К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.А. СОХИНА
В январе 1988 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Феликса Алексеевича Сохина, известного исследователя в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.
Окончив в 1951 г. психологическое отделение философского факультета МГУ и в 1954 г. аспирантуру при кафедре психологии, он защитил подготовленную под руководством С.Л. Рубинштейна кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. В 1951- 57 гг. работал преподавателем на кафедре психологии Московского пединститута иностранных языков, в 1957-61 гг.- младшим научным сотрудником сектора психологии
Института философии АН СССР. С апреля 1961 г. работает в Институте дошкольного воспитания АПН СССР: старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а затем - лабораторией развития речи.
В течение многих лет научно-педагогическая деятельность Ф.А. Сохина связана с журналом «Вопросы психологии»: в 1956- 60 гг. он был штатным и нештатным редактором, в 1960-62 гг.- членом редколлегии, в 1962-70 гг.- заместителем главного редактора, в 1971-81 гг.- членом редакционного совета. И в настоящее время он, выполняя поручения редакции, рецензирует и редактирует статьи по вопросам речевого и познавательного развития детей.
С 1971 г. Ф.А. Сохин - председатель дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР, с 1980 г.- член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».
В лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, которой Ф.А. Сохин руководит с 1972 г., проводятся исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Исследования, стремящиеся в теоретическом анализе и в эксперименте органически сочетать педагогический, психологический и лингвистический аспекты, включают три взаимосвязанных направления: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном и многонациональном детских садах (группа Е.И. Негневицкой); сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников (группа Э.И. Леонгард). В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи; при этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи.
Более 10 лет лаборатория развития речи проводит исследования совместно с Отделом дошкольного воспитания АПН ГДР; опубликован коллективный сборник (1987).
Под руководством Ф.А. Сохина выполнены и защищены десять кандидатских диссертаций по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.).
На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в детском саду, что реализовано в созданной Институтом дошкольного воспитания «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984). Опубликованы методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» (под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. 1984; опубликовано также на Кубе в переводе на испанский язык), система занятий по развитию речи старших дошкольников (5-6 лет); готовится к печати система занятий с детьми младшего и среднего возраста. Опубликованы «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982), методическое пособие к ней (1985. Под ред. Ф.А. Сохина и Е.И. Негневицкой).
Под редакцией Ф.А. Сохина (совместно с В.И. Ядэшко) подготовлено учебное пособие «Дошкольная педагогика» (2-е изд. 1986), опубликованное в переводах в ряде союзных республик страны, в Болгарии, ГДР.
Ф.А. Сохин награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения СССР», Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Редакция журнала «Вопросы психологии», коллеги и сотрудники Феликса Алексеевича Сохина сердечно поздравляют его с юбилеем, желают ему дальнейших творческих успехов.
Школа Ф.А. Сохина - уникальное явление в психолого-педагогической науке. Заслуга Ф.А. Сохина и его школы в том, что методика развития речи и обучения дошкольника родному языку перешла на качественно новый уровень.
Ф.А. Сохин обосновал психологическую природу речевых задач. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.
Благодаря Ф.А Сохину, выросла целая методическая школа, которая занималась (и теперь занимается) методикой обучения родному языку и развития речи дошкольников. Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе". Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста.
В работах Ф.А.Сохина утверждалось, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладении языком. Центральными задачами такого обучения являются - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, в результате чего у детей возникает интерес к родному языку, обеспечивается творческий характер речи, проявляется тенденция к её саморазвитию. Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом для дальнейших исследований, выполненных его учениками и последователями: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.И. Максаковым и др.
Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке, Ф.А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Результаты исследований, проведенных Ф.А.Сохиным, и его учениками, можно назвать новой ступенью научного освоения системы обучения языку и развития речи в отечественной дошкольной педагогике.
