Новорожденный в 1 месяц развитие. Первый месяц жизни ребенка

Вашему ребенку один месяц! Это первая настоящая дата, которую вы можете даже отпраздновать! Ваш малыш всего лишь за один месяц достиг значительных успехов, и теперь уже он не новорожденный а настоящий грудничок. Грудной период продолжается с 1 месяца до года!

Сейчас во внешнем виде малыша происходят значительные изменения, особенно это заметно по фотографиям. Отечность и одутловатость личика проходят, оно приобретает конкретные черты. Теперь уже можно разгадывать, на кого же похож малыш, хотя эта похожесть еще несколько раз поменяется.

Пупочная ранка у большинства детей к этому возрасту заживает, если не было воспаления, и на животе красуется самый настоящий пупок.

Мышцы малыша начинают расслабляться, постепенно проходят судороги. Кулачки разжимаются, а ручки, до сих пор прижатые плотно к телу, пускаются в дело (проходит физиологический гипертонус). Малыш еще не умеет обращаться с ними, бесцельно машет и не может держать погремушку или схватить что-нибудь.

Удерживать головку малыш тоже еще не умеет. Лежа на животе, он может только приподнимать ее на 15–30 секунд. Из-за этого, во время ношения на руках, мама должна быть осторожной и придерживать малыша за затылок.

Как выглядит ребенок в 1 месяц








Эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

В течение второго месяца жизни у малыша на смену кризиса новорожденности приходит так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Что это такое?

В 2–3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3–4 недели - сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер.

В в конце первого месяца компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Полезно знать

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сложилась.

Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:


  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого.

  • Использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения.

  • Обильные вокализации во время общения с матерью.

  • Реакция улыбки.

Полезно знать

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед. К концу этого месяца ребенок будет уже способен сжимать и разжимать пальцы. Свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела. В положении на животе к концу этого месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из‑за этого смотреть далеко вперед он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус - сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу этого месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Зрение. Четче, чем на первом месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и разговаривает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест‑упражнение‑игра
Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд.

На втором месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка - обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие - что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Поэтому подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие - на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, - не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» - подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. Есть мнение они могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее - примерно с 4–5 месяца.

Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест‑упражнение‑игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать. На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1‑го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2‑го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу‑неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту‑у‑у, ля‑я‑я, бу‑у‑у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем - «а‑а‑а», «а‑бы‑ы», «е‑ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии. К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» - и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

Денверский тест в 1 месяц

Грубые движения - Лежа на животе, поднимает голову
Речь - Улыбается

Визит в поликлинику

В этом месяце вам с малышом предстоит первый визит в поликлинику. В каждой из них есть «день здорового ребенка» или «грудничковый день», когда приходят только здоровые дети, чтобы больные не заражали их. Его надо заранее узнать (обычно это вторник или среда), чтобы не прийти в день, когда поликлиника будет набита кашляющими и чихающими детьми всех возрастов.

Осмотр педиатра положено проходить каждый месяц. Кроме того, существует диспансеризация, то есть осмотр ребенка врачами-специалистами и взятие анализов. В это месяце вам предстоит пройти и то и другое.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог (невропатолог).

  • Детский хирург.

  • Ортопед (травматолог-ортопед). Обычно грудничка смотрит либо хирург, либо ортопед.

  • Офтальмолог (окулист), этот специалист иногда впервые осматривает малыша в 2 месяца.

Плановая вакцинация:


  • Вторая вакцинация против гепатита В (первая проводится в роддоме, а третья - в два месяца).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, нет ли в ней белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, нет ли в нем крови, лейкоцитов).

Следующая диспансеризация вам предстоит в три месяца, а в два - только осмотр педиатра.

Как кормить ребенка в 1 месяц?

Приоритетом по прежнему остается грудное вскармливание. Кормить малыша лучше всего только грудным молоком. Количество прикладываний не ограничено, в том числе и ночью. Это называется кормление по требованию. Для этого удобнее класть его спать вместе с собой, или придвигать кроватку без бортика к своей кровати. Так у вас будет больше шансов выспаться, а ночи станут спокойнее.

