, то впоследствии дети овладевают обобщенными спо­собами словообразования и видоизменяют слова в соответ­ствии с языковыми нормами.

Наряду с этим важно и обучение использованию в выска­зываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся в пассивной речи детей при слу­шании и понимании взрослых.

В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виногра­дова) авторы стремились найти более четкие критерии связ­ности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. п. В качестве основных показателей связности было при­нято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание (текст), ведет от диалога между взрос­лым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руково­дящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. В про­цессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказыва­ния, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается эле­мент планирования. Это дает возможность двинуться даль­ше - к обучению планированию и составлению самостояте­льного рассказа. Но наиболее высокие требования к связной речи представляет переход к «письменному» изложению мыс­ли, когда ребенок диктует, а взрослый записывает.

Если в исследованиях первого и второго направления обобщение и осознание языковых явлений выступает только как одно из условий успешного усвоения элементов лекси­ки, грамматики, связного высказывания, то исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Тума­кова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у де­тей первоначальные лингвистические представления, пони­мание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, что осознание звуко­вого состава слова и словесного состава предложения подво­дят детей к порогу овладения грамотой и главное - заклады­вают основы нового отношения к языку, сознательного опе­рирования им, что является важной предпосылкой успеш­ного школьного обучения.

Методика «Живые слова», разработанная Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой, широко используется при ознакомлении детей со смысловой стороной предложения, порядком слов, интонационным оформлением высказывания.

Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке Ф. А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Он считал, что вопро­сы обучения дошкольников второму языку должны осущест­вляться в тесной связи с обучением родному языку, что обес­печит взаимообогащение развития речи на родном и втором языке.

В целом, исследования, проводившиеся под руковод­ством Ф. А. Сохина, не только подтвердили справедли­вость намеченной им линии развития детской речи, но и показали, что ее реализация в педагогических разработках приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умствен­ном развитии дошкольников. У детей формируется высо­кая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повыша­ется точность речи, ее выразительность. Дошкольники на­чинают уместно употреблять средства художественной вы­разительности в собственном словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). Вместе с тем, уточне­ние средств формирования и выражения мысли становит­ся важным стимулом развития высших речевых форм мышления ребенка.

Коллеги, ученики, последователи Ф. А. Сохина продол­жают исследования проблемы развития речи в разных на­правлениях под руководством О. С. Ушаковой: развитие связной монологической речи (Я. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Р. X. Гасанова, Л. Г. Шадрина), работа над се­мантическим компонентом детской речи (А. А. Смага, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева), развитие словесного творчества и его взаимосвязь с разными видами художест­венной деятельности (Ле Тхи Ань Туэт, Р. П. Боша, Н. В. Гаериш, Е. В. Савушкина, Г. А. Куршева, Л. В. Танина), воспита­ние культуры речевого общения в семье (Л/. В. Ильяшенко), особенности вербализации эмоциональных представлений (Н. В. Соловьева).

Результаты исследований, проведенных Ф. А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, широко используются в практике работы детских садов нашей страны.

Подготовленные ими книги и пособия служат учебным материалом для студентов дошкольных факультетов педаго­гических институтов и университетов, педагогических кол­леджей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.

На основе проведенных исследований в лаборатории подготовлены программа развития речи дошкольников и це­лый ряд методических пособий для всех возрастных групп

детского сада.

Сотрудниками Ф. А. Сохина получены данные, кото­рые показывают, что выпускники детских садов, прошед­шие обучение по методике, разработанной в лаборатории, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разрабо­танной методики поставила вопрос о возможности (и не­обходимости) ее совершенствования. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема диагностики речевого развития детей, а также проблема развития словесно­го творчества в разных видах художественной деятельно­сти дошкольников.

Феликс Алексеевич был необыкновенно добрым, чутким человеком. Он пользовался огромным уважением и любовью со стороны всех, кто когда-либо общался и работал с ним. Твердо отстаивая свои научные убеждения, он вместе с тем всегда был готов понять и учесть точку зрения другого. Наделенный незаурядными литературными способностями, гонким и мягким юмором, Феликс Алексеевич поражал окружающих своими блестящими шуточными стихами и шифрограммами, был истинной душой коллектива, в котором работал. Его отличали высочайшая ответственность, готов­ность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, взять на себя любую дополнительную работу.

Подготовив к печати сборник избранных работ Ф. А. Со­хина, его коллеги и ученики надеются, что он найдет широ­кий круг читателей: педагогов, психологов, лингвистов, пре­подавателей методики развития речи, студентов педуниверситетов и педколледжей, работников дошкольно-образова­тельных учреждений.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Развитие речевого слуха.
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над развитием речевого дыхания.
Работа над голосом.
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Работа над дикцией.
Работа над орфоэпией.
Работа над темпом речи.
Работа над интонационной выразительностью.
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет.
Примерный практический материал.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.
Примерный практический материал.

Планирование работы по звуковой культуре речи.
Занятия по звуковой культуре речи.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия.
Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий.
Формирование словаря.
Связная речь.
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Пересказ литературных произведений.
Рассказывание по картине.
Рассказывание по игрушке.
Рассказы детей из опыта.
Творческие рассказы.
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Вторая младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.
Подготовительная к школе группа.
Ознакомление с предложением.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Ознакомление со слоговым строением слова.
Ознакомление со звуковым строением слова.
Речь воспитателя.
Требования к звуковой стороне речи.
Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.
Работа над собственной речью.
Устранение недостатков произнесения звуков.
Речевое дыхание.
Работа над дикцией.
Орфоэпия.
Интонационная выразительность.
Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.
Планирование работы воспитателя.
Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе.
Вопросы для выборочного анализа календарных планов воспитателей (по развитию речи).


Скачать