До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Считалось, что решается эта задача в процессе обогащения словаря и овладения связной речью. И только, когда в 1950-е года появились статьи, посвященные проблеме формирования у дошкольников грамматической правильности речи (причем это были публикации из опыта работы воспитателей), на неё обращают внимание специалисты в области дошкольного воспитания, которые раскрывают задачи, содержание и методику обучения данной проблемы. Работа А.Н Гвоздева "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка", явилась фундаментом, на котором была построена эта методика, позволив понять, как ребенок усваивает грамматические категории. Этот раздел в школе Ф.А. Сохина представлен работами М.С. Лаврик, А.Г. Тамбовцевой, Е.А. Федеравичене, изучающими проблемы формирования языковых обобщений в морфологии, словообразовании, синтаксисе.
С именем Ф.А. Сохина связано преодоление двух подходов к пониманию развития речи: инстинктивистского, или интуитивистского и формалистского. Хотя они, на первый взгляд - противоположны, в основе каждого из них - идея подражания речевым образцам взрослого, в первом случае - стихийного, во втором - организованного. Именно понятие языкового обобщения снимает в себе эту оппозицию, выводя проблему совсем в иную плоскость.
В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.
В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).
Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 – 1992) – ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические,
психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.
7.Задачи развития речи детей дошкольного возраста, исходя из ФГОС дошкольного образования
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Основные задачи по развитию речи детей:
1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);
4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:
Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,
Ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,
Ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,
Организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Феликс Алексеевич Сохин (1928-1989) известный исследователь в области развития речи детей дошкольного возраста.
Исследования, проводимые под руководством Ф. А. Сохина, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, они органически сочетали в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты.
На основе результатов проведенных им исследований существенно переработано программное содержание развития речи в разных возрастных группах детского сада. Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф. А. Сохина издавалось три раза (общим тиражом 1 млн. экз). Эта книга вместе с «Умственным воспитанием детей дошкольного возраста» (под ред. Ф. А. Сохина и Н. Н. Поддъякова) и «Методикой обучения русскому языку в национальном детском саду» (под ред. Ф. А. Сохина и Е. И. Негневицкой) получили в свое время (1988 г.) первую премию Академии педагогических наук СССР.
Под редакцией Ф. А. Сохина (совместно с В. И. Ядэшко) подготовлено и учебное пособие «Дошкольная педагогика», опубликованное в ряде стран. Всего Ф. А. Сохиным опубликовано свыше ста научных и научно-методических работ, многие из них переведены на иностранные языки.
Всю свою плодотворную научную деятельность Ф. А. Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте. Еще будучи студентом, он написал дипломную работу, посвященную формированию грамматического строя речи детей, которая показала, что в науку пришел тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи.
В дальнейшем Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речевого развития ребенка. Он горячо отстаивал самостоятельное значение этого развития, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ, развитие речи было выделено в особый раздел «Программы воспитания и обучения в детском саду», а в Институте дошкольного воспитания была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента создания и до конца своей жизни.
В работах Ф. А. Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Эти работы убедительно показывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Центральные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР.
В исследованиях достаточно четко выделены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.
В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Э. А. Федеравичене, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) установлено, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.
Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия).
В вопросах совершенствования грамматического строя речи был осуществлен выход за пределы бытующего в методике узкого подхода, состоящего в том, что в качестве основной задачи выступает преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей. Основой совершенствования грамматического строя стало формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. При этом дети осваивают как способы образования слов от одного корня, имеющих разную структуру, так и способы образования слов от разных корней, имеющих одинаковую структуру. Перед детьми открывается смысл формально-семантических отношений (зависимость значения слова от его структурных особенностей). И если сначала словообразование носит в значительной мере характер свободного словотворчества, создания «собственных» слов, отсутствующих в языке, то впоследствии дети овладевают обобщенными способами словообразования и видоизменяют слова в соответствии с языковыми нормами.
Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся в пассивной речи детей при слушании и понимании взрослых.
В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виноградова) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. п. В качестве основных показателей связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность двинуться дальше - к обучению планированию и составлению самостоятельного рассказа. Но наиболее высокие требования к связной речи представляет переход к «письменному» изложению мысли, когда ребенок диктует, а взрослый записывает.