Полезно знать

«Kогда вы целуете своего малыша, вы меняете состав грудного молока. А вы знали, что неудержимое желание зацеловывать своего ребёнка преследует биологическую цель? Когда мама целует своего малыша, она получает с его личика образцы микрофлоры, которые затем попадут в её лимфатическую систему. Организм мамы для борьбы с патогенными микробами сформирует антитела, которые малыш получит затем с грудным молоком. Ну что?! Правда, удивительно?» (взято у Екатерина Житомирская Шехтман).

Если у вас возникли вопросы, связанные с грудным вскармливанием, если присутствует дискомфорт во время кормления, появились уплотнения в груди, если вам кажется, что вам мало молока, что малыш плохо набирает в весе не спешите вводить смесь. Проконсультируйтесь с педиатром и обязательно - со специалистом по грудному вскармливанию .

Полезно знать

Грудное вскармливание не лучше и не хуже смеси. Это норма! Смесь не норма. Поэтому вещи эти несравнимые. Нельзя утверждать, что дети на ГВ меньше болеют, лучше развиваются и добиваются в будущем больших успехов. Но искусственное вскармливание является фактором риска для многих заболеваний.

Малышей на искусственном вскармливании кормят также по требованию, но из бутылочки. Количество смеси на одно кормление 80–120 мл, количество кормлений - не меньше 6.

Как купать ребенка в 1 месяц?

Если вы ещё не освоили круг на шею для плавания - то сейчас самое время им воспользоваться. Грудничков необходимо купать каждый день, желательно перед сном. Принятие теплой ванны прекрасно расслабляет, снимает мышечное и психологическое напряжение, улучшает настроение и самочувствие. А если во время принятия такой ванны младенец будет не просто лежать на руке у мамы, а активно плавать, тогда помимо расслабления он еще и высвободит оставшуюся за день энергию. С этой целью ведущими специалистами в области педиатрии был разработан специальный круг на шею для купания новорожденных. Сейчас такие круги доступны любой семье, ведь они продаются всюду, а также имеют небольшую цену. Их производят из высокопрочного неаллергенного полимера в разных странах мира. Маленькие дети очень любят плавать на таком круге - таким способом они развивают свой природный врожденный плавательный рефлекс.

Даже если ваш малыш еще не держит головку, купание новорожденного с кругом (с какого возраста - не имеет значения) возможно. От ребенка при таком плавании не требуется усилий и напряжения мышц шеи, это не опасно, ведь в разработке кругов принимают участие специалисты, и продукция тестируется при выходе на рынок.Те мамы и папы, у которых есть проблемы со спиной, что не позволяет купать своего кроху, нагнувшись, оценят купание новорожденного с кругом. С какого возраста вы бы не начали, просто надуйте круг, наденьте его на ребенка и опустите малыша в воду. Ваше чадо будет плавать самостоятельно, без вашей помощи, переворачиваясь с животика на спинку и обратно. Особенно полезно проводить эту процедуру перед сном - если вода будет чуть прохладнее, чем обычно, ребенок будет активно двигаться и тратить энергию. После этого глубокий сон гарантирован. Если вода будет теплой, мышцы ребенка расслабятся.

Конструкция такого круга элементарна - это одна или две круглые воздушные камеры с клапанами для надувания. Обычно имеются две застежки и ручки, за которые родители могут держать приспособление. В некоторые модели производители добавляют элемент игры - погремушки или бубенчики, которые издают звуки при движении ребенка. При выборе круга обратите внимание на края внутренней его поверхности, чтобы они не травмировали нежную кожу шеи малыша. Обязательно должен быть выступ для подбородка. При соблюдении всех этих условий будет абсолютно безопасным купание новорожденного с кругом. С какого возраста начинать? Решать вам. Производители рекомендуют применять такие круги на шею можно с одной недели жизни. Однако по опыту мам, новорожденный малыш ещё слишком мал и попросту выскальзывает из круга. Поэтому возможно начинать такое плавание лучше с 1–1,5 мес.

Внимание!


  • Такой круг не используется в качестве спасательного средства.

  • Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванной без присмотра, даже на круге - это может быть смертельно опасно для вашего малыша. Для большей безопасности первое время слегка поддерживайте малыша рукой под спинку или животик.

  • Не используйте такой круг для купания в больших водоемах, например, в речке, море или озере. Если вы все же рискнули купать малыша в водоеме, постоянно держите круг за одну из мягких ручек на нем.

Доктор Комаровский о купании новорожденных

Как играть с ребенком в 1 месяц?

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20–30 минут, к концу третьего месяца - до часа. Задача взрослого - создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи - все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Где мама? (с 1,5–2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.

Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая - ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье - обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Я слышу маму (с 3–4-й недели)
Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух. Покажите ребенку высокие и низкие звуки. Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3–4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Видеоблог - ребенку 1 месяц

1 месяц после родов

Кормление ребенка

Как мы перешли с бутылочки на грудь

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Развитие малыша, особенно в первый месяц жизни, очень важно. Промежутки бодрствования в этот период малы, поэтому важно построить график грудничка так, чтобы вместить необходимые занятия. Важно правильно расставить приоритеты и подобрать занятия, которые будут направлены и на психомоторное развитие, и на физиологическое развитие, и на развитие органов чувств.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Для ребенка в таком возрасте, в первую очередь, важно постоянное присутствие мамы рядом и кормление грудным молоком. Однако нельзя забывать и о другим элементах развития, среди которых плавание, прогулки и прочее. Родителей интересует, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Малыш к одному месяцу может:

  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Различать яркие цвета, рисунок в клетку и полоску;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете;
  • Следить за движущимся предметом;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животе.

Родителям важно обеспечить правильный уход за малыша, ведь это залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка.

Правильный уход за ребенком в 1 месяц

Кормление . В первый месяц важно , ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша. Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.

В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать .

Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление. Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут.

Важно поддерживать комфортную температуру воды и ванной комнаты, чтобы ребенок не перегрелся или не переохладился. Начинать купание нужно при 37 градусов выше нуля, затем снижайте температуру воды на 1 градус раз в четыре дня. Начинать закаливание педиатры рекомендуют не раньше 3-4 месяцев со дня рождения. Полезные упражнения с грудничков в воде вы найдете по ссылке /.

Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.

Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит. Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте .

Гигиена – важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.

Физическое развитие

С первых минут после рождения организм начинает постепенно адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Сегодня врачи рекомендуют сразу же прикладывать малыша к груди, так как это положительно влияет и на физическое развитие малыша, и на становление лактации у матери. В первые 12 часов малышу делают прививку против гепатита В, а в течение недели – против туберкулеза. Через месяц против гепатита проводится повторная вакцинация.

Нередко в первую неделю после рождения малыш теряет около 10% массы тела. Это нормальное явление, которое возникает из-за адаптационного периода и перестройки внутренних органов грудничка. Только ко второй неделе состояние малыша стабилизируется, он становится более спокойным и начинает постепенно набирать вес. Давайте рассмотрим подробнее показатели, которые должны быть у малыша к одному месяцу.

Отметим, что в первый месяц жизни норма прибавки веса составляет по 90-150 грамм за неделю. Таким образом, к первому месяцу масса новорожденного увеличивается в среднем на 400-600 грамм по сравнению с массой при рождении. Как правильно рассчитать норму прибавки веса у детей до года, читайте .

Психомоторное развитие

У детей присутствует несколько врожденных рефлексов, среди которых сосательный, хватательный и поисковый. Так, при проведении пальцем или соской вокруг рта грудничок совершает губами сосательные движения. Кроме того, ребенок хватает то, что касается ладошки, и поворачивает голову при поглаживании какой-либо части тела.

Когда новорожденный слышит внезапный или громкий звук, он разводит руки и ноги в стороны и сводит обратно. Лежа на животике, он совершает плавательные движения. А если взять малыша на руки так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он станет совершать движения, имитирующие ходьбу.