Если в исследованиях первого и второго направления обобщение и осознание языковых явлений выступает только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, то исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Тумакова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное - закладывают основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
Методика «Живые слова», разработанная Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой, широко используется при ознакомлении детей со смысловой стороной предложения, порядком слов, интонационным оформлением высказывания.
Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке Ф. А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Он считал, что вопросы обучения дошкольников второму языку должны осуществляться в тесной связи с обучением родному языку, что обеспечит взаимообогащение развития речи на родном и втором языке.
В целом, исследования, проводившиеся под руководством Ф. А. Сохина, не только подтвердили справедливость намеченной им линии развития детской речи, но и показали, что ее реализация в педагогических разработках приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). Вместе с тем, уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм мышления ребенка.
Коллеги, ученики, последователи Ф. А. Сохина продолжают исследования проблемы развития речи в разных направлениях под руководством О. С. Ушаковой: развитие связной монологической речи (Я. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Р. X. Гасанова, Л. Г. Шадрина), работа над семантическим компонентом детской речи (А. А. Смага, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева), развитие словесного творчества и его взаимосвязь с разными видами художественной деятельности (Ле Тхи Ань Туэт, Р. П. Боша, Н. В. Гаериш, Е. В. Савушкина, Г. А. Куршева, Л. В. Танина), воспитание культуры речевого общения в семье (Л/. В. Ильяшенко), особенности вербализации эмоциональных представлений (Н. В. Соловьева).
Результаты исследований, проведенных Ф. А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, широко используются в практике работы детских садов нашей страны.
Подготовленные ими книги и пособия служат учебным материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.
На основе проведенных исследований в лаборатории подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд методических пособий для всех возрастных групп
детского сада.
Сотрудниками Ф. А. Сохина получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной в лаборатории, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема диагностики речевого развития детей, а также проблема развития словесного творчества в разных видах художественной деятельности дошкольников.
Феликс Алексеевич был необыкновенно добрым, чутким человеком. Он пользовался огромным уважением и любовью со стороны всех, кто когда-либо общался и работал с ним. Твердо отстаивая свои научные убеждения, он вместе с тем всегда был готов понять и учесть точку зрения другого. Наделенный незаурядными литературными способностями, гонким и мягким юмором, Феликс Алексеевич поражал окружающих своими блестящими шуточными стихами и шифрограммами, был истинной душой коллектива, в котором работал. Его отличали высочайшая ответственность, готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, взять на себя любую дополнительную работу.
Подготовив к печати сборник избранных работ Ф. А. Сохина, его коллеги и ученики надеются, что он найдет широкий круг читателей: педагогов, психологов, лингвистов, преподавателей методики развития речи, студентов педуниверситетов и педколледжей, работников дошкольно-образовательных учреждений.
Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста
Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Развитие речевого слуха.
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над развитием речевого дыхания.
Работа над голосом.
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Работа над дикцией.
Работа над орфоэпией.
Работа над темпом речи.
Работа над интонационной выразительностью.
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет.
Примерный практический материал.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.
Примерный практический материал.
Планирование работы по звуковой культуре речи.
Занятия по звуковой культуре речи.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия.
Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий.
Формирование словаря.
Связная речь.
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Пересказ литературных произведений.
Рассказывание по картине.
Рассказывание по игрушке.
Рассказы детей из опыта.
Творческие рассказы.
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Вторая младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.
Подготовительная к школе группа.
Ознакомление с предложением.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Ознакомление со слоговым строением слова.
Ознакомление со звуковым строением слова.
Речь воспитателя.
Требования к звуковой стороне речи.
Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.
Работа над собственной речью.
Устранение недостатков произнесения звуков.
Речевое дыхание.
Работа над дикцией.
Орфоэпия.
Интонационная выразительность.
Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.
Планирование работы воспитателя.
Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе.
Вопросы для выборочного анализа календарных планов воспитателей (по развитию речи).
Скачать