К третей неделе грудничок начинает копировать активные движения мимики мамы. Не забывайте, что интуитивно младенец чувствует эмоции взрослых. Если мама или папа чувствуют себя комфортно, то и ребенок ведет себя спокойно. Если они раздражены или злы, новорожденный становится тревожным, плачет и капризничает. А к четвертой неделе уже начинает развиваться “речь”, когда малыш издает фыркающие и пищащие звуки.

Чтобы развивать моторику и речь, нужно регулярно разговаривать с малышом голосом, мимикой, жестами. Кроме того, важно поддерживать развитие органов чувств. Развивать зрение можно при помощи ярких и цветных игрушек, которые протягивают ребенку, вешают над кроваткой или в коляске. Для развития слуховых органов можно не только говорить с малышом, но и давать слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.

Играйте с ребенком, рассказывайте сказки и пойте песенки. Это развивает зрение и слух, моторику и концентрацию внимая, благотворно влияет на психическое состояние и самочувствие малыша.

Развитие недоношенного ребенка

Недоношенным считают малыша, который родился раньше 260 дня беременности. Причин преждевременных родов множество. Это и проблемы со здоровьем у мамы, неправильный образ жизни, предшествующие аборты, стрессы и т.д.

У недоношенного ребенка можно наблюдать тонкие кожные покровы и красноватую морщинистую кожу. Внешние отличия от детей, которые родились в срок, проходят к году. Более заметны отличия не во внешних признаках. Ранние детки осваивают навыки и умения немного позже. Так, при преждевременном рождении ранее недели беременности ребенок может отставать в развитии на 1,5-4 месяца.

В первый месяц у недоношенного ребенка наблюдаются мало развитые врожденные рефлексы и малоподвижность, вялость и пониженный мышечный тонус. Такие дети медленно набирают вес. До тех пор, пока малыш не научится питаться самостоятельно, он получает пищу через специальный зонд.

Чтобы обеспечить правильное психомоторное и физическое развитие недоношенного ребенка, важно уделять ему повышенное внимание и тщательно наблюдать за функционированием каждого органа. При правильном уходе состояние малыша приближается к нормальному уже к 12 месяцам после рождения.

  • Попытайтесь наладить грудное вскармливание, ведь молоко мамы – лучшее средство для повышения иммунитета у недоношенного малыша. Грудное молоко придает сил, способствует набору веса и ускоряет развитие раннего ребенка. Никакая молочная смесь не заменит молоко! Поэтому если лактация уже началась, сцедите молоко и накормите малыша через бутылочку или зонд. Регулярно предлагайте грудь ребенку, чтобы развить сосательно-глотательный рефлекс;
  • Уделяйте внимание климату в комнате, следите за влажностью и избегайте сквозняков. Температура в комнате для недоношенного ребенка должна быть чуть выше. У обычных грудничков она составляет 18-24 градусов выше нуля, у недоношенных детей показатели варьируется в пределах 22-25 градусов;
  • Одевайте малыша теплее, если он весит менее 2 кг. В другом случае ребенка следует одевать также, как и обычного новорожденного;
  • Купание для детей с массой менее 1,5 кг можно начинать после двух-трех недель. В остальным случаях купать малыша можно уже на 7-10 день. Температура воды при этом должна составлять 38 градусов, а в ванной комнате – не менее 25;
  • Прогулки начинают только в теплую погоду через 12-14 дней со дня рождения. Первая прогулка должна быть короткой и составлять 10 минут, затем увеличивайте время до 1,5 часов. Во время холодов или жары выход на улицу лучше отложить;
  • Врач должен составить индивидуальный график прививок, так как в первый месяц жизни у недоношенного малыша серьезно увеличивается риск появления инфекционных заболеваний;
  • Массаж принесет неоценимую пользу недоношенному ребенку, ведь почти 50% таких деток начинают быстрее набирать вес. Легкие простые прикосновения и поглаживания положительно влияют на самочувствие и физическое состояние младенца. Массаж можно начинать уже на второй неделе жизни. А через 1-1,5 месяца начинают делать специальную гимнастику.

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)

Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.


К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.


Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.


Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.


Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.


Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза, чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.

Развитие ребенка: вторая неделя жизни

Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.


Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.


В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.


Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.


До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.

Развитие ребенка: третья неделя жизни

Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.


Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.


Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.


Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.


Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.


Развитие ребенка: четвертая неделя жизни

Прибавка в весе у за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.


Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.


Именно в это время ребенок при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.


Ребенок в может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.


Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.

В данной статье мы обсудим, каким должно быть развитие ребенка в 1 месяц. Это особенные тридцать дней в жизни малыша и его родителей. Маленький человечек познает этот мир, учится жить в нем, активно к нему приспосабливается. Новорожденный переносит такой стресс, который не снился даже самому сильному взрослому человеку. За короткие сроки беспомощному и беззащитному малышу нужно пережить весьма болезненное появление на свет. Меняется тип среды, в которой он находится, вид кровообращения и питания. Поэтому родители в первый месяц жизни своего ребенка должны быть предельно внимательными и осторожными. Конечно, нелегко родителям, особенно матери. Ей придется по многу дней недосыпать, забыть о себе и своих потребностях, ведь ее жизнь сосредоточится только на этом маленьком крохе. Примерно через неделю уйдет с личика отечность у новорожденного, малыш с каждым днем будет становиться все красивее. 1 месяц тратит на то, чтобы окончательно адаптироваться к окружающей среде.

Рефлексы новорожденного

Поняв всю серьезность ситуации, родители спросят, а каким же должно быть развитие ребенка в 1 месяц, чтобы все было в норме и не вызывало опасений? Ребенок приходит в этот мир с достаточным набором рефлексов, которые не могут не удивлять. Что умеет ребенок в 1 месяц? Например, если дотронуться до его губ, он вытянет их трубочкой и будет готов сосать. Если капнуть на язык что-то сладенькое, то начнет причмокивать, как бы от удовольствия. Так же активно реагирует на раздражители. Если дать ему в рот что-то горькое или кислое, то он начнет морщиться. Если резко и громко постучать, то малыш повернется в ту сторону, откуда он услышал звук, станет активно прислушиваться и морщить лобик. Свою мать новорожденный безошибочно узнает по характерному запаху молока и по интонациям голоса. У здорового новорожденного должен быть развит хватательный и Чтобы проверить последнее, нужно аккуратно надавить на подушечку ступни малыша. Через короткое время пальчики должны сжаться.

Что умеет ребенок в 1 месяц помимо рефлексов

  1. Ребенок должен уметь приподнимать головку, пусть и на достаточно недолгое время.
  2. Свободно двигать руками и ногами, вращать спинкой.
  3. Издавать звуки (гулить).
  4. Рассматривать неподвижный предмет, реагировать осознанной улыбкой на то, что для него приятно.
  5. Различать звуки и самые основные цвета спектра.
  6. Узнавать свою маму - это главный навык, которым должен обладать новорожденный ребенок, 1 месяц - это более чем достаточный срок для этого.

Режим дня новорожденного ребенка

Регулярное питание, мытье, общение, ласка, сон, прогулки. Все это режим ребенка в 1 месяц. Но должен ли он соблюдаться в строгом порядке? Мнения педиатров в последнее время по этому вопросу разделились. И как же растерянной маме быть в сложившейся ситуации, если даже врачи не могут принять единого решения? Все зависит от того, как протекает развитие ребенка в 1 месяц, и от условий вокруг него. Есть семьи, в которых молодым родителям помогают бабушки и другие родственники. Тогда можно забыть о строгом режиме дня. Но если мама одна занимается уходом и воспитанием, то строгий распорядок дня поможет ей все успеть и не упасть без сил к вечеру.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

В ближайшие дни после прибытия мамы и ребенка из родильного дома для планового осмотра должны обязательно прийти участковый врач и дежурная медсестра. Им можно и нужно задавать любые вопросы, совершенно этого не стесняясь. Отвечать на них - это их непосредственная профессиональная задача. Чаще всего у медицинских работников спрашивают о физических и физиологических показателях. Мама желает знать, правильно ли протекает развитие ребенка в 1 месяц. Врач ответит на эти вопросы и далее приступит к осмотру новорожденного. Нужно обязательно показать, что делает ребенок в 1 месяц, хотя бы на уровне рефлексов.

Показатели физического развития

Какими же должны быть нормальные показатели физического развития, чем должен обладать грудной ребенок в возрасте одного месяца? Окружность головы - 34-35 сантиметров. Средний рост ребенка в 1 месяц - 49-50 сантиметров. Обхват грудной клетки - 33-34 сантиметра. в 1 месяц должен составлять от 3,300 до 3,500 килограмма. Эти цифры довольно средние. Далеко не факт, что под них должен подходить каждый новорожденный ребенок в 1 месяц. Если родителей беспокоят какие-то несоответствия, они должны проконсультироваться с медсестрой или лечащим врачом.

Необходимость внимания

Правильный уход и нормальное развитие прежде всего должны сопровождаться вниманием со стороны родителя. Ребенку нужно уделять максимум времени, как можно чаще брать его на руки и разговаривать с ним. И пусть он еще не понимает, о чем идет речь, можно просто что-то говорить спокойным, тихим голосом. Малыш будет от этого спокойнее, он будет привыкать к голосу мамы, что в дальнейшем послужит для его формирования правильной речи и развития речевого аппарата.

Подходить к чаду нужно по первому же его зову. Не надо слушать бабушек и соседок, которые говорят, что нельзя брать ребенка на руки и делать из него тем самым эгоиста. Это мнение в корне неправильно! Чем меньше уделять внимания ребенку, тем более нервным он будет, намного больше кричать и требовать внимания. А если ребенок уверен, что мама подойдет к нему сразу же, то он сам по себе будет спокойнее. Не стоит бояться, если ребенок кричит. Молодая мама сразу начинает думать, что ему плохо или что-то болит. Но в большинстве случаев ребенок просто мокрый, его нужно переодеть - и крики утихнут. Или же подходит время кормления, и ребенок своим криком требует есть. А быть может, он просто соскучился по маме и хочет ее увидеть.

Питание ребенка в 1 месяц

Нередко встает вопрос о кормлении, чем кормить и как делать это правильно. Конечно, никто не станет спорить, что грудное вскармливание - оптимальное для малыша и самое лучшее для его здоровья. Современный рынок сейчас предлагает большое количество искусственных смесей для вскармливания чуть ли не с первого дня жизни. Производители убеждают, что они обогащены витаминами, минералами и другими невероятно полезными добавками. Но эта смесь подходит только лишь для питания, на этом ее функция заканчивается. Материнское молоко здесь вне конкуренции, так как в нем содержатся еще и антитела, которые препятствуют возникновению болезней и инфекций у малыша. Ни одна смесь не сможет искусственно воспроизвести это. Грудное вскармливание имеет невероятно важное психологическое значение, помогает еще больше сблизиться матери и ребенку.

Трудности при грудном вскармливании

Но некоторые дети прямо с рождения отказываются брать грудь. В такой ситуации нужно опять-таки консультироваться со специалистом. Быть может, дело в неправильной форме сосков или они излишне тугие. Бывают случаи, когда мать неправильно держит грудь во время кормления. Редко проблема кроется в том, что ребенок просто флегматичный и ленивый. Он засыпает и не делает активных сосательных движений. Такого ребенка нужно постоянно тормошить и побуждать к кормлению.

Также не стоит исключать такую специфическую ситуацию, как запах. Ребенку, может, просто не нравится запах молока. Возможно, мать съела что-то пахучее. Лук, чеснок, зелень или какую-то приправу. Если наблюдается такая проблема, то эти продукты нужно употреблять с очень большой осторожностью. Хотя бы на первое время стоит исключить из материнского рациона те продукты, которые могут спровоцировать аллергию. Это шоколад, красные ягоды, цитрусовые. Само кормление обычно укладывается в 15-20 минут. В первые дни, пока этот процесс не отлажен, оно может затягиваться и на более длительное время. В среднем ребенка нужно кормить 7 раз в сутки. Если же ребенок мало весит, то питание должно осуществляться чаще.

Врачи единогласно рекомендуют кормить ребенка по мере потребности. Но это не значит, что кормления должны быть беспорядочными. Наоборот, нужно составить их четкий график, это будет способствовать улучшению пищеварения, да и просто хорошему самочувствию малыша. Но если ребенок захотел есть раньше положенного времени, не стоит слушать его завывания, нужно поскорее накормить кроху.

Какое количество еды оптимально для новорожденного?

Родителей часто беспокоит вопрос, а сколько съедает ребенок в 1 месяц? Одни родители жалуются, что ребенок не может оторваться от груди или бутылочки, другие считают, что кроха ест слишком мало. Оптимальное в такой ситуации - смотреть на самочувствие и состояние ребенка. Если он здоров и счастлив, то все в порядке, сколько бы он ни ел. После кормления ребенка нельзя класть на спину, он может захлебнуться при срыгивании. На вопрос, сколько съедает ребенок в 1 месяц, врачи не дают однозначного ответа.

Игрушки

Младенец много времени проводит в кроватке. Ленивые дети на первых месяцах жизни спать могут около 20 часов в сутки! Как только родители привозят ребенка из роддома, встает вопрос о том, какие игрушки на кроватку для новорожденных выбрать. Обычно уже много погремушек успевают надарить бабушки, дедушки, друзья родителей и другие родственники. Однако ребенку вовсе не нужно такое изобилие, особенно маленькому. Какие же существуют основные критерии для выбора игрушки на кроватку для новорожденных? Они должны быть не очень тяжелыми, изготовлены из экологически чистых материалов. Что касается цветового решения, лучше выбрать спокойную гамму оттенков, но достаточно насыщенную.

Очень популярными среди игрушек для новорожденных являются подвесные погремушки. Ребенок еще не будет с ними играть, но будет учиться различать цвета, оттачивать хватательные навыки. В последнее время стали делать такие игрушки с музыкальным сопровождением. Если и давать ребенку такую игрушку, то мелодия должна быть очень умиротворяющей, спокойной и ни в коем случае не громкой - это может напугать малыша. Конечно, стоит помнить, что игрушки, перед тем как давать их малышу, должны быть тщательнейшим образом вымыты и продезинфицированы.

Как происходит развитие ребенка по месяцам до 1 года

На первом году жизни к ребенку будет планово приходить врач и медсестра. Это делается для того, чтобы отследить развитие ребенка по месяцам до 1 года и убедиться, что оно идет правильно. В случае необходимости доктор дает направление на обследование и консультации к узким специалистам. К возрасту 1 года ребенок должен уметь:

  • сидеть на корточках;
  • самостоятельно вставать с них для ходьбы;
  • ходить, перешагивать препятствия на своем пути;
  • приседать, чтобы поднять упавший на пол предмет.

Он активно участвует в том, что его непосредственно касается (личная гигиена, одевание). Пьет из кружки, держит ложку, пережевывает твердую пищу. К этому возрасту уже формируются предпочтения в пище. Малыш не ест то, что ему не нравится. Нуждается в присутствии родителей, может выразить свое желание самыми примитивными словами «дай», «иди», «нет» и так далее, понимает то, о чем с ним говорят, может подозвать взрослого, маму, папу и других. Развитие ребенка по месяцам до 1 года - сугубо индивидуальный процесс. Нельзя подогнать всех детей под одни нормы и стандарты. Ваш малыш к году может так и не пойти, но зато в его словарном запасе будет больше слов, чем положено. В любом случае не стоит поднимать панику. Тем более педиатр всегда подскажет, что делать. Вам останется только соблюдать все предписания и радоваться каждому достижению вашего чада, а главное, любить его.